Сословно – представительная монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономические и политические процессы в ХVI веке определили изменение и формы правления Русского государства: в середине ХVI века начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населении. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной, и вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам.

Содержание работы

1. Краткая характеристика и особенности периода сословно - представительной монархии (середина ХVI в. – середина ХVII в.) 3
2. Государственный строй 4
3. Боярская дума 5
4. Земские соборы 7
5. Приказы, как органы централизованного управления 9
6. Органы местного управления 11
Приложение 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа История отеч гос и права 2009 переделал.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся  вопросов. В ряде случаев земские  соборы функционировали непрерывно по нескольку лет (в первые годы правления Михаила Романова, когда царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей). С 20-х годов XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

Количественный  состав земских соборов различался в зависимости от обстоятельств. Наиболее многолюдным (примерно 700 — 800 человек) был земский собор, созванный  в 1613 г. после изгнания интервентов. Это был единственный собор, на котором  присутствовали представители стрельцов, казаков, крестьян черных волостей (всего двое). На этом соборе решался вопрос о выборе царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка феодалов, которая выдвинула 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку. Так было положено начало династии Романовых.

Все земские  соборы можно условно разделить  на четыре основные группы: 1) соборы, которые  созывал царь по своей инициативе; 2) созывал царь, но по инициативе сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство.

Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй группе относится, например, собор 1648 г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, 1611 — 1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей.

 

5. Приказы, как  органы централизованного управления

 

В системе органов  централизованного управления наибольшее развитие получают приказы. Их число доходило к середине  XVI в. до 90 (постоянных – 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления – строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Кроме того, к каждому приказу приписывались определенные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т.е. собирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу вели подьячие.

В период становления  приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла  реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся  в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.

Формированию  новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал  Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения  в должностях. Назначения на должности  осуществлялись в соответствии с  принципом местничества — по родовитости, знатности.

Поместными  земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который  следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.

Появились в  это время специальные территориальные  приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала  комиссия Боярской думы по разбойным  делам, затем создается Разбойный  приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи  ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней),  Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи), Постельничий (ведал царской спальней) и др. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии — могли обращаться к  суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ.

В конце XVII в. создается  система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

В деятельности Российского государства большое  значение имел Посольский приказ, который  ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности  Посольского приказа состояли в  том, чтобы вести переговоры с  представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно  выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.

Характерной особенностью почти каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций (суд, как и раньше не был отделен от администрации). Зачастую на приказы возлагались задачи по управлению отдельными местностями государства. Все это создавало путаницу в вопросах подведомственности и подсудности.

 

6. Органы местного  управления

 

Образование Русского централизованного  государства и создание сословно-представительской  монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного управления. Система кормления была заменена органами губного и земского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения. В заключение работы коротко опишу основные характеристики органов местного управления.

Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские  органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными  органами управления в уездах. Они  выполняли полицейские и судебные функции. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возлодены и административные функции (сбор податей, перепись населения, контроль за кабаками). Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось так же на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного самоуправления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат – приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, и др. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года.

В рассматриваемый  период, наряду с вышеуказанными реформами, были существенно реорганизованы вооруженные силы (постоянное стрелецкое войско, организация охраны границ – драгунские полки). Продолжалась в этот период и реформа системы финансов (усиление налогового бремени, создание писцовых книг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Система центральных и местных органов  государственной власти и управления России в период сословно–представительской монархии



 


 



 

 

 


 

 

 

 

                                                                      Приказы


 

 


 

 

 


                                                                                                                                  и др.

 


 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. История отечественного государства и права. Учебник / Под ред. Чистякова О.И. - М, Юрист. 2004.
  2. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Кудинов О.А. // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М, МЭСИ, 2004.
  3. История Отечества: Учебное пособие. / Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов C.А.  // Московский государственный университет экономики статистики и информатики. - М.: 2004.
  4. История государства и права России. Учебник / Под ред. Титова Ю.П. – М, Проспект, 2001.
  5. История государства и права России. Конспект лекций – М, Юрайт-Издат, 2007.
  6. Использованы материалы с сайта «Энциклопедия Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ZEMSKIE_SOBORI.html
  7. Использованы материалы с сайта «ВикипедиЯ» http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы  местного управления.

По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую с середины XVII в. были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Одна из главных  задач воевод состояла в обеспечении  финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей  боярских. Воевода составлял соответствующие  списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе  была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Права и обязанности  воевод были столь неопределенны, что  они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль центра за деятельностью воевод был крайне слабым.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды  – военно-административные округа, возникающие в пограничных районах. Первый из них – Тульский – был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными.

Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись  воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками  губерний петровского времени. Права  и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного  органа — губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ. Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

Информация о работе Сословно – представительная монархия