Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:31, контрольная работа
Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических и получение практических навыков по предмету «История экономики».
В работе поставлены следующие задачи:
- выяснить цели создания Совета;
- рассмотреть правовую и организационную структуру СЭВ;
- проанализировать структуру взаимосвязей и экономико-правовой механизм интеграции СЭВ;
- охарактеризовать финансовую систему СЭВ
- изучить причины распада СЭВ;
- сделать выводы о деятельности СЭВ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Правовая основа и цели создания СЭВ…………………………………….3
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ………………………..12
Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1 Причины распада СЭВ………………………………………………………18
2.2. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23
В системе СЭВ самую
большую структурную группу составляли
организации производственно-
Тесное взаимодействие с
организациями производственно-
С конца 60- х годов стала складываться самостоятельная группа регулированию многостороннего сотрудничества в области связи. Среди них имелись организации межправительственные и межведомственные, координационного и координационно-управленческого характера [4. c. 66]. .
«Интерспутник» была основана
Соглашением о создании международной
системы и организации
Функция данной организации
состоит в координации действий
стран по созданию комплекса международной
системы связи через
В 1976 году был учрежден Международный институт проблем управления (МИПУ). Его членами были Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия.
Функции института заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультаций; оказание помощи странам по внедрению прогрессивных форм и методов управления; разработка проектов и методических положений для национальных организаций стран-членов и на договорной основе для других стран, проведение редакционно-издательской и информационной деятельности.
Руководящим органом являлся
Совет в составе представителей
от всех стран-членов. Вопросы научного
характера рассматривались
На основе положений Комплексной
программы, Устава СЭВ и сложившейся
практики сотрудничества можно обозначить
следующую общую структуру
Это – координационные отношения между отдельными звеньями международного институционного механизма (МГЭО - межгосударственные экономические организации, МПК – межправительственные комиссии, Советы уполномоченных и другие межведомственные органы) и их главная составная часть – отношения между международными организациями (СЭВ – другие МГЭО; взаимосвязи между МГЭО отдельных областей сотрудничества).
Другая часть взаимосвязей
характеризовалась отношениями
между организационными звеньями, складывающимися
между национальными
Интеграционное взаимодействие осуществлялось через систему: многосторонних и двусторонних соглашений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству социалистических стран; рабочих контактов с СЭВ и контактов между отдельными международными органами; учета в практической деятельности всеми организационными звеньями положений Комплексной программы, рекомендаций СЭВ общего характера и непосредственно относящихся к области их деятельности, а также ряда специальных договоров [4. c. 76].
Образование и функционирование
организационного механизма как
взаимосвязанного комплекса в его
двух главных структурных частях,
международной и национальной, осуществлялось
в полном соответствии с основными
принципами экономической интеграции,
являющимися социально-
- ведущая роль государственного
руководства интеграционным
- межгосударственные принципы,
закрепленные в Комплексной
- принцип координации
детальности отдельных
Этим основным принципам были подчинены принципы внутриорганизационных взаимосвязей институционных взаимосвязей, институционного механизма в целом, на их основе разрабатывались направления и структурная последовательность взаимосвязей, выбирались конкретные экономико-правовые формы их регулирования между отдельными звеньями с учетом экономической и правовой природы и специфики деятельности каждого звена [4. c. 101].
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ.
Комплексная программа формировала
систему планомерных
В его высшем органе, Сессии Совета, вопросы связанные с развитием интеграции, согласовывались на самом высоком уровне, а именно главами правительств.
Страны – члены СЭВ
приняли обязательство
Экономико-правовая основа
осуществления мероприятий
На СЭВ, таким образом,
как общеэкономическую
В этой связи представляется важным нормативно закрепить в Уставе СЭВ функцию Совета по анализу и контролю деятельности международного институционного механизма интеграции в целом и содействию координации деятельности его отдельных звеньев.
Международная правосубъектность СЭВ определяла экономико-правовую базу, на основе которой в дальнейшем создавалась возможность реализации такой функции.
Советом принимались комплексные документы, регулирующие отдельные вопросы сотрудничества стран-членов СЭВ, в частности, такие, как упоминавшиеся выше «Организационно-методические, экономические и правовые основы валютно-кредитного сотрудничества…»(1972 г.), в которых определялись частично вопросы взаимосвязей различных организационных звеньев научно-технического сотрудничества с органами СЭВ. Полного разрешения этих вопросов в этом документе, однако, не содержалось.
Во внутренних нормативных актах Совета, в частности таких, как положения об органах Совета, правилах процедуры, вопросы взаимосвязей должны, были бы на наш взгляд, найти соответствующее разрешение применительно к компетенции каждого органа Совета [1. c. 98]..
В Уставе СЭВ было определено, что по вопросам экономического и валютно-кредитного сотрудничества компетентные органы Совета принимали рекомендации, которые сообщались странам-членам (п. 1 ст. IV).
В соответствии с Комплексной программой страны-члены СЭВ приняли обязательство «принимать меры» к тому, чтобы рекомендации СЭВ по вопросам сотрудничества в соответствующих областях учитывались в деятельности других организационных звеньев интеграции. Этим положением закреплялось, что принятые странами рекомендации органов СЭВ, должны были учитываться практически во всех институционных звеньях интеграции: международных и национальных, многосторонних и двусторонних [1. c. 108..
Тем самым, учет рекомендаций СЭВ в механизме взаимосвязей стал главным правовым средством обеспечения гармоничного взаимодействия организационного комплекса интеграции. Одновременно этим определялись и взаимосвязи между интеграционными звеньями, учитывающими рекомендации СЭВ. Через систему согласованных взаимосвязей осуществлялась взаимная информация о деятельности международных органов, практике учета ими рекомендаций СЭВ, о новых задачах, требующих своего решения на уровне общеэкономического, главного органа международной институционной системы интеграции – СЭВ.
Важным положением Устава СЭВ было указание на то, что «осуществление странами-членами Совета принятых ими рекомендаций производится по решениям правительств или компетентных органов этих стран в соответствии с их законодательством» (п. 1 ст.IV). Принцип добросовестного исполнения обязательств и рекомендаций главных органов СЭВ в системе социалистической экономической интеграции и механизм взаимосвязей институционного механизма, реализовывался посредством государственного руководства (командно-административными методами) институционными органами на всех уровнях. Таким образом, конкретизировался механизм реализации рекомендаций и, следовательно, сам механизм интеграционного действия [4. c. 125].
Рекомендации юридически не обязательны, факультативны как правовые акты. Но их выполнение обеспечивалось политическими решениями, т.е. политико-идеологической волей, выражаемой в лице правительства.
Как отмечалось в Комплексной
программе дальнейшего
Анализ особенностей становления и функционирования международного институционального механизма валютной интеграции стран СЭВ позволяет определить пути повышения роли межгосударственных институтов в обеспечении оперативного многостороннего регулирования их взаимных валютных отношений на постоянной организационной основе.
Возникновение в рамках всемирного
хозяйства двух функциональных подсистем
– мирового социалистического и
мирового капиталистического хозяйства
определили невозможность существования
однородного комплекса
Проблемы экономической,
в том числе и валютно-
Интеграционные процессы в валютной сфере в объединениях государств СЭВ характеризовалась особым значением их регламентации на межгосударственном уровне.
Центральным звеном системы
межгосударственных институтов стран
СЭВ в области организации
их валютно-финансового