Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:31, контрольная работа
Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических и получение практических навыков по предмету «История экономики».
В работе поставлены следующие задачи:
- выяснить цели создания Совета;
- рассмотреть правовую и организационную структуру СЭВ;
- проанализировать структуру взаимосвязей и экономико-правовой механизм интеграции СЭВ;
- охарактеризовать финансовую систему СЭВ
- изучить причины распада СЭВ;
- сделать выводы о деятельности СЭВ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Правовая основа и цели создания СЭВ…………………………………….3
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ………………………..12
Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1 Причины распада СЭВ………………………………………………………18
2.2. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Правовая основа и
цели создания СЭВ…………………………………
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ………………………..12
Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1 Причины распада СЭВ……………………………
2.2. Анализ экономических
позиций государств после
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических и получение практических навыков по предмету «История экономики».
Предмет исследования – история создания, деятельность и причины распада Совета Экономической Взаимопомощи.
Объектом данной контрольной работы является СЭВ.
В работе поставлены следующие задачи:
- выяснить цели создания Совета;
- рассмотреть правовую и организационную структуру СЭВ;
- проанализировать структуру
взаимосвязей и экономико-
- охарактеризовать финансовую систему СЭВ
- изучить причины распада СЭВ;
- сделать выводы о деятельности СЭВ.
Общеэкономическая межправительственная
организация социалистических стран
– Совет Экономической
Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР – с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам – с 1978 г [1. c. 18].
В итоге, к началу 1989 г. более
400 млн. населения, создавшего около 12%
объема мирового производства, жили в
странах централизованного
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ.
1.1. Правовая основа и цели создания СЭВ.
Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили начало формированию всей последующей системы международного организационно-правового механизма экономического сотрудничества.
Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике сотрудничества:
- было заключено значительное
количество международных
- укрепился организационный
механизм СЭВ как
- были образованы другие
многосторонние
- возникли межправительственные
комиссии по экономическому и
научно-техническому
- появились двусторонние
хозяйственные организации:
Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата в странах-участницах СЭВ
Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический механизм, включающий договорно-правовые и международные институционные средства.
Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1, характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего братского экономического сотрудничества [1. c. 25].
Принципы сотрудничества
стран-членов СЭВ представляли собой
единую целостную систему. Они формировались
на основе марксистско-ленинских
Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).
Формирование международного
организационно-правового и
В Комплексной программе
и Уставе СЭВ было закреплено, что
экономическое и научно-
Отсюда вытекают следующие
особенности формирования принципов
– правовых основ международного
организационно-правового и
- соответствие этого механизма
социалистической сущности
закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции в формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;
- межгосударственный (координационный)
характер механизма интеграции
и отсутствие в нем
- обеспечение участия
государств в международных
- обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества [1. c. 33].
Устав СЭВ был принят в 1959 году. Кроме того, введена в действие Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ в 1959 г., Также деятельность СЭВ регламентировалась комплексной программой углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принята в 1971 г.
Функции СЭВ характеризуются следующими направлениями:
- организация всестороннего
экономического и научно-
- содействие международному
социалистическому разделению
СЭВ в лице своих органов
и в пределах их компетенции мог
принимать рекомендации по вопросам
экономического и научно-технического
сотрудничества. Рекомендации и решения
являлись юридическими актами Совета.
СЭВ мог заключать
Основными органами СЭВ были: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета [1. c. 36].
В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д.
С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.).
Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.
Исполнительный комитет
СЭВ являлся главным
Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ.
Постоянные комиссии Совета
организовывали и координировали многостороннее
сотрудничество в отдельных областях
народного хозяйства. Секретариат
СЭВ возглавлялся Секретарем Совета,
который являлся главным
В Уставе СЭВ и Комплексной
программе страны-члены СЭВ
В соответствии с Комплексной
программой СЭВ стал центральным
органом в международном
Рекомендации СЭВ учитывались
в других МГЭО, а также в других
организационных звеньях
Важное место в системе СЭВ занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран - членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций. Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в управлении и деятельности банков [5. c. 94].
Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия [5. c. 98].
Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.
Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия [5. c. 102].
Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами - членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия развивающимся странам.
Совет Банка – высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех четвертей голосов и Правление Банка – исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка; в составе председателя и членов Правления, назначаемых Советом из граждан стран-членов на срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва, СССР.