Скзания о трех правителях Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Китайская мифология, совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.).

Содержание работы

Глава I Мифы и Легенды……………………………………….2
I.1 Легенда о потопе ……………………………………………………….4
I.2 Миф о Паньгу ……………………………………………………….......6
Глава II Золотой век в истории Китая ……………………….7
II.1 Яо ……………………………………………………………………….12
II.2 Шунь ……………………………………………………………………14
II.3 Юй ………………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

сказания о 3.docx

— 59.06 Кб (Скачать файл)

В поздний период стали применять  в военном деле порох. Из Китая  технология изготовления пороха вместе с алхимическими рецептами изготовления «эликсира долголетия» и медицинскими прописями проникла в арабские страны, а оттуда в XIII –XIV веке в Европу.

Особое место занимает расцвет  во времена династии Тан каллиграфии и пещерно-храмового искусства. И здесь нельзя не рассказать о шедевре архитектуры, самой большой в мире сокровищнице буддийского искусства – пещерно-храмовом комплексе Могао в Дуньхуане (Mogao Grottoes in Denhuang) (провинция Ганьсу). Пещеры Могао, или пещеры "тысячи Будд", являются всемирно известными памятником буддийского искусства, достоянием культурного наследия Китая и всего человечества. Согласно историческим хроникам, начало сооружения пещер Могао дотируется 336 годом. Строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с IV по XIV век. С юга на север пещеры тянутся на 1680 метров, представляя собой великолепное зрелище. Они так красивы и таинственны, что волнуют каждого посетителя. В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Каталог мирового культурного наследия. Статуи буддийских скульптур сделаны из глины. Самыми ценными из них считаются те, что были созданы до династии Тан. До настоящего времени здесь сохранилось более 700 пещер, 492 из них имеют раскрашенные статуи и фрески. По величине эти пещеры разные, статуи в них тоже, большие статуи выглядят величественно, а маленькие – изящные и утонченные. Тематика фресок навеяна буддийскими легендами. Под влиянием песчаных бурь на протяжении сотен и тысяч лет фрески Могао претерпели изменения, но по-прежнему не утратили своих красок. В настоящее время для посетителей открыты всего 25 пещер, причем входить сюда можно только в сопровождении экскурсовода. Для осмотра десяти с лишним пещер требуется 2 часа, плюс время на дорогу, так что на экскурсию нужно потратить полдня. А для внимательного осмотра требуется целый день. Начинают осмотр с пещеры под номером 96. В этой пещере 9 уровней, поэтому в народе ее называют "9-этажным домом". Это место служит символом пещер Могаоку. Если поднимите голову и взгляните на Будду, который является самым большим в пещерах Могао. Это Будда грядущего Милэфо, или Майтрейя. По-китайски его называют толстобрюхим Милэ. Высота его составляет 35 с половиной метров. Он является самым большим в мире Буддой, находящимся внутри помещения, а по высоте он третий в Китае. Ученые в течение длительного времени изучали строение каменных пещер Могао и пришли к выводу, что сооружение пещер было не случайным, а есть воплощение мудрости древних китайцев. Выбор местоположения пещер является воплощением буддийской истины об отрешении от всего от всего земного в надежде полностью слиться с природой. Пещеры располагаются посреди оазиса, недалеко от моря.

Танская династия пользовалась большим престижем в мире, китайцев даже стали называть «танцами», это название до сих пор фигурирует в словарях некоторых стран.После падения династии Тан наступил период раздробленности – Эпоха пяти династий. В 960 году военачальник Чжоу Чжао Куаньинь провозгласил себя императором новой династии – Сунн. В военном отношении и во внешней политике Сунская династия была слабой. Однако, при правление Сунн было «второе переселение народов» в Китае. Жители северных районов, спасаясь от набегов соседей, отправились в спокойные районы к югу от Янцзы. Юг стал играть главную роль в экономике страны. В 1008-1016 годах в Сычуани 16 крупных торговых домов договорились о выпуске векселей «цзыоцзы», которые фактически были первыми в мире бумажными деньгами. Сунскую эпоху были изобретены книгопечатание подвижными литерами, компас, ткацкий станок, приводимый в движение водой, технология изготовления судов с водонепроницаемыми переборками и прочее. В искусстве этот период Сунн был вторым подъемом посте танского. На смену династии Сунн впервые в Китае провозгласил себя императором не представитель ханьцев, а потомок Чингисхана Хубилай. В 1271 году монгольские войска вторглись в Центральный Китай. Новая династия стала называться Юань, столицей объявила Даду (Пекин). С тех пор Пекин служил столицей для всех последующих династий. В Юаньский период большое развитие получило ткачество и фарфоровое производство. Шелк и фарфор – главная статья экспорта Китая в этот период. Крупнейшим китайским портом стал в то время Цюаньчжоу, в котором одновременно швартовалось несколько сотен судов. Торговля со странами Азии, Африки, Европы процветала. Следующая династия – династия Мин просуществовала 276 лет. Правление Мин отмечено бурным развитием экономики и мореплавания. В XVI веке китайцы заимствовали у других стран технологию выращивания батата, кукурузы, арахиса, табака.

