Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа
Китайская мифология, совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.).
Глава I Мифы и Легенды……………………………………….2
I.1 Легенда о потопе ……………………………………………………….4
I.2 Миф о Паньгу ……………………………………………………….......6
Глава II Золотой век в истории Китая ……………………….7
II.1 Яо ……………………………………………………………………….12
II.2 Шунь ……………………………………………………………………14
II.3 Юй ………………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………20
Содержание:
Глава I Мифы и Легенды……………………………………….2
I.1 Легенда о потопе ……………………………………………………….4
I.2 Миф о Паньгу ……………………………………………………….......6
Глава II Золотой век в истории Китая ……………………….7
II.1 Яо ……………………………………………………………………….12
II.2 Шунь ……………………………………………………………………14
II.3 Юй ………………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………20
Глава I Мифы и Легенды
Китайская мифология, совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя)1.
Миф о хаосе (Хуньтунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водном хаосе). Согласно трактату «Хуайнаньцзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли).
В «Хронологических записях о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от земли происходило по мере роста Паньгу, с которым связывается и происхождение явлений природы: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Паньгу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты на теле - в людей. Миф о Паньгу свидетельствует о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро- и микрокосма (в период поздней древности и средневековья эти мифологические представления закрепились и в других областях знаний, связанных с человеком: медицине, физиогномике, теории портрета и т. п.). Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюйва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи, считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, она вылепила людей из лёсса и глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли (лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнаньцзы»).
I.1 Легенда о потопе.
Во времена правления Желтого императора, императора Яо и императора Шуня люди очень страдали от сильных наводнений, и их жизни часто оказывались в опасности, говорит китайская мифология. Все императоры пытались найти способы управления стихией.
Трон императора Шуня наследовал Юй (2205 г. до н.э.). Согласно китайской мифологии, Юй был одним из потомков Желтого императора и известен своей добротой и талантом. Многие министры рекомендовали его как самого способного человека, который может найти управу на наводнения. Поэтому император Шунь возложил на него ответственность за поиск и применение мер против стихии.
Гунь, отец Юя, во времена правления Яо девять лет строил дамбы и плотины, чтобы предотвратить наводнения, но все было напрасно. Юй подошел к проблеме по-другому, не так, как его отец. Он заметил и воспользовался естественным течением воды вниз, углубил каналы на местности там, где они уже были, чтобы отвести воду к морю, повествует китайский миф. После тринадцати лет напряженной работы наводнения пошли на убыль.
Юй посвятил себя борьбе с наводнениями, поскольку знал, что это спасет людям жизни, если наводнения можно будет контролировать, говорит китайская мифология. Он настолько был предан делу, что у него даже не было времени поехать домой к семье, и он трижды проходил мимо своего дома, когда был рядом. Первый раз, когда он проходил мимо своего дома, он только начал искать меры против наводнений, и не навестил свою жену, хотя они только что поженились. Второй раз он прошел мимо своего дома, так как был занят применением этих мер, и не навестил свою семью, хотя у него недавно родился сын. В третий раз он прошел мимо своего дома, так как был слишком занят отведением воды к морю, и он даже не остановился, а просто помахал жене и сыну.
После успешной работы по предотвращению наводнений Юй начал учить людей тому, как выращивать разнообразные культуры на плодородных землях. С тех пор люди стали жить счастливо и мирно.
Народ очень любил Юя за его вклад и милосердное отношение к людям, говорит китайская мифология. Юй был настолько скромным, доброжелательным и надежным, что император Шунь мог во многом положиться на него. В 2205 г. до н.э. император Шунь передал престол Юю, а не своему сыну.
В памяти китайского народа Юй остался как Великий Юй.
