Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального
образования
<<ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙCКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>>
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине «История
экономической мысли»
Тема: Слабости и позитивные моменты
в развитии отечественной экономической
науки в советский период.
Выполнила: Карелина А.В.
Студент факультета: МиМ
Курс: 2 № группы: 1
Личный номер: 11млд12631
Преподаватель: Свиридов А. Н.
Тула 2012г.
Слабости и позитивные
моменты в развитии отечественной
экономической науки в советский
период
Введение …………………………………………………………………………………………………….…3
1.Развитие экономической науки
в СССР в 20-80 гг. ……………………………….…..4
1.1. Хронология развития экономики.
………………………………………………………...4
1.2 Вклад А.В. Чаянова и Н.Д.
Кондратьева в развитие экономической
науки .………………………………………………………………………………………………………………………..5
1.3. Историческое значение данного
периода. ……………………………………………7
2. Влияние тоталитаризма на
ситуацию в экономической науке
………………..9
3. Сопоставьте различные позиции
в дискуссии об экономической
реформе 60-х – 70-х гг. в СССР
……………………………………………………………………………………..15
Заключение …………………………………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………………………………18
Введение
ХХ век – это век, принесший человечеству
многочисленные испытания, век, с одной
стороны, возвеличивший человеческий
разум, а с другой – показавший все несовершенство
социального и политического устройства
мира: две мировые войны, социальные революции,
в том числе три из них в России, не только
сохранившийся, но и расширяющийся голод
на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные
природные катаклизмы, во многом вызванные
бездумной деятельностью людей на земле,
ведущей планету к негативным и губительным,
более того, необратимым экологическим
последствиям.
И в то же время ХХ
в. отмечен в истории человечества величайшими
научными свершениями и, прежде всего
в естественных науках, новыми географическими
открытиями, новыми шедеврами в области
литературы и искусства. При этом история
свидетельствует:основные события глобального
масштаба были непосредственно связаны
с нашей страной и нашим народом.
В настоящее время Россия
вновь переживает не лучшие
свои времена. Многие причины этого
коренятся в ее предшествующей истории
ХХ и даже ХIХ в. Поэтому осмысление пройденного
пути, взвешенный и объективный анализ
пережитого столетия поможет найти более
верные пути в будущее, развеять многие
мифы, снять многие наслоения, избавиться
от стереотипов, помочь в решении проблем,
до сих пор, не решенных в нашей социальной
теории и практике.
1.Развитие экономической
науки в СССР в 20-80 гг.
1.1. Хронология развития
экономики.
yy
1. Взлет экономики страны (1922-середина
50-х - 60-х годов).
2. Застой - падение экономики (середина
50-х - 60-х годов - 1985г.)
3. (Как последствие) Развал экономики
и государственности (1985г. –
1991 г.)
Давайте охарактеризуем эти
этапы. Для начала отмечу, что
1922 год - окончание гражданской
войны и установление власти
ВКП (б) – КПСС, именно поэтому
мы берем период с 1922 года. Итак.
В первый период в стране
фактически с ноля была создана
мощная экономика, что уже к
концу 30-х годов вывело нашу
Родину в число ведущих, экономически
развитых держав Европы. Сердцевину
созданной советской экономики
составили современное машиностроение,
черная и цветная металлургия
и связанная с ней инфраструктура
(транспорт, учебные заведения
и т.д.). Более слабое развитие
получили сельское хозяйство,
легкая промышленность, но и они
обеспечивали основные нужды
страны, жившей в условиях экономической
блокады стран Запада. Эта экономика
дважды выдержала суровые экзамены.
Первым экзаменом была Великая
Отечественная Война. Наша экономика
устояла в схватке с экономикой
всей Европы. Вторым экзаменом
было восстановление разрушенного
войной народного хозяйства. Оно
было осуществлено в кратчайший
срок (около десяти лет). Одновременно
были созданы атомное, водородное
оружие, ракетные войска, космическая
техника, предотвращена готовящаяся
в конце 40-х годов агрессия
США и стран Запада. В 50-е
годы темпы развития советской
экономики в 2 - 4 раза превосходили
темпы развития капиталистических
государств. В целом же страна
стала второй по мощи державой
мира.