 

 

II.1 Яо

 

2 353 - 2 234 гг. до н.э. - царствование 4-го императора Тон-Яо.

Яо  — легендарный китайский император, 4-й из «Пяти Древних Императоров», сочетавший в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо.

Был вторым сыном легендарного императора Поднебесной Ди Ку, третьего из «Пяти Древних Императоров». Занял престол в 20-летнем возрасте и правил 100 лет (по китайской традиции 2356—2256 годы до н. э.). Одной из основных заслуг Яо перед человечеством было то, что он, с помощью Гуня, правнука Повелителя Неба Хуан-ди, похитившего на небесах волшебный «сижан» (саморастущую землю), и строительством многочисленных дамб и каналов, сумел остановить и утихомирить мировой потоп, возникший вследствие разлива реки Хуанхэ и грозивший уничтожить на Земле всё живое.

К другим заслугам Яо относится изобретение им календаря сельскохозяйственных работ, цикл которого ему подсказало чудесное «календарное растение», росшее у Яо. Первые 15 дней на его ветвях вырастало по одному листу, а затем следующие 15 дней так же по одному листу облетало. Также Яо, совместно с Небесным стрелком И, усмирил взбунтовавшихся духов ветров.

В китайской традиции Яо известен как воплощение личной скромности, заботы о подданных и жертвенности. Конфуций считал его, наряду с легендарными императорами Шунем и Юем, воплощением «совершенного человека». Яо одевался очень просто, жил в простой хижине, крытой камышом и питался отваром из диких трав и неочищенного риса. Во время своего правления Яо пришлось вести длительные и кровопролитные войны с племенами мяо, постоянно нападавшими на Китай. 
Наследником престола Яо сделал не своего недостойного сына Даньчжу, а мудрого советника Шуня, за которого выдал двух своих дочерей. Яо также повелел астрономам Си и Хэ начать регулярное наблюдение за небесными телами, что положило начало китайской астрономии. Важнейший исторический источник по Древнему Китаю, конфуцианская книга «Шу Цзин» (III век до н. э.), ведёт отсчёт китайской истории именно с императора Яо. Предания говорят, что во дворце Яо - в той самой камышовой хижине - однажды появились десять счастливых предзнаменований: трава, которой кормят лошадей, превратилась в рис, во двор прилетели фениксы и т.д. Нет необходимости перечислять все подробно, упомянем лишь о двух.На ступенях каменной лестницы выросло дерево. Называлось оно минцзя или лицзя и имело интересную особенность. В начале месяца на дереве каждый день вырастало по одному стручку. Таким образом, к середине месяца на дереве появлялось пятнадцать стручков. А со второй половины месяца стручки начинали опадать, и к концу месяца их не оставалось. Если в месяце было двадцать девять дней, то оставшийся на верхушке стручок засыхал и не опадал. С началом следующего месяца все повторялось снова. Людям достаточно было посмотреть на стручки, чтобы узнать, какой сегодня день. Это дерево, появление которого считалось счастливым предзнаменованием, было живым календарем, помогавшим Яо в его делах. Было ещё одно удивительное растение. Оно выросло на кухне и называлось шапу. Его листья были похожи на веер. При каждом движении возникал свежий ветер, который прогонял мух и комаров и в жару сохранял от порчи припасы. Для экономного Яо такое растение было очень кстати. Не только сам Яо был хорошим правителем - все, кто окружал его, были мудрыми сановниками. Так, например, Хоу-цзи ведал земледелием, Шуи - ремеслом, Гао-яо отправлял правосудие, Куй ведал музыкой, Шунь - просвещением, Ци - военными делами и т.д. Чтобы не рассказывать обо всех подробно, ограничимся преданиями о судье Гао-яо и главном музыканте Куе.4

 

 

II.2 Шунь

 

Шунь -легендарный китайский император, согласно преданиям живший в XXIII веке до н. э., последний из «Пяти Древних Императоров».

Согласно легенде, рождению Шуня предшествовали необычайные обстоятельства. Происходил он из племени Шан, и его отцом был слепой старик Гу-соу. Однажды Гу-соу приснился волшебный феникс с зёрнышком риса в клюве, старик проглотил это зёрнышко, и в положенный срок у его жены, до этого бездетной, родился сын. Вскоре мать мальчика умерла, и отец женился вторично. Мачеха, у которой старик был в полном подчинении, возненавидела Шуня, и несколько раз при помощи мужа и сына пыталась его погубить. Поэтому Шунь покинул отчий дом и отправился к горе Лишань, на реке Гуйшуй. Затем перебрался в Хэбин, занявшись гончарным ремеслом. Вокруг его хижины постепенно селились другие люди, через год там образовалось поселение, а через 3 года — столичный город Пубань.

