Сословно-представительная монрахия в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - комплексный анализ процесса становления сословно-представительной монархии в России.
Задачи:
- провести анализ литературы по данной тематике;
- рассмотреть процесс формирования сословного и общественного строя в период сословно-представительной монархии;
-изучить особенности развития права в рассматриваемый период;
- проследить изменения в государственном строе в период сословно-представительной монархии в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЩЕСВТЕННЫЙ СТРОЙ В УСЛОВИЯХ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ…………………………………………………………….5
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В УСЛОВИЯХ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ…………….12
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

история россии готово.docx

— 57.48 Кб (Скачать файл)

 
          3. Посадское население, посадские люди — это городские люди, обложенные податями и повинностями и входившие в посадскую общину, которая проживала на территории городского предместья, то есть на посаде; в сотню — территориальная единица в городах, часть слободы; в слободу — поселение, часть города, принадлежавшие государству, дворцовому ведомству, частным владельцам, заселенные посадскими людьми.  Во второй половине XVI и в XVII в. в результате роста торговли и товарного производства русские города стали более развитыми, чем прежде. Их количество выросло до 226 (в конце XVI столетия в России было 170 городов). Количество городского населения в целом по стране было невелико. Однако Москва по этому показателю намного превосходила все остальные, даже большие по тем временам города. В Москве жило около 200 тыс. чел. Это было результатом развития торговли и ремесел, разрастания правительственного аппарата и обслуживающего его населения, а также увеличения владений светских и духовных феодалов. Такое выделение столицы из ряда остальных городов характерно для всей феодальной эпохи.

В конце XVI – первой половине XVII в. происходят существенные изменения  в правовом положении городского населения – посадских людей  Эти изменения связаны с появлением в посадах “белых слобод” – поселений, в которых жили люди, принадлежавшие феодалам–вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Жители “белых слобод” не платили городского тягла, хотя и занимались ремеслом и торговлей. В “белые слободы” переселялись многие жители посада. В результате размер тягла (подати), которое платили посадские люди, увеличивался. Это вызвало их возмущение, доходившее до крупных выступлений, восстаний (например, восстание в Москве 1648 г.) в ходе которых выдвигались требования ликвидации “белых слобод”. Правительство не могло с этим не считаться и Соборное Уложение 1649 г. ликвидировало “белые слободы”, распространив уплату посадского тягла на их жителей. 

 

 

 

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В УСЛОВИЯХ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

 

Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными  изменениями и в государственном  аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов.

     Меняется и статус монарха. В 1547 г. при Иване Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. Разумеется, все это было не простой и тем более не пустой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха. За время правления Ивана Грозного в стране были проведены мероприятия направленные на укрепление самодержавной власти и ослабление политической власти бояр.

 Царю принадлежала  высшая законодательная, исполнительная, судебная и военная власть, хотя  эта власть еще не была неограниченной. Значительно возросший объем  власти царя не мог быть  реализован государственным аппаратом  раннефеодальной монархии. Этим  и объясняются существенные изменения  в государственном аппарате и  возникновение представительных  органов. Важнейшие вопросы внутренней  и внешней политики царь должен  был решать совместно с Боярской  думой и Земскими соборами.

      Главным правительственным учреждением в России XVI - XVII в.в. была Боярская дума. Она явилась совещательным органом при Царе. Возникшая в русском государстве в IX — XI вв. как совещание князей с дружинниками, Боярская дума на всем протяжении русской истории олицетворяла собой постоянно действовавший орган при монархе, решающий вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства, суда и т. д. В состав Боярской думы входили: бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. С 1547г. происходит включение в состав Боярской думы дворянства.

Боярская дума участвовала  в обсуждении и решении всех важнейших административных, хозяйственных, судебных вопросов, а также вопросов о войне и мире. Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением. Дума была высшей судебной инстанцией в государстве. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов.

