Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:33, контрольная работа
В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп московского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главная черта сословного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей. Именно на эти слои общества, и их положение обратили внимание реформаторы Петр I и Екатерина II.
Введение………………………………………………….………с. 3
Сословные реформы Петра I……………………………………с. 6
Сословные реформы Екатерины II……………………………..с. 18
Заключение………………………………………………………с. 28
Список литературы……………………………………………...с.30
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Юридический факультет
Направление подготовки – Юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: ИСТОРИЯ ОТЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Тема: Сословные реформы Петра I и Екатерины II.
Студент: Пухова И.В.
Группа 3828
Номер зачетной книжки 388069
Преподаватель: Маслюженко Д.Н.
Содержание:
Введение.
В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп московского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главная черта сословного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей. Именно на эти слои общества, и их положение обратили внимание реформаторы Петр I и Екатерина II.
Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.
Оценивая Петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:
1) реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе;
2) созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;
5) опираясь на некоторые
тенденции, наметившиеся в XVII в. в России,
Петр I не только развил их, но и за минимальный
исторический промежуток времени вывел ее на качественно более
высокий уровень, превратив Россию
в могущественную державу;
Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля.
Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Ее царствование стало новой эпохой в истории России, именуемой «пресвященный абсолютизм». Т.е. она пыталась править в соответствии с идеалами европейского Просвещения.
Именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам. В Жалованной грамоте подтверждалось вольность дворянства от обязательной государственной службы, свобода от уплаты податей. Имения дворян не подлежали конфискации и т.д. А, исходя из Жалованной грамоты городам, появилось первое "градское общество". Екатерина II пыталась отменить крепостное право, но это ей не удалось. Но все же были попытки улучшения положения крестьян. В принципе же, политика Екатерины II была продолжением политики Петра I.
2. Сословные реформы Петра I.
Строительство нового государственного аппарата было лишь частью той грандиозной задачи, которую поставил перед собой великий преобразователь России. В поле его зрения были не только административный аппарат, экономическая политика, военное дело, но и общество - люди, подданные. В петровское время социальная структура общества претерпела не меньшие перемены, чем структура власти или экономики. Конечно, мы можем говорить о социальных изменениях как следствии всего комплекса реформ — военной, податной и т.д. Но вместе с тем немало было сделано реформатором и целью преобразования именно социальной структуры, реализации грандиозного замысла «произведения поданного всероссийского народа».
Весьма значительны были перемены в положении дворянства. Собственно, сословие дворянства XVIII- XIX веков в том виде, каким мы его знаем по литературе, было оформлено, точнее, организовано Петром. Здесь нет преувеличения, ибо в допетровской России существовало единое сословие так называемых служилых людей, в которое входили как служилые «по отечеству», то есть по происхождению (бояре, кравчие, окольничие, постельничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, жильцы московские и городовые дворяне), так и служилые «по прибору», то есть по набору на добровольных началах (мелкие служилые чины; пушкари, городовые казаки, затинщики и т. д.).
Петровская эпоха навсегда покончила с сословием служилых людей. Произошел распад сословия на две категории: большая часть служилых «по отечеству» превратилась в дворянство (шляхетство), меньшая часть служилых «по отечеству» (преимущественно малосостоятельные служилые юга России), а также служилые «по прибору» вошли в сословие государственных крестьян, искусственно созданное Петром.
Конечно, предпосылки для расслоения сословия созревали постепенно. Здесь следует упомянуть и процесс слияния бояр и дворян под воздействием самодержавной власти, нивелирующей всех подданных, когда потомки удельных князей уже не обладали никакими преимуществами, соревнуясь в служении повелителю и ожидая милости от него. Царь же мог избранно возвышать одних и принижать других, независимо от происхождения.
Эта тенденция к консолидации верхушки служилого сословия развивалась и под воздействием изменения характера самой службы и системы вознаграждения за нее. С петровских времен, характерных непрерывными войнами, служба для всех категорий служилых стала постоянной. За службу в регулярной армии стали платить денежное жалование.
Социальная поляризация шла, естественно, постепенно и была, конечно, изначально предопределена той дистанцией, которая в принципе разделяла московского боярина и тамбовского городового казака, но все же при Петре этот процесс получил необычайно быстрое развитие. Тяжелая рука Петра властно вмешалась в его течение, придав ему заданное идеей реформатора направление.
Громадную роль в изменении положения сословия служилых людей сыграло введение Петром нового, отличного от прежнего, критерия службы, а именно - принцип происхождения был заменен принципом личной выслуги. Введение принципа личной выслуги резко усиливало власть самодержавия над дворянством. На смену традиционному сословию служилых «по отечеству» приходил военно-бюрократический дворянский корпус, на смену прежнему своевольному боярину или стольнику, гордому своим происхождением, давшим ему положение в обществе, - послушный, всем обязанный властелину офицер или чиновник.
Вначале было много сделано для приостановки развития, разрастания старого служилого сословия. В 1695 году прекратили жаловать в стольники и стряпчие, а в 1703-м – в жильцы. Тем самым обрезались корни, питавшие многовековое древо служилых «по отечеству». Тогда же практически были прекращены пожалования в боярские чины.
