Совет Экономической Взаимопомощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических и получение практических навыков по предмету «История экономики».
В работе поставлены следующие задачи:
- выяснить цели создания Совета;
- рассмотреть правовую и организационную структуру СЭВ;
- проанализировать структуру взаимосвязей и экономико-правовой механизм интеграции СЭВ;
- охарактеризовать финансовую систему СЭВ
- изучить причины распада СЭВ;
- сделать выводы о деятельности СЭВ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Правовая основа и цели создания СЭВ…………………………………….3
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ………………………..12
Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1 Причины распада СЭВ………………………………………………………18
2.2. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

СЭВ.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

1.1. Правовая основа и  цели создания СЭВ…………………………………….3

1.2. Экономико-правовой механизм  интеграции СЭВ………………………..12

Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ВЗАИМОПОМОЩИ.

2.1 Причины распада СЭВ………………………………………………………18

2.2. Анализ экономических  позиций государств после распада  СЭВ………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью написания контрольной  работы является закрепление теоретических  и получение практических навыков  по предмету «История экономики».

Предмет исследования –  история создания, деятельность и  причины распада Совета Экономической  Взаимопомощи.

Объектом данной контрольной  работы является СЭВ.

В работе поставлены следующие  задачи:

- выяснить цели создания  Совета;

- рассмотреть правовую  и организационную структуру  СЭВ;

- проанализировать структуру  взаимосвязей и экономико-правовой  механизм интеграции СЭВ;

- охарактеризовать финансовую  систему СЭВ

- изучить причины распада  СЭВ;

- сделать выводы о деятельности  СЭВ.

Общеэкономическая межправительственная организация социалистических стран  – Совет Экономической Взаимопомощи – учреждена представителями  Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии на Международном экономическом  совещании, состоявшемся в Москве в  январе 1949г.

Впоследствии членами  СЭВ стали также: Албания –  с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала  участвовать в работе органов  Совета), ГДР – с 1950 г., Монголия –  с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам –  с 1978 г [1. c. 18].

В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объема мирового производства, жили в  странах централизованного планирования, то есть в экономических системах, где решение о производстве и  занятости принимались, как правило, на правительственном уровне.

 

 

 

Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ.

 

1.1. Правовая основа и  цели создания СЭВ.

 

Учредительные положения  СЭВ, закрепленные в протоколе международного экономического совещания, состоявшегося  в январе 1949 г. в Москве, положили начало формированию всей последующей  системы международного организационно-правового  механизма экономического сотрудничества.

Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных  звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике сотрудничества:

- было заключено значительное  количество международных двусторонних  и многосторонних договоров в  области экономики, науки и  техники, сложилась их определенная  система, закрепляющая плановые  взаимосвязи социалистических стран;

- укрепился организационный  механизм СЭВ как общеэкономической  международной организации, контролирующей  экономическое и научно-техническое  сотрудничество государств;

- были образованы другие  многосторонние межгосударственные  организации для координации  взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки и техники,  финансово-кредитной сфере;

- возникли межправительственные  комиссии по экономическому и  научно-техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях  двусторонние взаимосвязи стран;

- появились двусторонние  хозяйственные организации: совместные  общества и предприятия, действующие  на основе хозяйственного расчета  [1. c. 22].

Но в конечном итоге  все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата в странах-участницах СЭВ

Таким образом, сложился международный  организационно-правовой и экономический механизм, включающий договорно-правовые и международные институционные средства.

Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим деятельность Совета, определял  его задачи, нацеленные на развитие социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1, характеризующей  цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений  Устава СЭВ исходило, что конечные цели сотрудничества и интеграции –  построение социализма и коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего братского экономического сотрудничества [1. c. 25].

Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой  единую целостную систему. Они формировались  на основе марксистско-ленинских принципов  межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития сотрудничества социалистических стран

Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).

Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции.

В Комплексной программе  и Уставе СЭВ было закреплено, что  экономическое и научно-техническое  сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического  интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи [1. c. 28].

Отсюда вытекают следующие  особенности формирования принципов  – правовых основ международного организационно-правового и экономического механизма в целом (договорно-правовой и институционной частей):

- соответствие этого механизма  социалистической сущности интеграции;

закрепление ведущей роли государств как главных субъектов  интеграции в формировании и деятельности интеграционного механизма в  целом;

- межгосударственный (координационный)  характер механизма интеграции  и отсутствие в нем надгосударственных  органов;

- обеспечение участия  государств в международных органах  на основе полного суверенного  равенства;

- обеспечение интересов  отдельных стран и интересов  всего содружества [1. c. 33].

Устав СЭВ был принят в 1959 году. Кроме того, введена в действие Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ в 1959 г., Также деятельность СЭВ регламентировалась комплексной программой углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принята в 1971 г.

Функции СЭВ характеризуются  следующими направлениями:

- организация всестороннего  экономического и научно-технического  сотрудничества в направлении  наиболее рационального использования  природных ресурсов и ускорения  развития производительных сил  в странах-членах СЭВ; 

- содействие международному  социалистическому разделению труда  путем организации взаимных консультаций  по основным вопросам экономической  политики.

СЭВ в лице своих органов  и в пределах их компетенции мог  принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Рекомендации и решения  являлись юридическими актами Совета. СЭВ мог заключать международные  соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.

Основными органами СЭВ были: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета [1. c. 36].

В числе других органов  СЭВ действовал ряд совещаний  руководителей государственных  органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д.

С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.).

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления  развития социалистической экономической  интеграции и деятельность СЭВ в  этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание  сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет  СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав правительств. Его заседания  проводились раз в квартал. Он руководил совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ.

Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения  комплексного рассмотрения и решения  на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ.

Постоянные комиссии Совета организовывали и координировали многостороннее сотрудничество в отдельных областях народного хозяйства. Секретариат  СЭВ возглавлялся Секретарем Совета, который являлся главным должностным  лицом Совета.

В Уставе СЭВ и Комплексной  программе страны-члены СЭВ подтвердили  свою готовность развивать экономические  связи со всеми странами независимо от их общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела. В реальности же все направления  экономических связей были под жестким  партийным контролем [3. c. 38].

В соответствии с Комплексной  программой СЭВ стал центральным  органом в международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Они определили меры по повышению его роли в организации сотрудничества.

Рекомендации СЭВ учитывались  в других МГЭО, а также в других организационных звеньях механизма  интеграции.

Важное место в системе  СЭВ занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений была создана система  регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий  в целях укрепления торговых и  других экономических связей и развития народного хозяйства стран - членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций. Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в управлении и деятельности банков [5. c. 94].

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия [5. c. 98]. 

Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия [5. c. 102].

Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами - членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия развивающимся странам. 

Совет Банка – высший орган в составе председателей  от всех стран-членов; каждая страна имела  один голос; принимал решения единогласно  и большинством голосов не менее  трех четвертей голосов и Правление  Банка – исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной  деятельностью Банка; в составе  председателя и членов Правления, назначаемых  Советом из граждан стран-членов на срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва, СССР.

Информация о работе Совет Экономической Взаимопомощи