Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:33, контрольная работа
В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп московского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главная черта сословного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей. Именно на эти слои общества, и их положение обратили внимание реформаторы Петр I и Екатерина II.
Введение………………………………………………….………с. 3
Сословные реформы Петра I……………………………………с. 6
Сословные реформы Екатерины II……………………………..с. 18
Заключение………………………………………………………с. 28
Список литературы……………………………………………...с.30
И в армии, и в государственном аппарате было очень много выходцев из тяглецов, даже крепостных, и холопов, сделавших карьеру при Петре. В принципе прежняя система служилого сословия позволяла это делать и раньше. Однако разница состояла в том, что Петр законодательным путем четко определил условия, при которых недворянин мог двигаться вверх, стать дворянином. Проходя лестницу чинов, он вливался в контингент военных и чиновников не как чужеродное тело, а как дворянин.
Подход Петра к знатности
как достоинству,
По некоторым свидетельствам документов можно понять, что Петр мечтал, чтобы весь государственный аппарат состоял из дворян. Указом от 31 января 1724 года было запрещено определять в секретари учреждений недворян, чтобы они не могли «в асессоры, советники и выше происходить». Исключение делалось только для наиболее талантливых подьячих, которые «какое знатное дело покажет или заслужит». Их могли производить в секретари и давать им «шляхетство как в воинской службе кто в прапорщики пожалован».
Будущее же выходцев из других сословий определялось Табелью о рангах. Для получения дворянства требовалось дослужиться до 8-го класса.
В военной иерархии нужно было
стать майором или обер-квартирмейстером,
обер-фискалом или цальмейстером. Дворянство
давала
должность капитан-лейтенанта гвардии,
капитана третьего ранга на флоте, а также
асессора, обер-секретаря коллегий и еще не менее пятнадцати идентичных
или близких к названным должностней в
государственных учреждениях.
В петровское время произошло
формальное укрепление
окончательно слились с родовыми – вотчинами
- в единую земельную собственность.
Это было достигнуто вследствие указа
от 23 марта 1714 года - знаменитого указа
о майорате, единонаследии. Согласно
указу недвижимое имущество не делилось
между сыновьями, а доставалось одному
сыну. А вот движимое имущество делилось
между сыновьями.
Главный довод в пользу единонаследия состоит в том, что «каждый, имея свой даровой хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклониться и жить в праздности, которая (по святому писанию) материю есть всех злых дел». При передаче имения единственному наследнику «прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».
В 30-60-е годы XVIII века был отменен майорат, ограничен срок службы, а затем появился в 1762 году манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству».
Распад служилого сословия привел
не только к образованию дворянства,
но и к появлению так называемых
однодворцев-государевые
Однодворцы не являлись особым сословием. Они вошли в состав оформленного тогда же сословия государственных крестьян - нового социального образования, возникшего в ходе петровских социальных реформ.
Впервые мысль о формировании новой сословной категории возникла в 1723 году, когда Петр (согласно записи в журнале Сената) сказал: «Государственный крестьяне разумеются ясачники, половники, однодворцы и прочие тем подобные; мордва, черемиса, что в указе изъяснить». В 1724 году новый термин был окончательно уточнен. Согласно «Плакату о подушной подати» новый налог будет взиматься «с государственных крестьян, то есть с однодворцев, с черносошных, с татар, с ясашных и Сибирской губернии пашенных, прежних служеб, копейщиков, рейтар, драгун, солдат, казаков, пушкарей, затинщиков и разсылщиков и всякого звания людей, которые в поголовную перепись написаны и в раскладку на полки положены».
Как видим, под термином «государственные крестьяне» законодатель подразумевал самое разнообразное тяглое население. Наиболее значительными группами оказались черносошные крестьяне русского Севера, так называемые ясашные крестьяне (русские и иноверцы) Поволжья, а также знакомые нам однодворцы юга. Кром них в новообразованное сословие вошли крестьяне Сибири - так называемые пашенные крестьяне, отправляющие работную повинность - обработку «государевой десятинной пашни», оброчные крестьяне, а также «разночинцы» - осевшие в Сибири поселенцы из различных категорий: служилых, посадских, церковников и т. д.
Уже само объединение различных по своему положению групп населения в единое сословие государственных крестьян было не столько финансовым, податным, но и важным социальным мероприятием. Его конечная цель состояла в установлении более жестокого государственного контроля, в ограничении юридических прав и возможности свободных людей, всего народа.
Петровские реформы принесли важные изменения в положение подавляющей массы поданных – крестьян, являющихся собственностью светских и духовных феодалов.
Для значительной массы крестьян – помещичьих – важным нивелирущим фактором стало крепостное право, получившее юридическое оформление в Соборном уложении 1649 года. Уложение положило начало не только слиянию двух основных разновидностей крестьян – «помещиковых» и «вотчинниковых», но и слиянию крестьян с холопами – категорией, близкой по своему положению домашним рабам. Была разрушена та социальная база, на которой зиждилось холопство как сословие и институт.
Петр хотел навести порядок не только в деревне, но и городе. Он решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цехи, гильдии. Они были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем.