Примечательно и нежелание Петра как-то «состыковать» старую чиновную систему с той, которая создавалась им на основе Табеля о рангах. При обсуждении Табели Сенат пытался это предложить: «Понеже еще остались в древних чинах некоторые персоны, а именно бояре, кравчие, окольничие, думные дворяне, стольники, и прочие чины, того ради предлагается: не изволил ли его царское величество оных по их живот определить против других рангами». Петр проигнорировал предложение сенаторов.
В петровскую эпоху происходит оформление дворянства не как чина, разновидности прежнего служилого сословия, а как единой корпорации класса-сословия, обладающего особыми привилегиями. Вместе с тем Петр заметно выделял дворянство как привилегированное сословие, не был склонен ослаблять узду, снимать с него типичные для старого сословия служилых обязанности службы. Наоборот, эти обязанности с введением регулярной армии и бюрократизацией управления стали еще более тяжелыми.
Дворянское звание могло иметь привилегированное значение только тогда, когда носитель служил. «Сказать всему шляхетству, чтоб каждый дворянин во всяких случаев (какой бы фамилии ни был) почесть и первое место давал каждому обер-офицеру и службу почитал, и писатца только офицерам, а шляхетству (которая не в офицерах) только то писать, куды разве посланы будут. А ежели против сего не почтит офицера, положить штраф третьего жалования, из чего фискалу по указу тож и офицеру, ежели уступит» - говорил Петр.
Петр разработал целую систему превращения простых дворян в служащих, ибо вне службы их жизнь, в сущности, царем не мыслилась. Следствием этого стала практика обязательного обучения дворянских детей, ибо без элементарного образования нельзя было служить. Петр издал Указ от 20 января 1714 года, согласно которому дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых для службы, запрещалось жениться.
В 1722-1724 годах Петром и его сподвижниками был подготовлен знаменитый Табель о рангах – один из важнейших документов русской истории. Она появилась на свет после тщательного анализа аналогичных документов развитых стран Европы, препарированных в соответствии с условиями России. Табель вводил новую (отличную от прежней служилой) иерархию чинов, которые можно было получить посредством личной службы, поднимаясь последовательно от чина к чину. Все чины делились на четыре категории: воинские (в том числе сухопутные, гвардейские, артиллерийские), морские, штатские («статские») и придворные. Важной чертой Табели было то, что она устанавливала соответствие между чинами разных категорий.
Клас- сы |
воинские |
морские |
статские |
Придворные | ||
сухопутные |
гвардия |
Артиллерийские | ||||
4 |
Генералы-майоры |
полковник |
Генерал-майор, Генерал-майор от фортификации |
Шаутбен-ахты, оберцейг-мейстер |
Президенты от коллегиев и Штатс-конторы, тайные советники, обер-прокурор |
Обер-гофмейстер обер-камергер |
Всего подобных граф – «классов», разбитых вертикально на шесть отделов, в Табели четырнадцать. Соответственно, чтобы стать генерал-майором (4-й класс), человеку нужно было, отслужив в солдатах, попасть в 14-й класс - стать фендриком или флигель-адъютантом при генерал-лейтенанте или бригадире, затем дослужиться до унтер-лейтенанта (13-й класс), затем стать лейтенантом(12-й класс), выйти в капитан-лейтенанты (10-й класс), затем - в капитаны или флигель-адъютанты при генерал- фельдмаршале (9-й класс), затем - в майоры (8-й класс), подполковники (7-й класс). Получив очередное звание полковника или заняв должность обер-провиантмейстера, офицер оказывался в 6-м классе, должность бригадира или генерал-провиантмейстера давала ему 5-й класс. И лишь после этого он мог рассчитывать стать генерал-майором (см. таблицу). При успешной службе генерал-майор мог продвинуться в генерал-лейтенанты и тем самым оказаться в 3-м классе, откуда рукой подать до полного генерала (2-й класс), а может быть, до генерал-фельдмаршала, находившегося на вершине военной чиновной лестницы - в 1-м классе. Генерал-фельдмаршалу соответствовали генерал-адмирал и канцлер в 1-м классе по морской и по статской иерархии.
Особенно важна была гражданская иерархия, по которой могли подниматься вверх служащие коллегий и канцелярий:
14-й класс - юнкер коллегии или ему равный чин;
13 класс - протоколист или переводчик;
12-й класс - камерир или секретарь надворного суда;
11-й класс для статских
10-й класс - секретарь коллегии;
9-й класс - советник коллегии;
8-й класс - асессор коллегии;
7-й класс - обер-секретарь;
6-й - прокурор;
5-й класс - вице-президент;
4-й класс - президент коллегии;
3-й класс - генерал-прокурор;
2-й класс - действительный тайный советник;
1-й класс – канцлер.
Принцип личной выслуги закреплялся особым положением Табели, в котором говорилось, что выходцы из высших категорий дворянства не избавляются от службы, начиная ее снизу.
Информация о работе Сословные реформы Петра I и Екатерины II