Совет Экономической Взаимопомощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических и получение практических навыков по предмету «История экономики».
В работе поставлены следующие задачи:
- выяснить цели создания Совета;
- рассмотреть правовую и организационную структуру СЭВ;
- проанализировать структуру взаимосвязей и экономико-правовой механизм интеграции СЭВ;
- охарактеризовать финансовую систему СЭВ
- изучить причины распада СЭВ;
- сделать выводы о деятельности СЭВ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Правовая основа и цели создания СЭВ…………………………………….3
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ………………………..12
Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1 Причины распада СЭВ………………………………………………………18
2.2. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

СЭВ.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

В системе СЭВ самую  большую структурную группу составляли организации производственно-отраслевого  характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению специализации  и кооперирования производства, объединению  усилий стран в развитии промышленности и сельского хозяйства. Практическая деятельность отраслевых организаций  должна была заключаться в выравнивании уровней экономического развития стран, путем согласования планов развития производства соответствующей продукции [3. c. 60].

Тесное взаимодействие с  организациями производственно-отраслевого  профиля имели международные  организации, координирующие сотрудничество социалистических стран в области  транспорта. Система организаций  такого типа охватывала только железнодорожный  и автомобильный транспорт.

С конца 60- х годов стала складываться самостоятельная группа регулированию многостороннего сотрудничества в области связи. Среди них имелись организации межправительственные и межведомственные, координационного и координационно-управленческого характера [4. c. 66]. .

«Интерспутник» была основана Соглашением о создании международной  системы и организации космической  связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Функция данной организации  состоит в координации действий стран по созданию комплекса международной  системы связи через искусственные  спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности  Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной  системой связи. Руководящий орган  в составе представителей от всех стран-членов – Совет, который был  полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган – Дирекция во главе с  генеральным директором. Местонахождение  – г. Москва, СССР.

В 1976 году был учрежден Международный  институт проблем управления (МИПУ). Его членами были Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия. 

Функции института заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультаций; оказание помощи странам по внедрению прогрессивных форм и методов управления; разработка проектов и методических положений для национальных организаций стран-членов и на договорной основе для других стран, проведение редакционно-издательской и информационной деятельности.

Руководящим органом являлся  Совет в составе представителей от всех стран-членов. Вопросы научного характера рассматривались Ученым советом. Совет принимает решения. Местонахождение МИПУ – г. Москва, СССР.

На основе положений Комплексной  программы, Устава СЭВ и сложившейся  практики сотрудничества можно обозначить следующую общую структуру взаимосвязей.

Это – координационные  отношения между отдельными звеньями международного институционного механизма (МГЭО - межгосударственные экономические организации, МПК – межправительственные комиссии, Советы уполномоченных и другие межведомственные органы) и их главная составная часть – отношения между международными организациями (СЭВ – другие МГЭО; взаимосвязи между МГЭО отдельных областей сотрудничества).

Другая часть взаимосвязей характеризовалась отношениями  между организационными звеньями, складывающимися  между национальными организациями  стран-членов СЭВ (между отдельными типами МХО - международные хозяйственные  организации, совместными лабораториями, центрами и др.) и их взаимодействия с международным институционным механизмом.

Интеграционное взаимодействие осуществлялось через систему: многосторонних и двусторонних соглашений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству социалистических стран; рабочих контактов  с СЭВ и контактов между  отдельными международными органами; учета в практической деятельности всеми организационными звеньями положений  Комплексной программы, рекомендаций СЭВ общего характера и непосредственно  относящихся к области их деятельности, а также ряда специальных договоров [4. c. 76].

Образование и функционирование организационного механизма как  взаимосвязанного комплекса в его  двух главных структурных частях, международной и национальной, осуществлялось в полном соответствии с основными  принципами экономической интеграции, являющимися социально-политическими  и идеологическими по содержанию. К ним относятся:

- ведущая роль государственного  руководства интеграционным процессом  и управление государствами международным  институционным механизмом интеграции посредством согласованных средств;

- межгосударственные принципы, закрепленные в Комплексной программе,  на основе которых реализовывалась  социалистическая экономическая  интеграция и учреждались международные  контракты;

- принцип координации  детальности отдельных интеграционных  звеньев.

Этим основным принципам  были подчинены принципы внутриорганизационных  взаимосвязей институционных взаимосвязей, институционного механизма в целом, на их основе разрабатывались направления и структурная последовательность взаимосвязей, выбирались конкретные экономико-правовые формы их регулирования между отдельными звеньями с учетом экономической и правовой природы и специфики деятельности каждого звена [4. c. 101].

 

 

1.2. Экономико-правовой механизм  интеграции СЭВ.

 

Комплексная программа формировала  систему планомерных взаимосвязей организационного механизма, закрепленную в ряде положений этого документа, принятых единогласно государствами, как систему взаимосогласованных обязательств. Прежде всего, было выделено центральное звено в организационном механизме – общеэкономическая международная организация СЭВ как главный организатор межгосударственных связей в процессе развития интеграции.

В его высшем органе, Сессии Совета, вопросы связанные с развитием интеграции, согласовывались на самом высоком уровне, а именно главами правительств.

Страны – члены СЭВ  приняли обязательство осуществлять мероприятия по дальнейшему повышению  роли СЭВ в развитии их многостороннего  сотрудничества и обязательство  проводить организацию и координацию  своей деятельности по осуществлению  Комплексной программы, прежде всего  в СЭВ. Этими положениями закреплялось центральное направление взаимосвязей всех звеньев организационного механизма  с СЭВ. Они были дополнены рядом  других принципиальных положений, создавших  основу для осуществления взаимосвязей. Договорные взаимосвязи с СЭВ  других МГЭО и их характер были определены как координационные [1. c. 97].