Второй период. В 50-е годы
созданная в 30 - 40-е годы экономическая
система стала изживать себя.
Эта система была создана
и была эффективной для экономического
рывка с ноля, с целью создания
мощного независимого государства,
для ведения войны, для восстановления
народного хозяйства после войны
в условиях угрозы вооруженной агрессии
Запада. Но в условиях экономического
соревнования с окрепшим Западом она проигрывала.
Центральной проблемой для
совершенствования нашей экономики
стала проблема замены внеэкономических
форм побуждения и принуждения
экономическими формами. Теории
построения экономики, всей структуры
общества не было создано. Работа
по совершенствованию системы
велась методом проб и ошибок,
с неизбежными большими издержками.
Не была разработана демократическая
система смены руководства страны,
правящей партии страны - КПСС. Поэтому
в конце 60-х годов начался
спад экономики, нарастание недостатков
во всех сферах общества.
Как мы знаем, последствиями
конца 70-х – начала 80-х стала
перестройка, начавшаяся в 1985
году. Администрация М.С. Горбачева
в 1985г. приступила к экономическим
и политическим реформам. Те люди
в руководстве страны и КПСС,
которые хотели действовать в
интересах широких народных масс,
допустили прежнюю ошибку: они
приступили к действиям, не
имея теории, а, значит, плана,
без способности предвидеть последствия
своих действий, без видения врагов
и без прогнозирования их действий.
Отличительной особенностью
этих реформ был такой радикализм,
поспешность при их проведении,
которые свойственны людям, не
знающим теории, не имеющим плана
и с плохими организаторскими
способностями.
Итак, кратко охарактеризовав
периоды экономики 20-80 гг., перехожу
к раскрытию сущности данных
вопросов.
1.2 Вклад А.В. Чаянова
и Н.Д. Кондратьева в развитие
экономической науки
Следует особо выделить имена
двух ученых-экономистов первого
периода (20-50 гг.). Это Александр
Васильевич Чаянов (1888-1937) и Николай
Дмитриевич Кондратьев (1892-1938).
А.В. Чаянова справедливо
называют заслуженным представителем
организационно - производственного
направления в российской экономической
мысли, теоретиком семейно-крестьянского
хозяйства. Никто в России первой
половины XX века не может сравниться
с Чаяновым по значимости научного
вклада в прикладную аграрно-экономическую
теорию. В числе более двухсот
научных работ, принадлежащих
перу А.В. Чаянова, ведущее место
занимают такие, как “Очерки трудового
хозяйства”, “Организация крестьянского
хозяйства”, “Основные идеи и методы
общественной агрономии”, “Краткий курс
кооперации”, “Основные идеи и формы
организации сельскохозяйственной кооперации”.
В одном гениальному ученому явно не повезло
— его научные идеи о развитии крестьянского
хозяйства в России, о кооперировании
расходились со сталинскими установками
на принудительную коллективизацию сельского
хозяйства. Этого было достаточно, чтобы
объявить талантливого ученого буржуазным
экономистом, оборвать его научную карьеру
и саму жизнь.
В 1930 году А.В. Чаянова после
длительной травли арестовывают,
предъявив ему ложное обвинение
в принадлежности к некоей
мифической трудовой крестьянской
партии, о которой он и представления
не имел. В результате надуманного
судебного процесса — четыре
года тюрьмы с последующей
ссылкой. В 1937 году ученого
ждал Новый арест, новое нелепое
обвинение, приговор к расстрелу,
исполненный в день приговора.