   Таким образом,  Боярская дума принимала участие  в решении всех вопросов внешней  и внутренней политики государства,  была одновременно и законодательным  и судебным органом управления. Но с усилением власти Царя  многие важные вопросы он стал  решать, не считаясь с Думой.  Царь советовался уже с узким  кругом приближенных ему лиц,  образовавших так называемую  Ближнюю думу. С Ближней думой  он решал важнейшие государственные  вопросы, придворные дела. Законодательную  силу решения Ближней думы  приобретали после одобрения их в Боярской думе. В 1547 - 1560 г.г. при Иване IV существовал неофициальный совет - Избранная рада. Она была создана с целью ограничить Боярскую думу. В состав Избранной рады входили представители различных слоев господствующего класса. Рада объединяет в своем ведении две важные отрасли управления - финансы и внешнюю политику, решает местнические вопросы. С помощью Избранной рады Иван IV провел ряд существенных реформ (судебную, военную, земельную и др.)

После смерти Ивана Грозного значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играет Боярская дума в  отдельные периоды иностранной  интервенции и крестьянской войны начала 17 века. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606 - 1610 годах, кроме Боярской думы, в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 года к власти пришла Боярская дума. Фактически всё управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы. Это боярское правление получило у современников наименование «семибоярщины».

Несмотря на возросшее  к началу 17 века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим  органом государства, разделявшим  вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Характерной особенностью 17 века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству. Боярская дума просуществовала весь 17 век, хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало.

          В ХVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления – Земский собор («земский» означало «государственный»). Первый Земский собор состоялся в феврале 1549г. Земские соборы не ограничивали власть царя, но служили для совета и опоры в проведении внутри- и внешнеполитических мероприятий, расширяя ее (власти царя) социальную базу. В состав Земских соборов входили Освященный собор, составленный из высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого и посадского сословия Московского государства. В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ.

           Прибегая к Земским соборам, цари стремились извлечь для себя пользу из удельного веса в стране дворянства и верхушки городского населения. Земские соборы, как видно на примере собора 1549 г., возникли не по требованию сословий, а по инициативе царей для упрочения власти последних. Не случайно Избранная рада, переросшая в 1549 г. в Земский собор, в 1560 г. перестала существовать.

Обычным порядком совещаний на Земских  соборах было обсуждение вопроса  по чинам и группам. Обсудив вопрос, назначенные люди подавали по группам  свои письменные мнения, так называемые сказки. На их основе вырабатывались решения  Земского собора, которые оформлялись  принятием специального соборного  документа — приговора.

Нормативные акты, принятые на Земских  соборах почти за сто лет их работы, можно разделить на три  основные группы:

  1. Акты избрания на царство (утвержденные грамоты), которые представляют собой законодательные документы, закрепляющие престол за новой династией
  2. Акты, содержащие важнейшие государственные реформы. К ним следует отнести законы, принятые Земскими собраниями по инициативе монарха, и акты, принятые в период междуцарствия (начало XVII в.). Передача царем тех или иных вопросов на рассмотрение Земского собора обусловливалась остротой данной проблемы и желанием царя воспользоваться авторитетом соборного большинства для проведения своего решения. (Например, приговор собора 1580г.Этот собор был церковно-земский. Решения ,принятые Собором 1580г. Ограничивали землевладение духовенства, отвечали требованиям дворянства.) В период междуцарствия Земские соборы выступали как высшие органы власти. Так, Земский собор Первого ополчения 1611 г. фактически взял государственную власть в свои руки. Он явился тем государственным органом, к которому обращались по разным вопросам местные самоуправления, посылал по городам воевод, собирал налоги, принимал законы. В связи с этим первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии
  3. Акты, посвященные налогообложению. В основном эти акты относятся ко времени правления Михаила Романова. Годы Смуты, а также военной интервенции опустошили государственную казну. Поэтому правительство Романова неоднократно обращалось к населению за средствами, к финансовой поддержке Земских соборов, облекая их в род займа или налога. Первое решение о сборах денежных средств у населения было принято на Земском соборе в 1614 году. Затем подобные решения принимались Земскими соборами в 1615, 1616, 1617 и 1618-м годах. Налог собирался со всех сословий без каких-либо исключений, но с учетом сословной принадлежности. Торговые люди платили пятую деньгу, то есть одну пятую со всего своего имущества; с вотчин, поместий, с дворцовых, черных и монастырских сел взимались сошные деньги. Размеры сохи — единицы обложения — были строго фиксированы и в каждом отдельном случае доводились до местной администрации.