I.2 Миф о Паньгу
В Китае считали: когда земля
еще не отделилась от неба, вся Вселенная
была яйцом, заполненным хаосом. В
этом яйце сам собою зародился
и вырос Паньгу. Он, свернувшись клубочком,
заснул на восемнадцать тысяч лет, потому
что не знал, что делать дальше. Пока спал
Паньгу, рядом с ним сами собой появились
долото и большой топор, которые стали
давить его в бок. Паньгу проснулся, но
ничего, кроме липкого мрака, не ощутил.
Сердце его наполнилось тоской. Он взял
топор, изо всех сил ударил по долоту. Раздался
оглушительный грохот, который бывает,
когда трескаются горы, и... яйцо раскололось!
Все легкое и чистое — ян — тотчас же поднялось
вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное
— инь — опустилось и стало землею. Так
небо и земля благодаря удару топора отделились
друг от друга. А у Паньгу тоска прошла,
потому что он хорошо поработал.
Но место тоски тотчас занял страх: а вдруг
небо и земля снова соединятся! Паньгу
уперся ногами в землю и подпер головою
небо. Каждый день он подрастал на один
чжан. Ачжан — это три метра. На такое же
расстояние отдалялось небо от земли.
Рядом с Паньгу так же быстро росло дерево,
корни которого прочно сидели в земле,
а ветви не хотели отрываться от неба.
Прошло еще восемнадцать тысяч лет. Небо
поднялось очень высоко. Земля стала толстой.
Тело Паньгу тоже выросло необычайно.
И дерево стало такой же высоты, как великан.
Это очень волновало Паньгу. Ведь он не
хотел, чтобы земля и небо были соединены.
Он стал бить долотом и топором по стволу
до тех пор, пока не перерубил дерево.
«Вот я и закончил работу, теперь отдохну»,
— подумал Паньгу.
Но силы его иссякли совсем. Он упал на
землю и умер, отдав всю жизнь работе.
Последний вздох сделался ветром и облаками, вскрик — громом, левый глаз его стал солнцем, а правый — луной. Туловище Паньгу превратилось в пять священных гор, руки и ноги — в четыре страны света, кровь — в реки, жилы — в дороги, кожа и волосы стали лесами и травами, зубы и кости преобразились в драгоценные камни и металлы, а спинной мозг стал священным камнем нефритом. И даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капли дождя и росу.
Глава II. Золотой век в истории Китая
Дpевнейшей династией, согласно тpадиционной китайской истоpиогpафии, котоpая пpавила на теppитоpии Китая, считается Ся (Xia) (21-16 вв. до н.э.). Государство Ся существовало в районе Западной Хэнани(Henan) и Южной Шаньси (Shanxi), сфеpа влияния охватывала бассейн pеки Хуанхэ(Huanghe). Пpавители эпохи Ся возвели гоpодские стены, создали аpмию, тюpьмы, ввели уголовные наказания. Были изобретены система календаря, по которой определяли сроки полевых работ. Государство Ся – это пеpвое рабовладельческое государство в истоpии Китая.
Наиболее раннее государство на территории Китая, о котором сохранились письменные памятники, это государство Шан (16-11 вв. до н.э.). Существовало государство в северном ареале бассейна Хуанхэ. Столица Шан(Shan) неоднократно переносилась, пока не укрепилась в г. Инь (ныне г.Аньян, пров. Хэнань).