Это было сделано согласно принятому 16 января 1721 года регламенту Главного магистрата. В специальной главе VII с характерным для петровской политики названием «О разделении гражданства» говорится:
«Магистрату граждане надлежат и в двух гильдиях состоят такие... первой гильдии или первостатейные состоят и от другога подлаго гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны, яко: банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы.
Во второй гильдии - которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют, также рукоремесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные. Прочие же все подлые люди, обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются».
Далее авторы регламента столь же решительно утверждают в русской жизни цехи: «И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливыя цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей и над ними алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет, також и каждое ремесло и художество свои книги имеют, в которых регулы или уставы, права и привилегии ремесленных людей содержаны быть должны».
Городская реформа хотя и привела к формальному «собиранию храмины купечества», но обложение городских жителей подушным налогом не дало никаких новых импульсов для развития города, даже наоборот, затормозило процесс оформления капиталистических отношений там, где они могли бы развиваться.
Правительство затронуло и «торгующих крестьян» - живущих в городах и имевших свое дело владельческих и государственных крестьян. Если крестьяне, поселившиеся в городах до начала реформы и внесенные в посадское тягло, попросту записывались в подушный оклад как посадские, то иная судьба ожидала крестьян, живших в городе и не внесенных в посад. Все они подлежали немедленной высылке в деревни. После вывоза такой крестьянин причислялся в тягло там – в деревне, а затем, получив паспорт, мог вернуться в посад.
Крестьянин мог записаться в посад, выполнив два условия: во-первых, он, как и его потомки, сохранял вечно и неизменно зависимость от господина, которому был обязан платить оброки; во-вторых, чтобы попасть в посад, он должен был иметь торги на огромную по тем временам сумму – не менее 500 рублей.
Таким образом, узаконивая практику перехода сельского населения в посады, Указ Петра ставил ее в весьма жесткие рамки и фактически затруднял, ибо установление высокого ценза при вступлении в посад позволяло обосноваться в нем лишь небольшому числу крестьян. В самом посаде такой крестьянин не являлся равноправным членом и был обязан с объявленной суммой платить большие налоги. Закон от 13 апреля 1722 года давал крестьянину возможность торговать, закрепляться в городе, но одновременно гарантировал его помещику власть над ним. Петровская реформа закрепляла и усиливала старые социальные структуры – вступивший на территорию города, как и раньше, не становился свободным.
Более того, петровская реформа, унифицировала разнообразные ограничения для подданных. Ограничения были трех видов: ограничения в передвижении по стране, ограничения свободы выбора занятий, ограничения социальных перемещений – перехода из одного «чина» в другой.
Сословные нормы, ограничения, о которых идет речь, особенно усилились в петровскую эпоху. Законодательство Петра отличалось большей четкостью в регламентации прав и обязанностей каждой группы населения. Табель о рангах открывал путь наверх представителям низших сословий, он обозначал границу, отделявшую привилегированный класс от других.
Сословные преобразования Петра были отчетливо ориентированы на расширение и усиление влияния государства в социальной сфере. Идет ли речь о дворянском сословии или о посадских, холопах или крестьянах – всюду в основание социальной политики ставились прежде всего интересы «регулярного» государства, грубо подчинявшего, реформировавшего или деформировавшего, ускорявшего или замедляющего многие естественные социально-классовые процессы – следствие развития общества от средневековья к новому времени.
3. Сословные реформы Екатерины II.
Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Ее царствование стало новой эпохой в истории России.
Прежде всего, Екатерина II поспешила с коронацией, которая должна была узаконить ее восшествие на престол. Торжественная церемония состоялась 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Екатерина щедро наградила всех, кто способствовал ее победе. Главные участники переворота (40 человек) получили чины, земельные владения с крепостными крестьянами и крупные денежные суммы. Императрица приказала вернуть из ссылки тех, кто «невинно» пострадал, в их числе - бывшего великого канцлера графа Бестужева-Рюмина, бывшего генерал-прокурора князя Шаховского.
Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовенство, Екатерина II отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земельной собственности и крестьян. Правда, укрепив свое положение, императрица уже в 1764 г. все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн. душ муж ского пола), стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.
Действуя осторожно, избегая опасных конфликтов. Екатерина II с самого начала твердо дала понять, что не намерена поступаться самодержавной властью. Она отвергла идею графа Н. И. Панина об учреждении Постоянного императорского совета в составе четырех государственных секретарей, которые должны были решать все важнейшие государственные дела. За Екатериной в этом случае оставалось бы лишь право утверждения принимаемых решений. В проекте Панина нашли отражение олигархические надежды аристократии на ограничение самодержавной власти, что вовсе не устраивало Екатерину II.
Одновременно Панин предложил
разделить правительствующий
«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дворянству» (1785) Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянстве. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах. Важным моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ (дворянского собрания) в уездах и губерниях, что стимулировало государственную службу. Период правления Екатерины II в исторической науке получил название золотого века российскою дворянства.
Информация о работе Сословные реформы Петра I и Екатерины II