Совет Экономической Взаимопомощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических и получение практических навыков по предмету «История экономики».
В работе поставлены следующие задачи:
- выяснить цели создания Совета;
- рассмотреть правовую и организационную структуру СЭВ;
- проанализировать структуру взаимосвязей и экономико-правовой механизм интеграции СЭВ;
- охарактеризовать финансовую систему СЭВ
- изучить причины распада СЭВ;
- сделать выводы о деятельности СЭВ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СЭВ – ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Правовая основа и цели создания СЭВ…………………………………….3
1.2. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ………………………..12
Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.
2.1 Причины распада СЭВ………………………………………………………18
2.2. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

СЭВ.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Основным резервом совершенствования  организационно-правового механизма  валютной интеграции стран СЭВ является установление эффективных взаимосвязей между органами СЭВ и МБЭС (МИБ), а также между двумя межгосударственными  банками социалистических стран.

Особые торговые отношения  старого СЭВ основывались на общности экономических и политических структур коммунистических режимов. Давление военного превосходства Советского Союза  также помогало поддерживать торговлю между его союзниками. Какой механизм мог помочь поддержать торговлю между  бывшими странами СЭВ без этих "естественных" сил?

Одним из возможных ответов  было бы приведение в порядок денежного  обращения. Резкое сокращение торговли в СЭВ после 1989 г. произошло в  значительной степени из-за решений  правительств получать оплату в твердой  валюте в то время как предложение твердой валюты было небольшим. Западноевропейские страны столкнулись с подобной ситуацией, хотя в более мягкой форме, во время "долларового дефицита" после Второй мировой войны. Они справились с этими проблемами отчасти путем образования Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), установления особого порядка кредитования (кредитных линий) между европейскими странами, что позволило им проводить расчеты в пределах Европы без использования дефицитных в то время долларов [4. c. 164.

В принципе, экс-коммунистические страны тоже могли в переходный период создать подобную структуру, которая способствовала бы поддержке традиционной модели торговли. То есть Польша и Венгрия могли договориться принять друг от друга долговые расписки, а не настаивать на оплате в долларах или марках. Это поощрило бы Польшу продолжать в течение ряда лет покупать венгерские автобусы, а Венгрию — польские тракторы, что помогло бы сохранить занятость, скажем, до того, пока не появятся рядом Сони или Матцусита, предлагающие новые рабочие места на новых сборочных заводах VCR в Кракове и Будапеште.

До августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский  Союз, и большинство стран Восточной  Европы все еще больше торговали  с Советским Союзом, чем со всеми  восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский  Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался  от коммунизма и не вступил в полномасштабную  экономическую реформу.

 

Глава 2. РАСПАД СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ВЗАИМОПОМОЩИ.

 

2.1 Причины распада СЭВ.

 

Главная причина распада  СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство  стран не достигли той высокой  стадии индустриальной зрелости, которая  предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции.

Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого  за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую  на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали [2. c. 32].

Если сравнивать экономическую  ситуацию в странах Восточной  Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВ), то окажется, что доля стран Восточной  Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 % [2. c. 38].

Для СССР и России СЭВ  сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга  в размере 15 миллиардов рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 миллиардов руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский  Союз задолжал 15 миллиардов рублей [2. c. 49].

Поскольку Совет экономической  взаимопомощи перестал существовать в  неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

1. В значительной степени  коммунизм пал из-за экономического  провала – его неспособности  соответствовать производительности  и жизненному стандарту западной  рыночной экономики. Крах коммунизма  в 1989-1991 гг. привел к распаду  одной из наиболее тесно объединенных  зон. До этого Советский Союз  и Восточная Европа были организованы  в СЭВ, а отдельные республики  Советского Союза подчинялись  единому механизму планирования. Крах СЭВ и распад Советского  Союза сыграли свою роль в  возникновении серьезных экономических  трудностей.

2. До падения коммунизма  страны СЭВ представляли в  большой степени самообеспечивающуюся экономическую структуру, которая мало торговала с остальным миром. Однако, поскольку органы централизованного планирования были убеждены в преимуществах специализации, страны СЭВ и советские республики имели слишком большой объем торговли друг с другом. Эта торговля велась по ценам, сильно отличающимся от превалирующих на мировых рынках, вследствие чего для многих восточноевропейских стран были искусственно созданы благоприятные условия торговли.

