Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа
Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Введение
1. Основная часть
1.1 Государство: понятие, сущность, функции
1.1.1 Понятие и признаки государства
1.1.2 Функции государства
1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви
1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России
1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации
1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
функции государства объективно заданы целями и задачами государства;
если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);
функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:
а) исчезать одни функции и появляться другие;
б) меняться содержание одной и той же функции;
функции государства
осуществляются в специальных организационно-
функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).
Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.
Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);
б) сущностью государства, его природой;
в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).
Еще 200 лет назад Адам Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:
) оборону;
) определение
меры свободы каждого
) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т.д.
По мнению Л.И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.
К числу внутренних
автор, в частности, относит функцию
обеспечения общественного
К внутренним функциям современного российского государства в литературе относят следующие:
функцию обеспечения народовластия;
экономическую функцию;
социальную функцию;
функцию налогообложения и финансового контроля;
экологическую функцию;
функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям:
функцию интеграции в мировую экономику;
обороны страны;
поддержки мирового правопорядка;
сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.
1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви
1.2.1 История взаимоотношений
Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна.
Византийские
церковные и государственные
воззрения и церковно-
Исторические памятники того времени свидетельствуют, что духовенство участвовало во всех важнейших государственных делах. Князь советовался с епископами "о строе землянем", т.е. о строе земли, государства. Под влиянием духовенства в князьях постепенно воспитывается мысль о богоучрежденности власти в государстве, и о единодержавном монархическом государстве и о царской власти. Древние памятники русского законодательства носят на себе следы участия духовенства в их составлении.
В лице великого
реформатора русской жизни
Коренная реформа русской Церкви, совершенная Петром Великим, находилась в тесной связи с реформой государственной. Петр Великий преобразовал русское государство по образцу западноевропейских.
Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721 г. Духовным регламентом был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха, Представителем царя в Синоде был обер-прокурор.
В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как и в XVIII веке, рассматривалась, как часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, магометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству.
В XIX веке не изменилось правовое положение православной Церкви в государстве. Она так же, как и в XVIII веке, рассматривалась, как часть государственного строя. Особенно это ясно сказалось в учреждении Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I (в 1817 г.). К ведению этого министерства отнесены были не только дела православного вероисповедания, но и других христианских вероисповеданий, и даже не христианских (еврейского, могометанского и других). По отношению к делам православной Церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству.
Очень большое влияние на историю России в целом было оказано со стороны Октябрьской революции 1917 года.
Декреты, принятые советской властью в 1917 году, абсолютно изменили положение не только русской православной церкви, но и других организаций религиозного характера.
Так, например, декрет "О земле", который был принят Вторым Всероссийским съездом Советов, говорил о том, что все земли, принадлежащие церквам и монастырям, теперь национальное достояние.
В декрете "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" была речь о том, что каждый гражданин теперь имел возможность исповедовать любую религию. Он имел свободный религиозный выбор.
Церковь теперь была отделена от государственной власти. Были упразднены все союзы церкви и другие религиозные организации. Все светские мероприятия больше не должны сопровождаться церковными обрядами.
Также согласно этому декрету, в учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных вероучений. Школы теперь являлись абсолютно светским явлением.
В Конституцию РСФСР 1918 года и последующие советские конституции неизменно входили фундаментальные положения Декрета 1918 года, устанавливавшие драконовский режим для Православной Церкви и иных религиозных общин в России и Советском Союзе.
апреля 1929 года президиум ВЦИК принял Постановление "О религиозных объединениях", по которому религиозным общинам дозволялось лишь "отправление культов" в стенах "молитвенных домов", просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых двадцаток.
XIV Всероссийский
Съезд Советов изменил 4-ю
декабря 1936 года на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних советских конституций, в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и "служителей культа". В статье 124 новой Конституции записано, что "в целях обеспечения за гражданами свободы совести Церковь в СССР отделена от государства и школа от Церкви". Но новая Конституция уже не допускала свободу религиозной пропаганды, а только свободу "отправления религиозных культов".
Частичная нормализация церковно-государственных взаимоотношений произошла только в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, после встречи Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. От правительства было получено согласие на созыв Собора и избрание на нем Патриарха.
Четвертого
октября 1958 года ЦК КПСС вынес секретное
Постановление под названием "О
записке отдела пропаганды и агитации
ЦК КПСС по союзным республикам "О
недостатках научно-
Первым актом правительства в наступлении на Церковь было издание двух постановлений Совета министров СССР от 16 октября 1958 года "О монастырях в СССР" и "О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей". После отставки Хрущева прямые гонения на Церковь остановились, но её правовой статус оставался прежним.
В 1975 году Президиум Верховного Совета СССР своим Указом внес изменения в сохранявшее силу Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1929 года "О религиозных объединениях". Эти изменения, главным образом, коснулись имущественных прав Церкви.
Значительные перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви и других религиозных объединений произошли на исходе существования Советского Союза. Первого октября 1990 года был принят Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", утвердивший за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации.
Спустя месяц после издания союзного закона был принят Российский закон "О свободе вероисповеданий". Он не предусматривал уже правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий; вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям.
сентября 1997 года
после длительной и острой дискуссии
как в парламенте, так и в
обществе был принят закон "О свободе
совести и о религиозных
1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации
Религия - это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.
Возникновение
религии обусловлено
Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.
Сходство норм права и религиозных норм:
Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения.
Религиозные нормы
документально зафиксированы (в
религиозных книгах). Также эти
нормы могут в некоторых
Однако наряду с рассмотренными общими чертами норм права и религиозных норм существенные различия: