Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, контрольная работа
Социально-экономические и политические процессы в ХVI веке определили изменение и формы правления Русского государства: в середине ХVI века начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населении. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной, и вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам.
1. Краткая характеристика и особенности периода сословно - представительной монархии (середина ХVI в. – середина ХVII в.) 3
2. Государственный строй 4
3. Боярская дума 5
4. Земские соборы 7
5. Приказы, как органы централизованного управления 9
6. Органы местного управления 11
Приложение 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Губные органы как сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о прекращении выдачи тарханов — грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению, получал право не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы. Теперь это исключалось.
Наряду с губными создавались земские органы самоуправления, вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым собором 1551 г., одобрившим предложение царя о повсеместном введении в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Реализация этого решения началась на черносошном Севере.
К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.
Рассматривая
государственный строй, следует, прежде
всего, проанализировать общую характеристику
сословно–представительной
Это форма правления Российского феодального государства имеет следующие черты:
1) власть монарха
ограничена органами
2) эти органы отражают роль той социально–политической силы, на которую опирается царская власть – дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боролась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим централизации государства;
3) сословно–представительная монархия представляет собой более высокую ступень централизации государственного аппарата, чем реннефеодальная монархия.
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибоярщины.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.
Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления.
Первым шагом в этом направлении было принятие Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд мест черносошного Севера переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами феодальному государству. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Часть этих денег шла кормленщикам, вернее тем, кто стоял в списке в очереди на кормление. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья. Позднее царь дал указание об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.
Крестьянская война под
Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств Сборы государственных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
Важной государственной
При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все в большей степени подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.
Регламентация прав и обязанностей воевод была столь неопределенной, что они уточняли их сами в процессе своей деятельности. Это создавало возможности для произвола. Воеводы путем вымогательства взяток изыскивали дополнительные источники доходов, не довольствуясь жалованьем. Особенно велик был произвол воевод в Сибири.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ – высшие сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями, собрания представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшиеся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «осударева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. За 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все соборы были совещательными, после смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы. По способу из созыва земские соборы подразделялись на созванные царем; созванные царем по инициативе «народа» (речь могла идти только о его верхушке, поскольку представителей от самого многочисленного класса – крестьян – на большинстве соборов, кроме 1613 и 1682, не было); созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; избирательные на царство.
Появление земских соборов было результатом объединения русских земель в единое государство в конце 15 начале 16 вв., ослабления влияния на центральную власть княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Созыв первого земского собора в 1549 совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного и тем резким обострением социального противостояния «низов» и «верхов» общества, особенно в столице, которым оно сопровождалось. Социальные конфликты заставили привилегированную верхушку общества сплотиться для проведения политики, укрепляющей их экономическое и политическое положение, государственную власть.
Выборные брали с собой
Каждый Земский Собор
Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими решались вопросы избрания нового царя на царство (в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I). Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления. «церковного устроения» в годы раскола. Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы. Разнообразие функций земских соборов дает основание современным исследователям видеть в них не столько представительные учреждения, сколько бюрократические (С.О.Шмидт).
Земские соборы исчезли (перестали созываться) в результате усиления единодержавия и укрепления царской власти в период правления царя Алексея Михайловича.
Наталья Пушкарева
ЛИТЕРАТУРА
Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства. М., 1978
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991
Исаев И.А. История государства и права. М., 1994
Даты образования отдельных приказов
1535 год Разрядный приказ
1547 год Приказ Большого Дворца
1556 год Поместный приказ
1564 год Приказ Большого прихода
1567 год Ямской приказ
1571 год Челобитный приказ. Холопий приказ. Разбойный приказ
1573 год Постельный приказ
1579 год Земский приказ
1582 год Пушкарский приказ
1586 год Иноземский приказ
1599 год Конюшенный приказ. Казанский приказ
1601 год Стрелецкий приказ
1616 год Казачий приказ
1619 год Сыскной приказ
1620 год Аптекарский приказ
1621 год Приказ счетных дел
1628 год Приказ каменных дел
1634 год Приказ сбора ратных людей
1634 год Приказ сбора даточных людей
1637 год Сибирский приказ
1646 год Приказ тайных дел
1649 год Монастырский приказ
1667 год Торговый приказ
Функции некоторых приказов
РАЗРЯДНЫЙ Вопросы личного состава армии. Назначение служащих государственного аппарата: воевод, наместников, послов. Руководство военными операциями.