3. После падения коммунизма  экономика стран Восточной Европы  оказалась в жестоком спаде,  в котором торговые факторы  по двум причинам сыграли значительную  роль. Первая состоит в том,  что в то время как страны  перешли к импорту товаров  с Запада, а не друг от друга, они испытали сокращение своего экспорта. Вторая заключается в том, что пере к торговле по мировым ценам нанес серьезный урон условиям их торговли.

4. Советский Союз в  целом и Россия в особенности  после распада испытали улучшение  условий торговли. Однако выгода  была более чем нивелирована  разрушением торговля внутри  бывшего Советского Союза. Механизм  централизованного планирования, который  плохо или хорошо координировал  межреспубликанские торговые отношения,  был разрушен, но цены остались  далекими от рыночно-клиринговых уровней. В результате межреспубликанская торговля резко сократилась, нанеся серьезный урон благосостоянию [2. c. 55].

 

2.2. Анализ экономических  позиций государств после распада  СЭВ.

 

Как отмечалось, до 1989 г. страны СЭВ сравнительно мало торговали  с внешним миром, но сильно зависели друг от друга. Когда коммунистическое правление потерпело крах, эти  особые торговые отношения разрушились. Польша больше не считала себя обязанной  покупать венгерские автобусы, а приготовилась  покупать, скажем, более надежные и  экономичные автобусы "Вольво" в Швеции. Венгрия, в свою очередь, могла прекратить покупку польских тракторов и вместо них покупать превосходную продукцию американского "Катерпиллера" или японского "Коматцу" [5. c. 133].

Проблема была в том, что  такие разумные решения отдельных  стран оказывали резкое сокращающее  воздействие на восточноевропейскую  экономику в целом.

После распада СЭВ каждая страна перешла от её традиционных восточно-европейских поставщиков  к поставщикам Запада. Что означало, что при любом данном уровне венгерского  производства, Венгрия будет импортировать  меньше из Чехословакии, вследствие чего производство Чехословакии будет меньше, чем оно было бы в противном  случае. И в тоже время венгерский экспорт в Чехословакию тоже понижается. В итоге состояние равновесия смещается: решение каждой страны покупать меньше у соседа и больше у Запада ведет к сокращению производства в обеих странах [5. c. 138.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На момент создания СЭВ  и за  время его деятельности вопреки некоторым мерам по реформированию, правительства Советского Союза  и восточноевропейских стран, освобожденных  советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли своей экономикой главным образом директивами из центра, а не с использованием рыночного механизма.

Однако, к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительства  сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский  Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских  стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику  западного образца.

Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном периоде переход  к рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование является менее эффективной  системой, чем развитие экономики  с помощью законов рынка [1. c. 200].

Некоторые страны Восточной  Европы, как Чехия и Восточная  Германия, до прихода коммунистических режимов правления считались  передовыми индустриальными районами, но даже там обнаружилось, что у  них имелись устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой.

Возвращение к рынку в  этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое  чудо", сравнимое с восстановлением  Западной Европы после Второй мировой войны.

Но, несмотря на большие надежды  на экономическое возрождение в  дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической  системы с центром в Советском  Союзе оказались менее положительными.

В Восточной Европе и Советском  Союзе имели место очень крупное  сокращение производства и высокий уровнь инфляции. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках.

Причины жестоких экономических  трудностей в Восточной Европе и  СССР сложны и вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина  этих трудностей: распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами  СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос [1. c. 202].

Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный  действиями Советского Союза, привел к  резкому сокращению экспорта из восточноевропейских  стран, как в Советский Союз, так  и между ними, а также к ухудшению  условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт).

Со стороны предложения  разрушающаяся торговля привела  к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе, включая дефицит сырья для  промышленности.

Все это сопровождалось возникновением дополнительных трудностей в сфере  денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту и готовились к эмиссии своих национальных валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ширяев Ю. С. Международное  социалистическое разделение труда.  М.: Наука , 1995 с. 18-25, 33-36, 97-108, 200-202.

2. Киш Т. Проблемы социалистической интеграции стран СЭВ М.: Прогресс 1971, с. 32,38,49,55.

3.Альтушер А.Б. Сотрудничество  социалистических государств. Расчеты,  кредиты, право. М.: Международные  отношения. 2010. с. 38,60.

4. Кормнов Ю.Ф. Специализация и кооперация производства стран СЭВ М.: Экономика, 1998, с. 66,76,101,125,128,135,164.

5. Кольяр К. Международные организации и учреждения: Пер с фр. М.: Прогресс, 2010 с. 94,98,133,138.

 


Информация о работе Совет Экономической Взаимопомощи