Современное государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Содержание работы

Введение

1. Основная часть

1.1 Государство: понятие, сущность, функции

1.1.1 Понятие и признаки государства

1.1.2 Функции государства

1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви

1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России

1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации

1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа копия.docx

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

 

Версия шаблона

2.1

Филиал

Костромской

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Современное государство  и церковь

Фамилия студента

Мочалов

Имя студента

Илья

Отчество студента

Юрьевич

№ контракта

0500212403701012


 

Содержание

Введение

 

1. Основная  часть

 

1.1 Государство:  понятие, сущность, функции

 

1.1.1 Понятие  и признаки государства

 

1.1.2 Функции  государства

 

1.2 Правовое  регулирование взаимодействия государства  и церкви

 

1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России

 

1.2.2 Религия:  понятие, назначение. Религиозные  организации

 

1.2.3 Правовое  регулирование взаимоотношений  государства и церкви

 

Заключение

 

Глоссарий

 

Список использованных источников

 

Введение

 

Религия в современном  российском обществе занимает все более  важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.

 

 

 

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

 

Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства  остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия - светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

 

В последние  годы появилось значительное количество работ в различных областях науки  о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения.

 

Повсеместное  строительство и возрождение  храмов, рост авторитета и влияния  Русской Православной Церкви стали  приметой нашего времени.

 

Сегодня церковь  является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

 

В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

 

 

Кроме того, государство  урегулировало свои отношения с  церковью на законодательном уровне - в нормах Конституции РФ, федеральных  законах и т.п.

 

Поэтому состояние  отношений между государством и  церковью, и их правовое регулирования является актуальной темой для исследования на современном этапе.

 

Объект исследования: государство и церковь.

 

Предметом исследования являются правовое регулирование взаимоотношений  государства и церкви.

 

Цель данной работы:

 

Задачи данной работы:

 

исследовать понятие, признаки и функции государства,

 

раскрыть исторические аспекты взаимоотношений государства  и церкви;

 

изучить, что  такое религиозные организации  и их типологию;

 

исследовать правовое регулирование взаимоотношений  государства и церкви.

 

В ходе исследования были использованы труды следующих  авторов: М.И. Абдуллаева "Теория государства  и права"; А.Б. Венгерова, "Теория государства и права"; А. Малашенко "Двадцать лет религиозной свободы  в России"; А. Иванова "Теория государства и права"; А.В. Мелехина "Теория государства и права"; В.Н. Протасова "Теория права и государства. Проблемы теории права и государства"; А.Ф. Чердянцева "Теория государства и права" и др.

 

    1. Основная часть

 

 1.1 Государство: понятие, сущность, функции

 

 

 

          1.1.1 Понятие и признаки государства

 

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в  обществе с давних пор относятся  к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется  по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

 

Термин "государство" в русском языке происходит от слова "государь" (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке - "држава". Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином "держава" обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

 

Следует отметить, что обобщающее понятие государства  появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), ciwitas (государство-город), res publica (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т.д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин "государство" неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство.

 

Государство - сложная  политико-правовая форма организации  общественной жизни. Оно призвано служить  средством управления общественными  процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).

 

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс  становления государства имеет  место лишь на определенном этапе  развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

 

Предпосылки возникновения  государства лежат в природе  самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между  людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается "ради прекрасной жизни".

 

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

 

Государство характеризуется  следующими основными признаками (см. Приложение А) .

 

. Народ. Государство  есть союз людей, организованный  на началах права на единой  территории. Но не всякий союз  людей образует государство. Этот  союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

 

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

 

. Постоянным  признаком государства является наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровно-родственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится гражданами данного государства или подданными. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать также права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

 

 

. Важнейшим  признаком государства является  наличие публичной власти, которая  учреждается народом и выступает  от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть - управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и, во-вторых, властными полномочиями других государств.

 

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

 

 

 

 1.1.2 Функции государства

 

 

 

 

В отечественной  юридической литературе функциям государства  даются практически единообразные  определения, которые звучат следующим  образом: "функция государства - это  одно из главных направлений его  деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач". Как более полный вариант: "функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" (проф.В.М. Корельский) .

 

 

Можно заметить, что в основе всех этих определений  лежит понимание функций государства  как основных (главных) направлений  его деятельности. Однако здесь нужно  подчеркнуть специфический смысл  категории "функция", ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.

 

Следует исходить прежде всего из того, что "функция" (в переводе с лат. - "исполнение") - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит "на деле". В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.

 

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать  следующие моменты:

 

функции нужно  отличать от целей и задач, стоящих  перед государствам;

 

функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

 

в реальной деятельности государство может отклоняться  от своих функций;

Информация о работе Современное государство и право