ПОМЕСТНЫЙ Управление поместными и вотчинными землями центра Европейской России. Наделение дворян землей по решению Разрядного приказа.
ПОСОЛЬСКИЙ Международные вопросы.
ЯМСКОЙ Организация ямской гоньбы - государственной почтовой связи.
РАЗБОЙНЫЙ Вопросы разбойных и воровских дел (кроме Москвы)
ЗЕМСКИЙ Вопросы разбойных и воровских дел в Москве. Осуществление полицейских функций.
ЧЕЛОБИТНЫЙ Принятие прошений на царское имя. Осуществление судейских функций. Рассмотрение апелляций
СТРЕЛЕЦКИЙ Вопросы стрельцов-пехотинцев, проживавших в городских слободах
БРОННЫЙ. ПУШКАРСКИЙ Вопросы изготовления и хранения оружия.
ГОРОДОВОГО ДЕЛА Строительство городов на южных границах России.
СЧЕТНЫХ ДЕЛ Проверка доходов и расходов всех приказов.
КАМЕННЫХ ДЕЛ Осуществление казённого каменного строительства и заготовка строительных материалов для него.
БОЛЬШОГО ПРИХОДА Сбор на местах таможенных доходов. Наблюдение за мерами длины и веса.
НОВОЙ ЧЕТВЕРТИ Кабацкие сборы в Москве и южных городах. Борьба с незаконной продажей вина и табака.
БОЛЬШОЙ КАЗНЫ Вопросы казённой промышленности и торговли. Чеканка монеты.
АПТЕКАРСКИЙ Медицинские вопросы.
БОЛЬШОГО ДВОРЦА Управление дворцовым хозяйством в столице, дворцовыми волостями и селами по всей стране.
КАЗЁННЫЙ Хранение вещевой казны царя.
КОНЮШЕННЫЙ Наблюдение за царскими конюшнями и мастерскими, изготовлявшими кареты, сани, упряжь для царских выездов.
ЛОВЧИЙ Вопросы царской охоты.
СОКОЛЬНИЧИЙ Вопросы соколиной охоты.
ПОСТЕЛЬНЫЙ Вопросы царской спальни.
Осуществление власти на местах
На западных рубежах активная политика Ивана Грозного не дала результатов: Ливонская война закончилась вничью, Россия не сумела пробиться к морю. В смутное время Русское государство сильно пострадало от Польши и Швеции. Однако середина XVII в. знаменовалась значительным расширением территории России и на Западе: к ней присоединилась Украина.
Общественный строй
* См.: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983. С. 194—195, 240 — 241
Развитие русского права в XV — первой половине XVII в. /Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1986. С. 10—11.
Схема 24
Судебные органы в русском централизованном государстве в XVI в.
Царь
Холопьего
суда
Разбойный
Московский
судный
Владимир-
ский
судный
Монастыр-
ские губные
старосты
Губные го-
ловы или
старосты
Излюбленные Разъездные Данные
Вотчинные
суды
Судьи
Митрополит
Архиепископы
Епископы
Игумены
монастырей
из крестьян
Приказы
Основные тенденции развития права. Соборное Уложение 1649 г.
Источники и общая характеристика
О.А. Кудинов
История отечественного
государства и права
Учебное пособие
Москва 2004
Форсирование централизации и утверждение самовластия путем
опричного террора и разорения страны привели к губительным послед-
ствиям. В стране разразился тяжелейший экономический кризис, усиле-
нию которого способствовали и поражение в Ливонской войне 1558-
1583гг., и эпидемия чумы начала 70-х годов XVI в. Хозяйственная раз-
руха, вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ус-