Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:33, контрольная работа
В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп московского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главная черта сословного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей. Именно на эти слои общества, и их положение обратили внимание реформаторы Петр I и Екатерина II.
Введение………………………………………………….………с. 3
Сословные реформы Петра I……………………………………с. 6
Сословные реформы Екатерины II……………………………..с. 18
Заключение………………………………………………………с. 28
Список литературы……………………………………………...с.30
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Жалованная грамота городам (1785 г.), продолжавшая попытки создания "третьего сословия". Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей.
Городское население (кроме живших в городе крестьян) делилось на шесть разрядов, составлявших "градское общество". Оно избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) "общей градской думы". "Общая градская дума" избирала "шестигласную думу" - исполнительный орган управления, состоявший представителей всех разрядов горожан. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы "городовых обывателей".
Третий разряд городского населения составляли все ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики). Четвертый разряд - иногородние и иностранцы, проживающие в данном городе. В пятую категорию горожан были зачислены “именитые граждане”. Ими были крупнейшие торговцы и предприниматели с объявленным капиталом более 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 тыс. руб. Сюда же входили бургомистры, городские головы, заседатели магистратов и т.п., прослужившие более двух сроков, ученые, художники, музыканты.
Наконец, о шестом разряде. Это основная масса горожан - простые “посадские люди”. Наиболее острый вопрос о крестьянах, ставших фактическими жителями городов, остался по-прежнему нерешенным. Оставались в действии и все прежние преграды на пути перехода крестьян в городские сословия.
Екатерина II подготовила и проект Жалованной грамоты государственным крестьянам, но не опубликовала его, опасаясь дворянского недовольства. Сопоставление всех трех документов позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по ее мнению, сильные сословия.
Реформы остались незавершенными из-за крепостного права, которое препятствовало складыванию сильного третьего сословия, резко поднимало дворян над остальным населением, исключало крестьян из сословной структуры. Но уничтожить его Екатерина не могла.
Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д'Аламбера - и считала себя их ученицей. В 1763 г. Екатерина начала переписку с Вольтером, которая продолжалась до 1777 г., т. е. почти до самой смерти известного французского просветителя. В письмах к Вольтеру Екатерина рассказывала «учителю» о деятельности на пользу своих подданных и о военных событиях, а Вольтер осыпал «ученицу» лестью и комплиментами. Екатерина II подчеркивала, что книга французского просветителя Монтескье стала ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о «великой Семирамиде севера».
На основе идей европейских
просветителей у Екатерины
Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенный абсолютизм» (Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский).
Эта политика была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Временем просвещенного абсолютизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г.
В Большом энциклопедическом
Итак, просвещенный абсолютизм характерен такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки
Самым крупным мероприятием
просвещенного абсолютизма
Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения.
В качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила «Наказ», который состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти четверть текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей (Беккариа, Бильфельда, Монтескье, Юсти). Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.
"Наказ" устанавливал в
России самодержавие на том
основании, что в столь огромно
Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однако, по-видимому, это объяснялось стремлением заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте "Наказа" говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали.
В "Уложенной комиссии" лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.
Екатерининской, комиссии не удалось составить новый кодекс законов, так как было трудно привести старое законодательство в согласие, с одной стороны, с либеральным «Наказом» Екатерины (построенным на книжных теориях, без учета реальных фактов русской жизни), а с другой - с противоречивыми нуждами, пожеланиями и множеством отдельных наказов от разных групп населения.
Все же работа Комиссии не пропала даром. Содержание местных наказов и суждения депутатов дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами и пожеланиями разных групп населения, и эти материалы оно могло использовать в будущем в своей реформаторской деятельности.
Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма. В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии (А. С. Орлов, В. А. Георгиев. И. Г. Георгиева).
На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияли два события XVIII в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция в Европе. В России же последней попыткой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Александра I (И. Г. Кислицына).
Екатерина вернулась к преобразовательным планам после Керстьянской войны, когда необходимость реформ стала очевидна и можно было не опасаться дворянской оппозиции.
В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. До сих пор Россия делилась на губернии, провинции и уезды. Теперь провинции были ликвидированы. Количество губерний возросло с 23 до 50, а численность их населения сократилась до 300-400 тыс. душ.
В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. За деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц надзирало губернское правление. Финансами и хозяйственным делами занималась Казенная палата. Школами и богоугодными заведениями - Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника.
В уездах исполнительным
власть принадлежала нижнему земскому
суду во главе с капитан-исправником,
избираемому местным
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия - свой выборный суд.
Сословие |
Губерния |
Уезд |
Дворянство |
Верхний земский суд |
Уездный суд |
Горожане |
Губернский магистрат |
Городовой магистрат |
Государственные крестьяне |
Верхняя судебная расправа |
Нижняя судебная расправа |
Таким образом, предпринималась попытка осуществить разделение властей, о чем императрица говорила еще в Уложенной комиссии. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону.
Оценивая правление Екатерины II, надо иметь в виду, что императрице пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразовательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь. Отсюда - впечатление некоторой хаотичности ее царствования. Даже если это и так, то не прихоти часто менявшихся фаворитов тому причиной. Составленные различными историками перечни официальных фаворитов включают от 12 до 15 персон. Некоторые из них, прежде всего Г. А. Потемкин, стали выдающимися государственными деятелями, другие находились в ее покоях на положении любимых собачек. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но лишь в той мере, в какой это допускала сама императрица, никогда не поступавшаяся и частицей своей самодержавной власти.
4. Заключение.
В Петре I мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.
Петровская эпоха навсегда покончила с сословием служилых людей. Появился такой сословие как «дворянство» (шляхетство), которое Петр наделил рядом привилегий, а также укрепил их собственность. Ввел принцип единонаследия. Унифицировал социальную структуру деревни и города.
Реформы принесли важные изменения в положение подавляющей массы поданных – крестьян, являющихся собственностью светских и духовных феодалов.
Был разработан Табель о рангах - один из важнейших документов в русской истории. Табель вводил новую (отличную от прежней служилой) иерархию чинов, которые можно было получить посредством личной службы, поднимаясь последовательно от чина к чину. Таким образом, Петр пытался дать всем сословиям равные возможности.
Сословные преобразования Петра были отчетливо ориентированы на расширение и усиление влияния государства в социальной сфере.
Итоги царствования Екатерины II.
Информация о работе Сословные реформы Петра I и Екатерины II