Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:59, курсовая работа
Цель данной работы - комплексный анализ процесса становления сословно-представительной монархии в России.
Задачи:
- провести анализ литературы по данной тематике;
- рассмотреть процесс формирования сословного и общественного строя в период сословно-представительной монархии;
-изучить особенности развития права в рассматриваемый период;
- проследить изменения в государственном строе в период сословно-представительной монархии в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЩЕСВТЕННЫЙ СТРОЙ В УСЛОВИЯХ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ…………………………………………………………….5
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В УСЛОВИЯХ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ…………….12
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..32
3. Посадское
население, посадские люди — это городские
люди, обложенные податями и повинностями
и входившие в посадскую общину, которая
проживала на территории городского предместья,
то есть на посаде; в сотню — территориальная
единица в городах, часть слободы; в слободу
— поселение, часть города, принадлежавшие
государству, дворцовому ведомству, частным
владельцам, заселенные посадскими людьми.
Во второй
половине XVI и в XVII в. в результате роста
торговли и товарного производства русские
города стали более развитыми, чем прежде.
Их количество выросло до 226 (в конце XVI
столетия в России было 170 городов). Количество
городского населения в целом по стране
было невелико. Однако Москва по этому
показателю намного превосходила все
остальные, даже большие по тем временам
города. В Москве жило около 200 тыс. чел.
Это было результатом развития торговли
и ремесел, разрастания правительственного
аппарата и обслуживающего его населения,
а также увеличения владений светских
и духовных феодалов. Такое выделение
столицы из ряда остальных городов характерно
для всей феодальной эпохи.
В конце XVI – первой половине XVII в. происходят существенные изменения в правовом положении городского населения – посадских людей Эти изменения связаны с появлением в посадах “белых слобод” – поселений, в которых жили люди, принадлежавшие феодалам–вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Жители “белых слобод” не платили городского тягла, хотя и занимались ремеслом и торговлей. В “белые слободы” переселялись многие жители посада. В результате размер тягла (подати), которое платили посадские люди, увеличивался. Это вызвало их возмущение, доходившее до крупных выступлений, восстаний (например, восстание в Москве 1648 г.) в ходе которых выдвигались требования ликвидации “белых слобод”. Правительство не могло с этим не считаться и Соборное Уложение 1649 г. ликвидировало “белые слободы”, распространив уплату посадского тягла на их жителей.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В УСЛОВИЯХ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ
Переход к сословно-представительной
монархии знаменовался существенными
изменениями и в
Меняется и статус монарха. В 1547 г. при Иване Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. Разумеется, все это было не простой и тем более не пустой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха. За время правления Ивана Грозного в стране были проведены мероприятия направленные на укрепление самодержавной власти и ослабление политической власти бояр.
Царю принадлежала
высшая законодательная,
Главным правительственным учреждением в России XVI - XVII в.в. была Боярская дума. Она явилась совещательным органом при Царе. Возникшая в русском государстве в IX — XI вв. как совещание князей с дружинниками, Боярская дума на всем протяжении русской истории олицетворяла собой постоянно действовавший орган при монархе, решающий вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства, суда и т. д. В состав Боярской думы входили: бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. С 1547г. происходит включение в состав Боярской думы дворянства.
Боярская дума участвовала в обсуждении и решении всех важнейших административных, хозяйственных, судебных вопросов, а также вопросов о войне и мире. Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением. Дума была высшей судебной инстанцией в государстве. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов.
Таким образом,
Боярская дума принимала
После смерти Ивана Грозного значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играет Боярская дума в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала 17 века. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606 - 1610 годах, кроме Боярской думы, в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 года к власти пришла Боярская дума. Фактически всё управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы. Это боярское правление получило у современников наименование «семибоярщины».
Несмотря на возросшее к началу 17 века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Характерной особенностью 17 века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству. Боярская дума просуществовала весь 17 век, хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало.
В ХVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления – Земский собор («земский» означало «государственный»). Первый Земский собор состоялся в феврале 1549г. Земские соборы не ограничивали власть царя, но служили для совета и опоры в проведении внутри- и внешнеполитических мероприятий, расширяя ее (власти царя) социальную базу. В состав Земских соборов входили Освященный собор, составленный из высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого и посадского сословия Московского государства. В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ.
Прибегая к Земским соборам, цари стремились извлечь для себя пользу из удельного веса в стране дворянства и верхушки городского населения. Земские соборы, как видно на примере собора 1549 г., возникли не по требованию сословий, а по инициативе царей для упрочения власти последних. Не случайно Избранная рада, переросшая в 1549 г. в Земский собор, в 1560 г. перестала существовать.
Обычным порядком совещаний на Земских соборах было обсуждение вопроса по чинам и группам. Обсудив вопрос, назначенные люди подавали по группам свои письменные мнения, так называемые сказки. На их основе вырабатывались решения Земского собора, которые оформлялись принятием специального соборного документа — приговора.
Нормативные акты, принятые на Земских соборах почти за сто лет их работы, можно разделить на три основные группы:
С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и Земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией.
Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён в январе 1649 года. Соборное уложение 1649 года существенно изменило правовое положение основных слоев общества и отмечалось ярко выраженным крепостническим характером.
Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство срочно созвать Земский собор. Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией.
Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.
Падение роли земских соборов
тесно связано с глубокими
социально-экономическими сдвигами, произошедшими
в Русском государстве к
Существенным звеном государственного
аппарата сословно-представительной монархии
являлись приказы – органы центрального
отраслевого управления, пришедшие
на смену органам дворцово-
Во главе каждого приказа (речь идет о приказах, руководство которыми конкретно не указано) стоял приказной боярин или судья, как правило, член Боярской думы.
Приказная система с её
централизацией и бюрократизмом, бумажным
делопроизводством и
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ
Период сословно-
Издавались грамоты, название которых соответствовало их сути: указные, духовные, жалованные и т. д. В XVI в. возрастает значение приговоров Боярской думы в военной, финансовой, уголовно-правовой сферах. Земские соборы издавали постановления по широкому кругу вопросов: от дипломатических до налогообложения. В XVII в. на основе приказной практики составлялись уставные и указные книги приказов. Внушительные по объему, они включали в себя всю юридическую документацию приказов, текущее законодательство, служили разъяснением и дополнением к судебникам и сами выполняли их роль.
В результате все нормативные акты можно классифицировать следующим образом:
Значительно больше внимания стало уделяться систематизации правового материала. Из многочисленных правовых документов периода с середины XVI по середину XVII в. наибольшее значение имели Судебник 1550 г., «Стоглав», документы, подтверждавшие ликвидацию системы кормления и регламентировавшие деятельность губных и земских органов управления. Принятый на Земском соборе в 1550 г. царский Судебник сыграл роль нового правового документа, значительно более эффективно стоящего на страже интересов господствующего класса. Если задача Судебника 1497 г. заключалась в распространении власти московского государя на территории присоединенных княжеств, то Судебник 1550 г. был нацелен на ликвидацию последствий боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV — дворян-помещиков, а также верхов посада.
Информация о работе Сословно-представительная монрахия в Росии