Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа
цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории Российской империи, исследовать нормативную базу, связанную со становлением и развитием системы местного самоуправления XVIII века и сделать сравнительный анализ реформ Петра I и Екатерины II.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во-первых, прежде чем анализировать практическую реализацию идеи местного самоуправления, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовые положения, указы и уставы (1680 – 1790 гг.), на основании которых необходимо проследить разницу принятия решений реформ Петра I и Екатерины II.
Глава 1. Реформирование системы сословного самоуправления Петром I
Глава 2. Преобразование местного самоуправления при Екатерине II
Глава 3. Сравнительный анализ преобразований в сфере местного самоуправления XIII в.
Заключение
Список используемой литературы
"Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.14
Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко.15
Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками.
Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов.
Губернская реформа
Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровские коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат. Комитет министров - высшее административное учреждение. Местное управление - губернатор и губернская администрация.
В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не бо-лее 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).
Возглавлял Казенную палату вице-губернатор.
Губернский прокурор ведал всеми судебными
учреждениями. В городах вводилась должность
городничего, назначаемого правительством.
Губерния делилась на уезды. Многие большие
села были обращены в уездные города. В
уезде власть принадлежала избираемому
дворянским собранием капитан-исправнику.
В каждом уездном городе учрежден суд.
В губернском городе - высший суд. Чтобы
удобнее было вносить подати, в каждом
уездном городе было открыто Казначейство.
Создана была система сословного суда:
для каждого сословия (дворян, горожан,
государственных крестьян) свои особые
судебные учреждения. В некоторых из них
вводился принцип выборных судебных заседателей.
Центр тяжести в управлении перемещался
на места. Отпала необходимость в ряде
коллегий - они были упразднены; остались
Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.
Созданная губернской реформой 1775 года
система местного управления сохранилась
до 1864 года, а введенное ею административно-
Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»(1775 г.).
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.
Глава 3. Сравнительный анализ преобразований в сфере местного самоуправления XIII в.
Процесс централизации затронул систему местных органов: с 1626 г. По всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы - разряды (предшественники будущих губерний).
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства.
В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города.
В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.
Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные конторы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и за соблюдением царских указов.
В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров.
Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.
Во времена же царствования Екатерины II смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям.
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.16
Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдалось во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство становиться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.
Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".
За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.
Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и не провела последовательно своихидей. Мысли «Наказа» не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались по существу, прежними и развивались в том направлении, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию -дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не желала действовать как они.17
Заключение
Итак, проследив за этапами становления самоуправления, следует сказать, что процесс этот, конечно, далеко не закончен. Российская империя изначально была государством сильно централизованным. Таким образом территориальная организация местной власти практически на всех этапах истории зависела от власти центральной.
История развития местного самоуправления берет начало в XVI веке, когда происходит замена системы местного управления через наместников и волостей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями.
Выборные губные учреждения образовывались для преследования разбойников и суда над ними, также решали дела о воровстве, заведовали тюрьмами и регистрировали приезжих и проезжающих людей. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне, т.е. все население уезда. Земские учреждения, напротив, не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Земские органы действовали, как правило, в границах волостей. Земская власть осуществлялась земскими старостами, а также земскими дьяками и лучшими людьми (целовальниками, именуемыми также земскими судьями). Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть.
В XVII веке местное самоуправление бюрократизируется: устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Обе формы самоуправления (губные учреждения и земские) продолжали существовать при воеводской системе управления. Воевода, назначаемый центральной властью, первоначально осуществлял контроль за губными и земскими органами, не вмешиваясь в сферу их деятельности.
Информация о работе Система самоуправления при Петре I и Екатерине II. Сравнительный анализ