С 20-х годов 17 века государственная  власть несколько окрепла, и Земские  соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с  вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией.

Одним из важнейших земских  соборов был собор, собравшийся  в условиях городских восстаний летом 1648 года. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён в январе 1649 года. Соборное уложение 1649 года существенно изменило правовое положение основных слоев общества и отмечалось ярко выраженным крепостническим характером.

        Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство срочно созвать Земский собор. Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией. 

Все последующие земские  соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями  определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.

Падение роли земских соборов  тесно связано с глубокими  социально-экономическими сдвигами, произошедшими  в Русском государстве к середине 17 века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального  хозяйства позволили укрепить государственный  строй России с самодержавной  монархией, бюрократическим аппаратом  приказов и воевод. Правительство  уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам.

Существенным звеном государственного аппарата сословно-представительной монархии являлись приказы – органы центрального отраслевого управления, пришедшие  на смену органам дворцово-вотчинной  системы управления, свойственной раннефеодальной  монархии. Приказы были организованы в основном по функциональному признаку и обладали определенной компетенцией. Рассмотрим некоторые из них:

 

  1. Разрядный приказ. В его ведении находились все дела, связанные с военной и административной службой. Разрядный приказ назначал наместников, воевод и послов, судей приказов, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические споры.
  2. Поместный приказ. Он ведал государственными землями, раздававшимися в поместья, а также рассматривал земельные дела служилых людей.  
  3. Пушкарский приказ ведал артиллерией. В его задачу входило снабжение артиллерии всеми нужными материалами, руководство всеми оружейными, медеплавильными, пороховыми, селитряными и другими заводами.
  4. Судный приказ был высшей судебной инстанцией по гражданским делам.
  5. Земский двор, или приказ, осуществлял постройку и поправку общественных зданий, следил за чистотой улиц, предохранял город от пожаров.

 

Во главе каждого приказа (речь идет о приказах, руководство  которыми конкретно не указано) стоял  приказной боярин или судья, как  правило, член Боярской думы.

 

Приказная система с её централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью  порождала волокиту, злоупотребления  и взяточничество. К концу века 17 века приказная система пришла в упадок, её заменила более прогрессивная система управления - коллегиальная.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

 

Период сословно-представительной монархии характеризуется весьма интенсивным  развитием права, созданием кодифицированных правовых документов, в которых были закреплены новые явления в общественно-политической жизни, обусловленные, в первую очередь, крайним обострением классовой  борьбы. Неуклонный рост числа законодательных  актов, исходящих от княжеской власти, государственных и местных органов, свидетельствовал о том, что нормативные  акты становятся основными источниками  права.

Издавались грамоты, название которых  соответствовало их сути: указные, духовные, жалованные и т. д. В XVI в. возрастает значение приговоров Боярской думы в военной, финансовой, уголовно-правовой сферах. Земские соборы издавали постановления по широкому кругу вопросов: от дипломатических до налогообложения. В XVII в. на основе приказной практики составлялись уставные и указные книги приказов. Внушительные по объему, они включали в себя всю юридическую документацию приказов, текущее законодательство, служили разъяснением и дополнением к судебникам и сами выполняли их роль.

В результате все нормативные акты можно классифицировать следующим  образом:

  1. Памятники светского и церковного права.
  2. По органам, их принявшим (Земские соборы, царь и Боярская дума, собрание сословных представителей).

            Значительно больше внимания стало уделяться систематизации правового материала.  Из многочисленных правовых документов периода с середины XVI по середину XVII в. наибольшее значение имели Судебник 1550 г., «Стоглав», документы, подтверждавшие ликвидацию системы кормления и регламентировавшие деятельность губных и земских органов управления. Принятый на Земском соборе в 1550 г. царский Судебник сыграл роль нового правового документа, значительно более эффективно стоящего на страже интересов господствующего класса. Если задача Судебника 1497 г. заключалась в распространении власти московского государя на территории присоединенных княжеств, то Судебник 1550 г. был нацелен на ликвидацию последствий боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV — дворян-помещиков, а также верхов посада.

Информация о работе Сословно-представительная монрахия в Росии