Система наглядных пособий к курсу истории средних веков в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Перед исследованием нами была сформулирована цель, которая заключается в следющем. Сформировать систему наглядных пособий, которые используются на уроках истории средних веков в школе.
Для выполнения поставленной цели решались две задачи, которые необходимо было выполнить:
- определить понятие наглядности и ее роли в изучении истории;
- сформировать систему наглядных пособий, которые использует учитель для своих уроков.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и роль наглядных пособий на уроках истории 4
2. Система наглядных пособий к курсу истории средних веков в школе 7
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Курсовая история.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем6.

Хроникальные фильмы в какой-то мере "воссоздают" для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

Таким образом, строго говоря предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели7.

В любой программе обучения для каждой школы есть своя особенность, но все- таки основным способом обучения путем наглядного метода являются средства изобразительной наглядности, которые характерны для уроков истории и среди них можно выделить следующие:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.

Определяя систему наглядных пособий, которые учитель истории может выбрать  для проведения своих уроков, мы можем обратить внимание на то что, большой интерес школьников так называемые "объёмные" наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И, разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины8.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Графика - это "начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками"  Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.

С целью повышения качества обучения, условно-графическая наглядность должна отвечать ряду требований, среди которых соответствие средства содержанию изучаемого материала; неперегруженность объектами для запоминания; четкость изображения; широкая цветовая гамма и т.д.

Определенное место на занятиях по истории занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.

Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые. Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.

Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую. Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Примером может служить такой вид таблицы на тему: «Сословия средневекового общества»:

Сословия

Задачи перед обществом

Какой собственностью владели

Место в обществе

       

Заполняя подобную таблицу ученики используют логику, фантазию воображение и те знания, которые они уже имеют или получили вот вот на уроке, либо почерпнули из ххудожественной литературы. Подобные задания дают возможность продолжить изучение материала уже на примере сюжетов из книг о том времени, тех событиях, которые они изучают в данный момент времени.

Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.

Картограммы - это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению. Использование контурных карт на уроках или при выполнении домашних заданий дает привести полученные знания в систему и отразить это в карте9.

Графические средства наглядности довольно широко распространены. Десятки изданий альбомов, схем можно найти на прилавках магазинов, полках библиотек. В настоящее время есть огромная возможность использовать  весь этот материал для уроков и в обычной жизни в свободное время учащимися. Было бы желание! Вопрос о картах на уроках истории важная составляющая. Карта - неотъемлемый элемент урока истории. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации. К сожалению, сегодня школа обладает меньшим по объёму и весьма некачественным картографическим материалом. До сих пор преобладают настенные карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям.

Примером такого наглядного пособия может служить следующий фрагмент карты:

 

Существуют и старинные карты, которые можно также использовать на уроках в качестве наглядности. Еще лучшим примером будет то, если учитель проявив инициативу и изобретательность перенесет урок в музей или картинную галлерею, чтобы окунуть ребят в ту эпоху, которую изучают в настоящее время.

Для запоминания дат событий из истории  основным набором среди наглядных пособий, используемых на уроках используется  так называемая лента времени (памяти), лента дат, которая может размещаться над доской в кабинете истории, либо в классе на одной из стен. Дети могут изготовить такую ленту и сами для себя. Каждый делает ленту с основными историческими датами в своем цвете и манере, присущей только для него.

Например, такая лента может выглядеть так:

1381

Восстание Уота Тайлера

1453

Падение Византии

1380

Куликовская битва


 

Такая лента может видоизменяться, то есть, после изучения материала для проверки знаний используется другая лента – только даты. Дети отвечая на вопросы учителя под дату называют событие, которое произошло в это время. Происходит оценка знаний и закрепление материала.

В наш век развития  всевозможных технологий учитель истории должен использовать и  технические средства обучения. Это специальная аппаратура, которая помогает лучше и быстрее усвоить изучаемый материал.Среди таких средств: проекторы, компьютерные технологии. Электронные приложения, которые помогают в работе учителю не могут заменить его полностью, потому что ничто не заменит живое общение и блеск глаз. Данная группа наглядных пособий может быть использована при подготовке домашних заданий или дополнительных сообщений, презентаций по выбранной теме.

Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения: принцип гуманизма; принцип научности; принцип наглядности. Пользуясь неограниченными возможностями компьютера:

1. Облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети Интернет;

2. Мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию;

3. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора)10.

Современному образованию следует использовать потенциал компьютерных мультимедийных программ, которые отличаются наличием тех требований, которые близки современным детям. Учащиеся хотят стать участником исторических событий; Ученикам требуются яркие, запоминающиеся образы; Звуковое оформление позволяет учащимся подключить слуховую память.

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности. Современный учитель имеет огромный  потенциал и возможности для ведения уроков в самой разнообразной форме. Материал может преподноситься как в обычной форме так и в индивидуальной, творческой, используя весь спектр средств.

Дети в школах сейчас способны сами вести уроки, и задача учителя обозначить тот ряд вопросов, который может решить каждый ученик, используя современные технологии. Такой подход также увеличит мотивацию и интерес к урокам. Особенно это касается презентаций. Компьютерные презентации обладают целым рядом возможностей:

1. Одновременное использование различных способов предоставления учебной информации (дата, понятие, текст, диаграмма, анимация, графика, звук);

2. Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно текст и мультимедийные объекты;

3. Возможность изменения последовательности представления слайдов в процессе просмотра презентации;

4. Возможность неоднократного возвращения к просмотренному ранее слайду;

5. Возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.

Следующим положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Ещё одним из традиционных видов наглядности являются диафильмы. К сожалению, они не включают современного ученика в процесс "проживания" учебного исторического материала. Статичность визуального ряда, отсутствие звука не вызывают у ученика устойчивого внимания, без которого нет успеха в обучении, поэтому работа с компьютерными технологиями более эффективна. Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить ещё один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.

Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его представления, умение составлять собственные схемы наглядных пособий, выработка своей системы преподнесения материала – это верный путь к достижению цели уроков истории и устойчивого интереса к ним у детей. Результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

 

Заключение

 

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

1) какую конкретную роль  наглядный материал должен выполнять в усвоении исторического материала;

2) в каком отношении  находится предметное содержание  наглядности к теме урока, подлежащей  осознанию и усвоению.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения на уроке истории определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осознанию материала, который необходимо усвоить.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

Современный педагог имеет возможность пользоваться массой видов наглядного материала и средств его предоставления, особенно в преподавании курса новейшей истории, что очень важно для результатов обучения учеников и достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, ведь изучение курса новейшей истории призвано содействовать формированию у учащихся, целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

 

Список использованной литературы

 

  1.  Алексеева Л.В. О ролевой игре как эффективном средстве изучения и понимания прошлого // Третьи уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1999
  2. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании / / Преподавание истории в школе. - 2003, №9
  3. Вагин.А.А. Методика преподавания истории в средней школе.- Москва.: «Просвещение».- 1968
  4. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: ВЛАДОС.- 2000.
  5. Методика обучения истории в средней школе.Ч. II / Под ред.Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1998.
  6. Милюков А. Н. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории [Текст] / А. Н. Милюков // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 139-140.
  7. Попова С.Г., Гуружалов В.А. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории. / / Преподавание истории в школе. - 2003, №9
  8. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос.- 2000
  9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.1
  10. Шоган В.В. методики преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 475 с.

Информация о работе Система наглядных пособий к курсу истории средних веков в школе