По преданию, родители постоянно  жестоко избивали Шуня. С глазами, полными слёз, Шунь терпеливо переносил побои. Если же боль становилась невыносимой, он убегал в поле, плакал и звал покойную мать.

Со своим несносным братом Сяном он обходился в высшей степени вежливо и внимательно. Если Шунь видел, что Сян радовался, то и он начинал радоваться. Видя, что Сян печален, в Шунь становился грустен: он знал, что после капризов Сяна обязательно будут неприятности. Шунь заботился о своём младшем брате как только мог, чтобы заслужить расположение мачехи и чтобы его меньше били. Но это не помогало. Жестокая мачеха решила извести Шуня. Глупец Гу-соу и Сян помогали ей. Шунь не мог больше жить в родном доме. Он ушёл и поселился у горы Лишань, близ реки Гуйшуй. Он построил тростниковую хижину, вспахал немного земли и жил в печали и одиночестве. Шунь часто видел кукушку, весело летавшую с птенцами. Птичка-мать приносила с собой пищу и кормила на дереве своих птенцов. Это было дружное и любящее семейство. Шунь думал о том, что он сирота, рано потерявший мать и терпевший от мачехи жестокие побои, и незаметно для себя он слагал печальные песни.

Недолго Шунь обрабатывал землю у горы Лишань. Крестьяне тех мест были растроганы его добродетелью и наперебой начали уступать ему свои поля. Через некоторое время Шунь переселился на Озеро грома - Лэйцзэ, где занялся рыболовством. Вскоре местные рыбаки также стали наперебой предлагать ему свои участки на озере. Затем Шунь стал гончаром в Хэбине. Прошло немного времени, и ко всеобщему удивлению оказалось, что глиняные сосуды, изготовленные в Хэбине, были самыми красивыми и прочными. По соседству с Шунем стали селиться люди. Через год в этом месте образовалось маленькое поселение, ещё через год оно превратилось в большой посёлок а через три года там выросла столица. Такие чудеса даже трудно себе представить.

В это время Яо, желая уступить свой престол, разыскивал в Поднебесной мудрецов. Все старейшины говорили Яо, что Шунь достоин избрания, так как он мудр, знаменит своей сыновней почтительностью и обладает всеми талантами. Тогда Яо отдал Шуню в жёны двух своих дочерей по имени Э-хуан в Нюй-ин. Он поселил Шуня вместе со своими девятью сыновья ми, чтобы убедиться, действительно ли он так талантлив, как о нём говорят. Яо подарил ему одежду из тонкой пеньки и цитру, приказал соорудить для него несколько амбаров и подарил ему стадо коров и овец. Так простой крестьянин Шунь сделался зятем правителя и внезапно стал знатным и богатым. Отец и мачеха, видя, что Шунь, издавна вызывавший у них ненависть, вдруг вознёсся ввысь, стал богатым и знатным, начали завидовать и негодовать.

Шунь к своему семейству не питал никакой злобы. Он с молодыми жёнами пришёл навестить родителей, принёс им подарки и обращался с ними так же почтительно и с любовью, как и раньше, не кичась своим богатством. Жёны Шуня не были заносчивыми, хотя и происходили из знатного рода. Они выполняли все домашние работы, ухаживали за свекровью и были примерными невестками. Но всё это не рассеяло злобы семейства Шуня. Скорее наоборот, известность Шуня усилила её до крайности. Особенно неистовствовал младший брат Сян, который воспылал вожделением к красивым жёнам Щуня и постоянно мечтал захватить их. По обычаю того времени после смерти старшего брата его жёны переходили к младшим братьям. Зная этот обычай, коварный Сян замыслил убить своего брата и удовлетворить свои желания. Мать Сяна сочувствовала сыну. Убийство Шуня было её давнишним желанием, так как Шунь не был её родным сыном и внушал ей неприязнь. Глупый Гу-соу никогда не питал особых симпатий к Шуню, завидовал его богатству и согласился принять участие в тёмных замыслах. Они решили придумать что-нибудь, чтобы убрать Шуня и захватить его имущество. Они, как крысы, шептались дома ночи напролёт, придумывая, как осуществить свой чёрный замысел.

Император Яо, узнавший о добродетельном юноше, взял его к себе на службу и выдал за него 2 своих дочерей. Зажив своим домом, Шунь, несмотря на то, что его жизнь трижды подвергалась угрозе в связи с покушениями завистливой родни, продолжал выказывать отцу, мачехе и сводному брату своё почтение. Эта добродетель, а также то, что Шунь успешно прошёл испытание на мужество и удачливость в Лесу Ужаса (что указывало на покровительство ему Небесных сил), подвигло Яо на передачу ему трона Поднебесной, в обход своего недостойного сына Даньчжу. В день, когда Шунь взошёл на престол, в небо поднялись одновременно 10 солнц, на земле началась страшная засуха, и лишь с помощью Небесного стрелка И, отстрелившего 9 из них, Шуню удалось справиться с этим бедствием.

Информация о работе Скзания о трех правителях Китая