Социально-экономические преобразования Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Пытаясь осмыслить процессы, протекающие в нашей экономике, специалисты пришли к выводу, что в их основе можно обнаружить определенную цикличность, которая имеет двухфазную форму: периоды реформ сменяются периодами торможения реформаторской деятельности – контрреформами. Причем время проведения реформ обычно совпадает с периодами экономического подъема.
К началу XIX в. Россия была одной из крупнейших государств, занимая территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Население страны состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, что не могло не отражаться на состоянии экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3 стр.

I. Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX века:
1. Царствование и реформы Александра I ...…………………………….. 3 стр.
2. Царствование и реформы Николая II .………………………………… 6 стр.
3. Кризис феодально-крепостнической системы:
3.1. Кризис крепостной промышленности ……………………………. 9 стр.
3.2. Кризис феодально-крепостнической системы в
сельском хозяйстве ………………………………………………… 13 стр.

II. Социально-экономические преобразования Александра II:
Крестьянская реформа и отмена крепостного права .…………… 15 стр.
Земская и судебная реформы .…………………………………….. 17 стр.
Городская реформа и реформа в системе образования …………. 17 стр.
4. Военная реформа …………………………………………………... 18 стр.

Заключение ……………………………………………………………….. 19 стр.

Тест ………………………………………………………………………... 20 стр.

Список используемой литературы ……………………………………… 21 стр.

Файлы: 1 файл

23756.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

      Крестьянская реформа была юридическим актом, обозначавшим хронологическую границу между феодализмом и капитализмом в России. За этой реформой в 60-х гг. последовали другие, в результате которых Россия встала на путь буржуазного развития.

 

2. Земская и судебная реформы

      Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.

      Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа. В 1864 г. она вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения – земства, выборные органы местного всесословного самоуправления. Для руководства хозяйственными делами уезда собиралось ежегодно земское собрание.  Земства состояли из распорядительных органов (земских собраний) и исполнительных (земских управ).  В целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

            В 1864 г. началась судебная реформа, по которой утверждались бессословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп общества. Для крестьян сохранился волостной суд, для духовенства – консистории, для рассмотрения коммерческих дел и дел купцов – коммерческий суд, сохранился и военный суд.

 

 

3. Городская  реформа и реформа в системе  образования

      В 1870 г. по образцу земских  учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Реформа ввела бессословную городскую думу, избираемую на четыре года. Для управления городом городская дума избирала городскую управу и городскую голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения.

      Реформа системы образования была довольно радикальной. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому провозглашалась автономия университетов: право выбора ректора и проректора, избрание по конкурсу профессора. В 1864 г. введение принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ (система начального трехлетнего образования). В июле 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах (реальные училища), которые готовили учащихся к техническим учебным заведениям.

 

4. Военная  реформа

      В начале 1862 г. военный министр  Д.А. Милютин представил Александру II план военной реформы. Перед военным министром стояли две задачи: сократить военные расходы и усилить боевую мощь армии. Реорганизовалась вся военная система. В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование: в пехоте составлял 6 лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится в армии или отслужил свой срок. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе, освобождались от военной службы купеческие дети и представители духовенства.

 

      Несмотря на то, что реформы  Александра II носили либеральный и прогрессивный характер, в российском обществе стали возникать экстремистские группы, целью которых была погибель царя. После ряда покушений, Александр II был убит в Петербурге 1 марта 1881 года.

 

Заключение

 

      Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными, остались незавершенными. И все же их стоит назвать Великими реформами, т.к. они являлись одной из крупнейших вех социального и экономического развития России. 

      Отмена крепостного права положила  начало ликвидации феодальных  институтов, тормозивших развитие  товарно-рыночных отношений, как  в сельском хозяйстве, так и  в промышленности. Ускорилось формирование  рынка рабочей силы. Социально-экономические  преобразования 1860-х годов явились бесповоротным шагом по пути превращения в буржуазную монархию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

Установите  соответствие дат с авторами реформ и их содержанием.

 

I. 1810 г.        II. 1839 г.         III. 80-е годы.           IV. 90-е годы.

 

  1. М Сперанский.

 

  1. Е. Канкрин.

 

  1. Н. Бунге.

 

  1. С. Витте.

 

А. Податные, налоговые реформы.

 

Б. Денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег на золото.

 

В. Выпуск новых кредитных билетов, свободно обменивающихся на серебряные деньги.

 

Г. Финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля.

 

 

Ответ:

 

I – 1 – Г

II – 2 – В

III – 3 – A

IV – 4 – Б

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История мировой экономики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 

  1. История экономики России: учебник / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – 7-е изд., стер. – М.: КРОНУС, 2008.

 

  1. История экономики России: учебн. Пособие / В.Н. Ковнир. – М.: Логос, 2005.

 

  1. Экономическая история России: учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина, Т.М. Тимошина. – 15-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.

 

  1. Экономическая история: учебник / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2006.
  2. История экономики : учебн. Пособие / И.И. Агапова. – М.: Магистр, 2007.

 

  1. История экономической мысли в России. 1805-1905 / Й. Цвайнерт, пер. с нем. Л.И. Цедилина; под науч. Ред. В.С. Автономова; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – 2-е изд. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

 

  1. История экономики: учебник / под общ. Ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

 

  1. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Элементы теории реформ / В.М. Полтерович. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

 

 

 

      Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 23756

1 Г. Плеханов, Н.Г. Чернышевский. Кн. 1. Литературно-историческое исследование//Плеханов Г. Сочинения: в 2 т. М., 1924. Т. 5, с. 3.




Информация о работе Социально-экономические преобразования Александра II