Экономико-правовая основа осуществления мероприятий Комплексной  программы, была закреплена в системе  международных экономических договоров, в которых закреплялись взаимные обязательства государств и других сторон. Международный договор, таким  образом, стал также юридической  формой, закрепляющей взаимосвязанность  международного организационного механизма .

На СЭВ, таким образом, как общеэкономическую организацию  и центральное институционное звено, налагалась ответственность за деятельность международного организационно-правового и экономического механизма интеграции.

В этой связи представляется важным нормативно закрепить в Уставе СЭВ функцию Совета по анализу  и контролю деятельности международного институционного механизма интеграции в целом и содействию координации деятельности его отдельных звеньев.

Международная правосубъектность СЭВ определяла экономико-правовую базу, на основе которой в дальнейшем создавалась возможность реализации такой функции.

Советом принимались комплексные  документы, регулирующие отдельные  вопросы сотрудничества стран-членов СЭВ, в частности, такие, как упоминавшиеся  выше «Организационно-методические, экономические  и правовые основы валютно-кредитного сотрудничества…»(1972 г.), в которых  определялись частично вопросы взаимосвязей различных организационных звеньев научно-технического сотрудничества с органами СЭВ. Полного разрешения этих вопросов в этом документе, однако, не содержалось.

Во внутренних нормативных актах Совета, в частности таких, как положения об органах Совета, правилах процедуры, вопросы взаимосвязей должны, были бы на наш взгляд, найти соответствующее разрешение применительно к компетенции каждого органа Совета [1. c. 98]..

В Уставе СЭВ было определено, что по вопросам экономического и валютно-кредитного сотрудничества компетентные органы Совета принимали рекомендации, которые сообщались странам-членам (п. 1 ст. IV).

В соответствии с Комплексной  программой страны-члены СЭВ приняли  обязательство «принимать меры»  к тому, чтобы рекомендации СЭВ по вопросам сотрудничества в соответствующих областях учитывались в деятельности других организационных звеньев интеграции. Этим положением закреплялось, что принятые странами рекомендации органов СЭВ, должны были учитываться практически во всех институционных звеньях интеграции: международных и национальных, многосторонних и двусторонних [1. c. 108..

Тем самым, учет рекомендаций СЭВ в механизме взаимосвязей стал главным правовым средством обеспечения гармоничного взаимодействия организационного комплекса интеграции. Одновременно этим определялись и взаимосвязи между интеграционными звеньями, учитывающими рекомендации СЭВ. Через систему согласованных взаимосвязей осуществлялась взаимная информация о деятельности международных органов, практике учета ими рекомендаций СЭВ, о новых задачах, требующих своего решения на уровне общеэкономического, главного органа международной институционной системы интеграции – СЭВ.

Важным положением Устава СЭВ было указание на то, что «осуществление странами-членами Совета принятых ими рекомендаций производится по решениям правительств или компетентных органов этих стран в соответствии с их законодательством» (п. 1 ст.IV). Принцип добросовестного исполнения обязательств и рекомендаций главных органов СЭВ в системе социалистической экономической интеграции и механизм взаимосвязей институционного механизма, реализовывался посредством государственного руководства (командно-административными методами) институционными органами на всех уровнях. Таким образом, конкретизировался механизм реализации рекомендаций и, следовательно, сам механизм интеграционного действия [4. c. 125].

Рекомендации  юридически не обязательны, факультативны как правовые акты. Но их выполнение обеспечивалось политическими решениями, т.е. политико-идеологической волей, выражаемой в лице правительства.

Как отмечалось в Комплексной  программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической  интеграции стран-членов СЭВ, одним  из основных путей и средств реализации поставленных в ней задач являлось развитие существующих и создание заинтересованными государствами новых экономических организаций.

Анализ особенностей становления  и функционирования международного институционального механизма валютной интеграции стран СЭВ позволяет  определить пути повышения роли межгосударственных институтов в обеспечении оперативного многостороннего регулирования  их взаимных валютных отношений на постоянной организационной основе.

Возникновение в рамках всемирного хозяйства двух функциональных подсистем  – мирового социалистического и  мирового капиталистического хозяйства  определили невозможность существования  однородного комплекса всемирных  валютных отношений, а, следовательно, и единого всемирного валютно-финансового  механизма, всемирной валютной системы.

Проблемы экономической, в том числе и валютно-финансовой, политики стран социалистического  содружества обсуждались и решались во время многосторонних и двусторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, на других уровнях межгосударственного и межпартийного сотрудничества. Выдвигаемые цели и задачи в области валютной политики реализовывались при помощи как международного валютно-финансового механизма, так и национальных валютно-финансовых систем стран СЭВ. Функционирование упомянутого международного механизма обеспечивалось системой межгосударственных институтов стран социализма – СЭВ, МБЭС и МИБ [1. c. 128].

Интеграционные процессы в валютной сфере в объединениях государств СЭВ характеризовалась  особым значением их регламентации  на межгосударственном уровне.

Центральным звеном системы  межгосударственных институтов стран  СЭВ в области организации  их валютно-финансового сотрудничества являлся Совет Экономической  Взаимопомощи. В рамках СЭВ страны-члены  СЭВ разрабатывали организационные  принципы взаимных валютных отношений. С этой целью активно использовалась Постоянная комиссия СЭВ по валютно-финансовым вопросам. В рамках комиссии были подготовлены проекты Соглашения о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации  МБЭС и Соглашения об образовании  МИБ, уставов этих банков [4. c. 135].

Информация о работе Совет Экономической Взаимопомощи