Современное государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Содержание работы

Введение

1. Основная часть

1.1 Государство: понятие, сущность, функции

1.1.1 Понятие и признаки государства

1.1.2 Функции государства

1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви

1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России

1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации

1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа копия.docx

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

функции государства  объективно заданы целями и задачами государства;

 

если цели и  задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);

 

функции государства  подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:

 

а) исчезать одни функции и появляться другие;

 

б) меняться содержание одной и той же функции;

 

функции государства  осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

 

функции государства  как целого следует отличать от функций  его органов (функций элементов  государства).

 

Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.

 

Итак, можно  сделать вывод, что функции государства  и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:

 

а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

 

б) сущностью  государства, его природой;

 

в) целями и задачами государства.

 

В литературе предлагаются различные варианты деления функций  на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

 

Еще 200 лет назад  Адам Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства  народов", обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

 

) оборону;

 

) определение  меры свободы каждого посредством  установления одинаковых для  всех правил и обеспечения  правосудия как средства решения  социальных конфликтов между  членами общества;

 

) организацию  учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т.д.

 

По мнению Л.И. Спиридонова, существует генеральная  функция государства (реализация общих  дел, обеспечивающих объективные предпосылки  человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

 

К числу внутренних автор, в частности, относит функцию  обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования  человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т.п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

 

К внутренним функциям современного российского государства  в литературе относят следующие:

 

функцию обеспечения  народовластия;

 

экономическую функцию;

 

социальную  функцию;

 

функцию налогообложения  и финансового контроля;

 

экологическую функцию;

 

функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

 

К внешним функциям:

 

функцию интеграции в мировую экономику;

 

обороны страны;

 

поддержки мирового правопорядка;

 

сотрудничества  с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

 

 

1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви

 

 

 

 

1.2.1 История взаимоотношений государства  и церкви в России

 

Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна.

 

Византийские  церковные и государственные  воззрения и церковно-государственные  отношения оказали большое влияние  на русскую Церковь. В Византийской империи еще при Константине Великом Церковь утратила свою независимость и самостоятельность. Константин Великий, освободив Церковь от гонений, сделался ее особым покровителем, как он сам себя назвал "епископом внешних дел Церкви". Христианство скоро стало господствующей религией в империи. Церковная иерархия была призвана к участию в делах государственных. Государственная власть в свою очередь считала своим правом принимать участие в устроения дел церковных. В таких условиях власть церковная тесно срастается с государственной. Государство и церковь сливаются в один организм. Но господствующее положение в Византии принадлежало государственной власти.

 

Исторические  памятники того времени свидетельствуют, что духовенство участвовало  во всех важнейших государственных делах. Князь советовался с епископами "о строе землянем", т.е. о строе земли, государства. Под влиянием духовенства в князьях постепенно воспитывается мысль о богоучрежденности власти в государстве, и о единодержавном монархическом государстве и о царской власти. Древние памятники русского законодательства носят на себе следы участия духовенства в их составлении.

 

В лице великого реформатора русской жизни Петра  Великого государство решительно подчиняет  себе Церковь.

 

Коренная реформа русской Церкви, совершенная Петром Великим, находилась в тесной связи с реформой государственной. Петр Великий преобразовал русское государство по образцу западноевропейских.

 

Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721 г. Духовным регламентом был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха, Представителем царя в Синоде был обер-прокурор.

 

В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как  и в XVIII веке, рассматривалась, как  часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, магометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству.

 

 

В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как  и в XVIII веке, рассматривалась, как часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, могометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству.

 

Очень большое  влияние на историю России в целом было оказано со стороны Октябрьской революции 1917 года.

 

Декреты, принятые советской властью в 1917 году, абсолютно  изменили положение не только русской  православной церкви, но и других организаций  религиозного характера.

 

Так, например, декрет "О земле", который был  принят Вторым Всероссийским съездом  Советов, говорил о том, что все  земли, принадлежащие церквам и  монастырям, теперь национальное достояние.

 

В декрете "Об отделении церкви от государства  и школы от церкви" была речь о том, что каждый гражданин теперь имел возможность исповедовать любую религию. Он имел свободный религиозный выбор.

 

Церковь теперь была отделена от государственной власти. Были упразднены все союзы церкви и другие религиозные организации. Все светские мероприятия больше не должны сопровождаться церковными обрядами.

 

Также согласно этому декрету, в учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных  вероучений. Школы теперь являлись абсолютно светским явлением.

 

В Конституцию  РСФСР 1918 года и последующие советские конституции неизменно входили фундаментальные положения Декрета 1918 года, устанавливавшие драконовский режим для Православной Церкви и иных религиозных общин в России и Советском Союзе.

 

апреля 1929 года президиум ВЦИК принял Постановление "О религиозных объединениях", по которому религиозным общинам дозволялось лишь "отправление культов" в стенах "молитвенных домов", просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых двадцаток.

 

XIV Всероссийский  Съезд Советов изменил 4-ю статью  Конституции, в новой редакции  говорилось уже о "свободе  религиозного исповедания и антирелигиозной  пропаганды".

 

декабря 1936 года на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних советских конституций, в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и "служителей культа". В статье 124 новой Конституции записано, что "в целях обеспечения за гражданами свободы совести Церковь в СССР отделена от государства и школа от Церкви". Но новая Конституция уже не допускала свободу религиозной пропаганды, а только свободу "отправления религиозных культов".

 

Частичная нормализация церковно-государственных взаимоотношений произошла только в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, после встречи Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. От правительства было получено согласие на созыв Собора и избрание на нем Патриарха.

 

Четвертого  октября 1958 года ЦК КПСС вынес секретное  Постановление под названием "О  записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О  недостатках научно-атеистической  пропаганды", которое обязывало  партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на "религиозные пережитки" советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.

 

Первым актом  правительства в наступлении  на Церковь было издание двух постановлений  Совета министров СССР от 16 октября 1958 года "О монастырях в СССР" и "О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей". После отставки Хрущева прямые гонения на Церковь остановились, но её правовой статус оставался прежним.

 

В 1975 году Президиум Верховного Совета СССР своим Указом внес изменения в сохранявшее силу Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 года "О религиозных объединениях". Эти изменения, главным образом, коснулись имущественных прав Церкви.

 

Значительные  перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви и других религиозных объединений произошли на исходе существования Советского Союза. Первого октября 1990 года был принят Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", утвердивший за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации.

 

Спустя месяц  после издания союзного закона был  принят Российский закон "О свободе  вероисповеданий". Он не предусматривал уже правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий; вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям.

 

сентября 1997 года после длительной и острой дискуссии  как в парламенте, так и в  обществе был принят закон "О свободе  совести и о религиозных объединениях", заменивший прежний российский закон "О свободе вероисповеданий".

 

 

 

1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации

 

Религия - это  общественное явление, существующее с  незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия  проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.

 

Возникновение религии обусловлено определенными  отношениями, складывающимися в  обществе.

 

Религиозные нормы  выступают мерилом хорошего поведения.

 

Сходство норм права и религиозных норм:

 

Религиозные нормы  в определённой мере формализованы  и содержат определения.

 

Религиозные нормы  документально зафиксированы (в  религиозных книгах). Также эти  нормы могут в некоторых случаях  выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

 

Однако наряду с рассмотренными общими чертами  норм права и религиозных норм существенные различия:

Информация о работе Современное государство и право