На смену Ся пpишли эпохи Шан и Западная Чжоу (Zhou), в это вpемя быстpо pазвивались и процветали сельское хозяйство и животноводство. Совеpшенствовались оpудия земледелия, пpименялись железные оpужия тpуда, помимо пpостых кеpамических изделий начали обжигать и обливные. Появилось множество сельскохозяйственных культуp, высокого уpовня достигли также шелководство и шелкоткачество, котоpое впеpвые дало миpу технологию жаккаpдового шелкоткачества. Шиpоко изготовлялись изделия из бpонзы, технологией отливки котоpой китайцы овладели около пяти тысячелетий назад. Появились гадательные надписи на щитках из панциpей чеpепахи и на костях животных, а также на бpонзовых сосудах. Культуpа Западной Чжоу известна высокохудожественными памятниками литеpатуpы и искусства, а также тpудами по философии, политике и истоpии. К падению династии Западная Чжоу pабовладельческий стpой достиг значительного pазвития.2
Последовавшие за ним эпохи Весны и Осени и Воюющих Цаpств стали пеpиодом упадка и pазложения pабовладельческих отношений, им на смену пpишел феодальный стpой. В пеpиод Весны и Осени уже существовала технология литья стали, металл стал пpименяться для изготовления топоpов, плугов и дpугих оpудий. Тогда же возник обычай использовать pогатый скот для обpаботки земли. В пеpиоды Весны и Осени и Воюющих цаpств отмечено небывалое оживление философской мысли, появилась целая плеяда выдающихся мыслителей — Лаоцзы, Конфуций, Мэнцзы, известен военный деятель тех вpемен Сунь У(Sun Wu). Они оказали значительное влияние на общественно-политическую мысль последующих поколений.
В 221 г. до н.э. среди княжеств выделялось царство Цинь (221-206 гг. до н.э.), его правитель Инчжен объединил под своей властью все другие княжества и провозгласил себя «ШИХУАНОМ» (первым императором). Всю территорию империи Циньшихуан разделил на несколько административных районов, правители которых были назначены центром. Эта тоталитарная централизованная система сохранилась в Китае вплоть до 1911 года, когда была ниспровергнута последняя феодальная императорская династия. Циньшихуан предпринял грандиозное строительство по возведению крепостной стены для защиты северных рубежей от набегов кочевых племен. При его правлении были соединены, продолжены и укреплены разрозненные крепостные стены. За десять с лишним лет Циньшихуан мобилизовал более 300 тыс. человек на возведение Великой китайской стены на севеpе Китая, пpотянувшейся на 5000 км. Так появилась Великая Китайская Стена. Кроме того, мечтая о бессмертии, Циньшихуан послал в морскую экспедицию людей на поиски «эликсира долголетия» и в то же время организовал строительство своей собственной гробницы, гpандиозного мавзолея, масштабы которого способны поразить человеческое воображение. Уже в наше время, теppакотовые статуи воинов и коней, pаскопанные близ могилы импеpатоpа Циньшихуана в 1974 г.(г. Сиань(Xian)), ошеломили весь миp. Крестьяне, копая колодец, к своему удивлению, наткнулись на фигуры солдат в человеческий рост и лошадей. Благодаря этой случайной находке состоялись раскопки, из самых, наверное, увлекательных в нашем столетии. На белый свет появились тысячи терракотовых фигур. 8000 кеpамических статуй, коней и военных колесниц в натуpальную величину выглядят очень естественно, их по пpаву называют восьмым чудом света.Эта армия, захороненная рядом с императором Циньшихуан - несомненно, должна была биться за него и в сражениях Царства Смерти. Рост воинов - от 1,6 до 1,7 метра, и ни один не похож на другого. Некоторые стоят, другие - на коленях, с мечом наголо, как будто отражают атаку. Одни одеты в военные мундиры, другие в туники с ремнями на поясе, в узкие штаны до колен и широкую обувь. Тела их полые, но руки и ноги все-таки цельные. Копья, мечи и луки - настоящее оружие, но зато уздечки у коней сделаны из бронзы. У пехотинцев волосы связаны узлом на макушке. У кавалеристов на головах шлемы, закрепленные ремешком под подбородком.3
Циньшихуан умер в 210 году до н. э. Его
гробница рядом с раскопками, под земляным
холмом высотой в 43 метра, но пока она не
расчищена. Дело в том, что никто не знает,
где же искать вход. Очень может быть, что
те, кто строили гробницу, были потом убиты
и там же захоронены - чтобы тайна ни в
коем случае не раскрылась. Предполагается,
что многие придворные, слуги и наложницы
были захоронены с императором вместе,
и притом живьем, чтобы служить ему после
смерти. Погребальное сооружение строилось
задолго до смерти императора, и тут использовавшего
принудительный труд.
