Современное государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Содержание работы

Введение

1. Основная часть

1.1 Государство: понятие, сущность, функции

1.1.1 Понятие и признаки государства

1.1.2 Функции государства

1.2 Правовое регулирование взаимодействия государства и церкви

1.2.1 История взаимоотношений государства и церкви в России

1.2.2 Религия: понятие, назначение. Религиозные организации

1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа копия.docx

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем  правовых.

 

Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на "высший авторитет".

 

Нарушение религиозных  норм влечет за собой негативные последствия  для нарушителя, но эти последствия  выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.

 

Религиозные нормы  имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.

 

Религиозные организации  призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих.

 

Согласно ст.6 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010)"О  свободе совести и о религиозных  объединениях", религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

 

вероисповедание;

 

совершение  богослужений, других религиозных обрядов  и церемоний;

 

обучение религии  и религиозное воспитание своих  последователей.

 

Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций.

 

Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религиозного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, "вселенская" католическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в масштабе региона ("поместные" православные церкви, духовные управления мусульман).

 

Сам набор организационных  элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях.

 

Религиозные конфессии - различные направления христианства, ислам, буддизм и иудаизм - их церковные  институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно  участвовать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим признакам.

 

За чистотой веры, за неизменностью религиозных  норм строго следит церковь.

 

Церковь - широкое  объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духовенство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

 

В современной  России к такому типу религиозных  объединений относятся:

 

Русская Православная Церковь,

 

Русская Старообрядческая Православная церковь,

 

Духовное управление мусульман России,

 

традиционная  буддистская Сангха России,

 

Ваад (конгресс еврейских религиозных общин  России),

 

две Апостольские администратуры Римско-католической церкви и некоторые другие объединения.

 

В настоящее  время только Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс. приходов и 478 монастырей.

 

 

1.2.3 Правовое регулирование взаимоотношений  государства и церкви

 

Существует  два основных вида взаимоотношений  церкви и государства:

 

а) наличие государственной  церкви, имеющей привилегированное  положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

 

б) режим отделения  церкви от государства и школы  от церкви.

 

Статус государственной  церкви характеризуется следующими моментами:

 

.За церковью  признается право собственности  на широкий круг объектов - землю,  здания, сооружения, предметы культа и т.п.;

 

2.Церковь получает  от государства различные субсидии  и материальную помощь.

 

.Церковь наделяется  рядом юридических полномочий (в  основном в области брачно-семейных  отношений).

 

.Имеет право  участвовать в политической жизни,  в частности, через свое представительство в государственных органах.

 

.Обладает широкими  полномочиями в области воспитания  и образования подрастающего  поколения. Как правило, в образовательных  учреждениях предусмотрено обязательное  преподавание религии.

 

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия) характерно следующее:

 

государство церковь  религиозная группа

 

1.Государство  регулирует деятельность религиозных  организаций, осуществляет контроль  за ними, но не вмешивается  в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

 

2.Государство  не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

 

Церковь не выполняет  государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

 

.Отношения между  государством и церковью строятся  на основе юридически закрепленного  принципа свободы совести и  вероисповедания, что предполагает  свободу выбора религии и убеждений,  отсутствие права государства контролировать отношения своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

 

Нормальное  состояние взаимоотношений государства  и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

 

О тесной взаимосвязи  права и религии говорит то факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй" и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат - это исламское (мусульманское) право, а адат - система обычаев и традиций.

 

Ст.14 Конституции  РФ гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

 

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести  и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

 

В Советском  государстве религиозные организации  вообще исключались из политической системы социализма. В современной  России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

 

 

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле "секуляризация" означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

 

Теократия - форма  государства, где политическая и  духовная власть сосредоточена в  руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т.д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства.

 

Теократическая  модель общественно-политического устройства предполагает:

 

.Признания верховного  божества, передающего полномочия  государственного управления особым  лицам (единовластному правителю), т.е. обожествление фигуры правителя.

 

2.Вселенское  государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

 

.Примат государства  над обществом, авторитарность  политического режима, отчуждение  власти от общества и индивида  и т.д.

 

.Примат религии  над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции: ее роль выполняет Коран.

 

.В теократически  организованном обществе существует  не просто государственная религия,  а религиозное государство, т.е.  государство, представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

 

Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

 

.Отсутствие  разделения властей и системы "сдержек и противовесов".

 

.Деспотические  и абсолютистские методы правления.

 

.Религиозное  начало, которое исключает идеалы  свободы и прав человека.

 

.Особое положение  женщины, которое, в частности,  включает запрет на участие  в управлении делами государства.

 

.Внеправовые  способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские  экзекуции) и т.д.

 

.Запрет на  создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская  Аравия) или разрешение только  тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).

 

Заключение

Взаимоотношения между государством и церковью в  России никогда не были однозначными. Особенно сложными стали отношения  в советский период истории - от практически  полного отрицания церкви государством до признания важной ее роли в развитии общества.

 

В последнее  время, и этот факт очевиден даже самым  непосвященным, роль церкви в обществе, а, значит, и государстве значительно  возросла. И в первую очередь это  касается Русской Православной Церкви. Это произошло не случайно - большинство населения России считают себя православными, а, следовательно, адептами именно Русской Православной Церкви.

 

Характер современных  отношений церкви и государства  достаточно сложен и своеобразен. И  здесь можно назвать два основных на сегодняшний день фактора.

 

Во-первых, регулирование  отношений между государством и  церковью осуществляется посредством  законодательного регулирования. Начиная  с Основного закона государства - Конституции РФ, происходит закрепление взаимоотношений, касающихся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России.

 

Второе обстоятельство - это отделение церкви, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, от государства, и, при этом, освобождение церкви от государственного контроля, управления.

 

Российское  государство не вмешивается в  дела церкви (или, точнее, церквей - различных  вероисповеданий), дает развиваться  и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека.

 

Такой подход государства  к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь - это  не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. А, следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать "правила игры", устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

 

И так, в ходе данного исследования мы узнали, что  церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым  связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает  мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

 

 

Все представители  религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются  при осуществлении ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Информация о работе Современное государство и право