Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 20:12, курсовая работа
Перед исследованием нами была сформулирована цель, которая заключается в следющем. Сформировать систему наглядных пособий, которые используются на уроках истории средних веков в школе.
Для выполнения поставленной цели решались две задачи, которые необходимо было выполнить:
- определить понятие наглядности и ее роли в изучении истории;
- сформировать систему наглядных пособий, которые использует учитель для своих уроков.
Введение 3
1. Понятие и роль наглядных пособий на уроках истории 4
2. Система наглядных пособий к курсу истории средних веков в школе 7
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Оглавление
Актуальность выбранной нами темы сводится к тому, что каждый педагог в своей работе должен и может руководствоваться своей выработонной системой преподнесения изучаемого материала. Каждый педагог – это творец! Нет ничего невозможного и невыполнимого. Есть только нежелание это сделать. Учитель – он образец для ученика, его путеводная нить по дороге знаний. Пусть это звучит несколько пафосно и громко, но это так и только от учителя зависит полюбит ребенок его предмет или же будет только отбывать повинность на уроках истории.
Объектом изучения в нашей работе являются труды теоретиков и практиков, учителей истории и тех, кто посвятил жизнь изучению вопроса наглядности в обучении подрастающего поколения.
Предметом изучения работы стал вопрос о выработке темы наглядных пособий по курсу истории средних веков в школе.
Перед исследованием нами была сформулирована цель, которая заключается в следющем. Сформировать систему наглядных пособий, которые используются на уроках истории средних веков в школе.
Для выполнения поставленной цели решались две задачи, которые необходимо было выполнить:
- определить понятие
- сформировать систему наглядных пособий, которые использует учитель для своих уроков.
При исследовании мы использовали труды авторов, среди косторых Алексеева Л.В., Белова Л.К., Вагин А.А., Короткова М.В. и другие.
В процессе работы использовались методы анализа, сравнения, которые поомгли выявить особенности, характерные черты каждого из способов наглядности.
Структура работы подчинена логике изложения материала и состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является в конечном счёте исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.
Я.А. Коменский в свое время определил наглядность как важнейший компонент процесса обучения: "Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть о ней идет речь, выясняющее дело более всесторонне…")1. Это его высказывание подтверждает правильность введения средств наглядности на первое место классификации. Отражаясь обобщенно в наглядных пособиях, история открывает целостность непосредственного восприятия.
Слово уже далее конкретизирует, уточняет, анализирует, обобщает, усиливает эмоциональное отношение для внедрения в ту или иную форму взаимодействия. Надо сказать, что в процессе обучения истории наглядность всегда описывается словами, выступая в этой связке то главным доминирующим средством при вспомогательности слова, то иллюстрирует словесные построения, то в равной степени гармонично участвует в формировании образа, в анализе, в акте исторического действия в событии. Так, вся система средств способствует, с одной стороны, функциональному освоению моделей жизнедеятельности и поведения субъектов истории, а с другой - участвует в становлении отношения к современной действительности.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.
Так, с помощью различных приёмов конкретизации, методом описания можно без всяких наглядных пособий создать у обучаемых, незнакомых с ужасами и тяжестями Второй Мировой войны, некоторое представление о массовых жертвах войны, о необходимости стремится к тому, чтобы такое событие не повторилось, так как элементы этого представления ("огромные потери", "истребление народов", "голод", "оккупация") ученики могут представить, но не осознать2.
Дело в том, что путём непосредственного восприятия явлений войны обучаемые могли получить лишь элементы, необходимые для создания цельного исторического образа, а сам образ прошлого воссоздавался ими на основании слов учителя по-разному, в соответствии с различными способностями воображения, уровня внимательности и сочувствия.
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
Обычно к рисункам и фотографиям, схемам и таблицам, картам и линиям времени методисты и учителя относятся как к средствам обучения и разрабатывают приемы их эффективного использования для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. Гораздо реже в иллюстрациях видят источники исторической информации, равнозначные печатным текстам.
А ведь эта функция на "генетическом" уровне заложена в иллюстрации, относящиеся к изобразительной наглядности документального характера. Это фотографические снимки, сделанные непосредственно в тот период времени, о котором рассказывает учебник; плакаты, карикатуры и произведения живописи, где время создания картины (в близкий к событию период или значительно позже) обуславливает особенности ее восприятия и анализа. В данном перечне по вполне понятным причинам отсутствуют только рисунки, выполненные современными художниками по заказу издательств при подготовке учебных книг3.
Все эти пестрые по содержанию и жанрам изображения объединяет присущий им субъективный, авторский характер. Поэтому каждая иллюстрация может (и в современных условиях должна) стать объектом критического и аксиологического анализа учащихся.
Анализ иллюстраций под критическим углом зрения представляется довольно сложным, потому что в учебниках истории они, как правило, обеспечены только кратким пояснительным текстом, а вопросы и задания, если таковые случаются, предлагают детям образно описать иллюстрацию или творчески прокомментировать ее сюжет, для организации такой работы нужно основательно подбирать материал из дополнительных источников. Между тем в некоторых зарубежных учебниках истории появились специальные рубрики, обучающие школьников приемам критического анализа карты и статистических данных, приемам исторического исследования, а также приемам работы с произведениями искусства как свидетельствами исторической эпохи. Все эти умения представляются важными для жизни в многокультурном и быстро меняющемся мире4.
Таким образом, наглядность играет большую роль в обучении истории:
При изложении исторических событий наглядность частично конкретизирует или частично заменяет повествовательный или описательный материал. Такой метод изложения материала повышает содержательность изложения, сокращая затраченное время, что также позволяет уточнить исторические представления учащихся. Создать яркий и точный зрительный образ исторического прошлого. Наглядность облегчает познание сложных явлений прошлого, исторических понятий, подведение к объективному пониманию истории.
Проблема активизации познавательного интереса учащихся и в частности подростков «стара как мир», но по-прежнему остаётся актуальной.
Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием в методике проведения, шаблоном, формализмом и как следствие скукой. Чтобы избежать этого, учителя ищут разные способы «оживления урока».
Как известно, большой интерес у учащихся вызывают приёмы и формы игрового обучения. Ролевая игра — это, во-первых, конкретный сюжет, моделирующий событие прошлого (по времени она занимает около 20 мин.); во-вторых, игровая ситуация, создаваемая прямо на уроке в рамках учебной деятельности.
Ролевая игра — форма познавательной деятельности, где учащиеся выступают в роли участников исторических событий.
Всё необходимое для игры — информация по теме, реквизит и прочее готовится дома. На уроке же происходит сама игра, состоящая из этапов, т.е. серии учебных заданий и конкурсов. Деятельность учащихся оценивается в конце занятия5.
Успешность проведения уроков закрепления и повторения, в основе которых лежит игра, зависит, во-первых, от тщательности подготовки таких уроков: сценария, распределения ролей, декораций и реквизита. Во-вторых, от продуманности хода игры, последовательности игровых ситуаций (сцен) и т.п. В-третьих, особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, особенно слабых, равнодушных, с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в игровую деятельность.
Ведь какими бы прекрасными не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания изучать историю. Именно поэтому «воспитание интереса к предмету» — это ключ к учению, познанию.
Педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания подростковый возраст. Чем активнее в это время методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Одна из традиционных форм урока — это повторение пройденного материала в форме урока-путешествия.
Это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.
Путешествие заставляет ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве.
Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений" . На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
Средства - "предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо" . Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.
В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.)
Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:
- естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
- подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
- специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
- изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции, фотографии);
- условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);
- технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).
Предметная наглядность - это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.
Информация о работе Система наглядных пособий к курсу истории средних веков в школе