Не менее печальна и судьба
Н.Д. Кондратьева. В настоящее
время имя Н.Д. Кондратьева
вошло в мировую экономическую
науку, он стал широко известен
как один из создателей теории
больших циклов, длинных волн, представляющей
по существу новое направление
экономической мысли. Увы, признание
пришло практически после полувекового
замалчивания его имени, обусловленного
тем, что в 30-е годы выдающийся
экономист попал под колесо
сталинской тирании. Первые крупные
исследования ученого относятся
к области экономической динамики,
конъюнктуры, планирования. В 1926
году
Н.Д.Кондратьев завершает создание
теории больших циклов в экономике,
которая в тот период еще
не была воспринята его соотечественниками
и коллегами. Дальнейшая научно-организационная
деятельность ученого вплоть
до 1928 года, когда он по навету
был отстранен от работы, связана
с Институтом народнохозяйственных
конъюнктур. К этому времени
Н.Д. Кондратьев уже сформировался
как ученый с мировым именем,
был избран членом ряда иностранных
научных обществ, стал автором
десятков научных статей.
1.3. Историческое значение
данного периода.
Подводя итоги можно сказать,
что развитие экономических концепций
в России находится в общем
русле этого процесса в мире.
При этом российские ученые
внесли свой, может быть еще
не вполне оцененный, вклад
в развитие отдельных вопросов
экономической науки. История
экономической науки, естественно,
не имеет конца, она творится
непрерывно, пока продолжается жизнь.
Теоретическая и прикладная экономика
обогащают человечество новыми
знаниями, достижениями. Об этом
свидетельствует факт ежегодного присуждения
Нобелевской премии по экономике выдающимся
ученым начиная с 1961 года. О возрастающей
важности экономической науки свидетельствует
привлечение ученых-экономистов в состав
не только советников, но и членов правительств.
Как справедливо отмечал еще Дж. М.Кейнс,
«идеи ученых-экономистов влияют на экономическую
и государственную политику гораздо больше,
чем кажется на первый взгляд.»
Так же следует добавить,
что планирование от достигнутого,
которое практиковалось в последующий
период, неизбежно вело к увеличению
объемов выпускаемой продукции
и расширению производства на
старой технической базе. Говорить
в этих условиях о выпуске
принципиально новой продукции,
о повышении качества, о расширении
ассортимента было очень сложно.
Все четче начинает проявляться
тенденция к падению темпов
роста. Конечно, об этом нельзя
было говорить официально, но
все, кто как-то был связан
с общественным производством,
знали об этом. Было выдвинуто
положение о необходимости перехода
к преимущественно интенсивным
факторам развития на основе
использования последних достижений
науки и техники.
Лозунг о превращении науки
в непосредственную производительную
силу вызвал дискуссию экономистов
и философов по вопросу о
том, является ли наука по
природе непосредственной производительной
силой или она превращается
в производительную силу при
наличии определенных условий,
и что это за условия. Одновременно
обсуждалась сущность эффективности
общественного производства как
экономической категории, делались
попытки определить ее критерии
и основные показатели. Все это
говорит о том, что с начала
1970-х годов внимание экономистов
было приковано к проблемам
развития производства, повышения
его результативности, а чисто теоретические,
методологические проблемы как бы отошли
на второй план.
Обострение внимания ученых
к проблеме эффективности в
1970—1980 гг. потребовало дискуссионного
обсуждения вопросов о месте
эффективности как экономической
категории в системе производственных
отношений, о содержании и слагаемых
эффекта и затрат, о критерии
и системе показателей эффективности
производства. Отмечалось, что категория
эффективности не просто отражает
соотношение эффекта и затрат,
в ней проявляется социальный
результат функционирования экономики,
ее цели и характер развития.
Эффектом признавался не любой
результат производства, а лишь
тот, который был получен на
основе овеществления в производстве
творческих научных идей. Отсюда
делался вывод, что эффект не
может иметь затратного содержания,
что это лишь экономия затрат
в производстве. Различные аспекты
данной концепции разрабатывали
Т. С. Хачатуров, B.C. Немчинов, В.Н.
Богачев и др.