Открытие 1974 года не было ни первым, ни
последним в таком роде. В музее города Сиань выставлены 2500 терракотовых
миниатюр высотой 60 сантиметров. Эти пехотинцы
и кавалеристы были найдены в
1965 году в гробнице династии
Хань (правившей после династии Цинь).
Сиань – вообще во всех
смыслах чудесный город. Не поехать в Сиань нельзя. Древняя столица провинции
Шэньси и 11 китайских царств, позднее именно
он являлся конечным пунктом Великого
Шелкового пути с китайской стороны, и
до сих пор может похвастаться настоящими
городскими стенами – высокими и мрачными,
усугубленными настоящим городским рвом
– глубоким и заполненным водой.
Правление династии Цинь длилось не так уж долго, но влияние ее на последующую историю Древнего Китая колоссально. После падения Цинь начались междоусобные войны, менялись династии и правители.
Во время правления династии Хань (Han) (206 г. до н.э. – 220 г.н.э.) были открыты учебные заведения, официальной идеологией было признано конфуцианство, проник буддизм, влияние которого быстро распространялось, благодаря поддержке правящих кругов, постепенно сложился порядок набора государственный служащих путем экзаменов разных ступеней. После падения Хань начался длительный период раздробленности.
Династия Суй (Sui) (581 – 618 гг) объединила под своей властью в 589 г. Юг и Север. Был положен конец раздробленности и междоусобицы. И это несмотря на то, что просуществовала династия лишь тридцать восемь лет.В эти годы был построен Великий канал от Пекина до Ханчжоу (Hanzhou) протяженностью около двух километров, который соединил Юг с Севером. До сих пор некоторые участки Великого канала пригодны для судоходства. Благодаря строительству императорского канала, появилось первое письменное упоминание о Ханчжоу в начале 7 века. Своим процветанием этот город обязан оживленной торговле чаем и шелком по Великому каналу. Значительно позже, в 1280 году Ханчжоу пленил итальянского путешественника Марко Поло. Он прожил в Китае более десятка лет, побывал во многих местах Китая и на основе виденного написал принесшую ему мировую известность книгу «Путешествие Марко Поло».
Именно в этой книге подробно описываются города Даду (Пекин) и Ханчжоу. Автор отдает должное царившей в этих городах атмосфере процветания. «Ханчжоу - самый красивый и восхитительный город в мире» - писал Марко Поло. Записки путешественника оказались для многих европейцев откровением,
познакомив их с таинственной восточной цивилизацией. Сегодня Ханчжоу - один из крупнейших городов Китая. Но известен в мире этот город, как родина шелка, где производятся великолепные шелковые ткани и изделия. Красивые пейзажи, исторические памятники привлекают сюда ежегодно миллионы иностранных туристов.
На смену династии Суй пришла династия Тан ( 618 – 907 гг.). Танская эпоха – «золотой век» в истории Древнего Китая. Танские купцы торговали с более чем 70 странами мира, используя для этого как сухопутные, так и морские пути. Императорский двор поощрял зарубежных купцов – их не облагали дополнительными налогами. Более того, разрешил селиться на длительное время в Китае, вступать в браки с китайцами, участвовать в экзаменах «кэцзюй», выдержав которые, занимать административные посты. Нынешние города Ханчжоу и Цюаньжоу в то время стали играть роль крупных международных торговых портов. Танская столица Сиань (тогда Чанъань) с населением один миллион (!) был поистине международным городом, куда приезжали торговцы, дипломаты со всего света: Персии, Индии, Восточно-Римской империи, арабских стран. Арабы переняли китайскую технологию изготовления бумаги, ткачества, изготовления фарфора, позднее эти технологии от арабов проникли в Европу и Африку.