Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:57, доклад
Описание работы
В системе социогуманитарного знания существует около 800 определений понятия «культура». Среди них можно выделить такие типы подходов к определению сущности предмета: описательный, антропологический, аксиологический (ценностный), нормативный, исторический, семиотический (знаковый), символический, герменевтический (интерпретативный), психологический, социологический. Соответственно в философской, социологической, психологической, исторической литературе понятие «культура» трактуется различным образом.
— Ты не знаешь? Во всем Кырк-оре
нет ни капли воды, маленькие дети падают,
умирают, и никто не может спасти их. Я
хотел проползти туда, где вода, но у меня
широкие плечи, а ты — люди говорят про
тебя, ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь,
— ты будешь проползать в расщелину и
доставать оттуда воду, она там поет, а
я понесу ее в водоем. Пойдем, ты же наша.
— Что ты, мальчик, — ответила
Джаныке, — разве я смею, я же девушка,
мне нельзя быть с тобой, мальчиком. Меня
проклянет небо, все меня проклянут, все
от меня отвернутся, даже ты, когда вырастешь
и станешь большим мужчиной, ты будешь
на меня пальцем показывать, и мне нужно
будет тогда умереть.
— Не бойся, Джаныке, — просил
мальчик, — пойдем, Джаныке, пойдем, мы
так сделаем, что никто нас не увидит, а
грех я на себя весь приму.
Всю ночь девушка и мальчик
маленькими бурдюками таскали воду в городской
водоем, и уже стало в водоеме воды столько,
сколько в маленьком море, и еще носили,
и еще носили, а потом, когда уже брызнуло
солнце, когда стало хорошо на небе, вдруг
из труди девушки улетела птица, даже видела
маленькая Джаныке, как она высоко-высоко
в небо понеслась. Потом ей стало очень
больно, и она упала.
И упала она лицом на землю.
Лицом вниз упала Джаныке, она матери всех
матерей стала жаловаться — земле.
Когда стало светло, пришли
люди. Первыми появились маленькие люди
— дети. Они увидели воду и сказали просто,
как мудрецы: «Смотрите, вода!», и стали
пить. А потом бегали всюду и кричали: «Вода!
Вода!» А большие люди не поверили, но маленькие
люди все говорили: «Смотрите, вода! Вода!»
И весело все повторяли это
слово и стали пить воду. А потом увидели,
что Али-пастух плачет около какого-то
тела, которое лежит на земле, такого маленького,
тонкого.
Когда повернули его лицом кверху,
увидели и испугались:
— Джаныке!
И тогда все понял народ, и сказал
тогда народ:
— Здесь лежит прекраснейшая
из прекрасных, роза райских садов. О люди,
уготовьте ей лучшее место в сердцах своих!
Недалеко от мавзолея расположена
Средняя, самая ранняя оборонительная
стена с воротами, пересекавшая плато
от одного края обрыва до другого. После
возведения Восточной оборонительной
стены Средняя стена утратила свой боевой
характер и подверглась многочисленным
переделкам. С помощью проведенных археологических
работ удалось выявить первоначальную
конструкцию этого участка обороны. Сама
стена имела толщину до 5, а высоту до 8 метров.
В 10-15 метрах от нее проходил большой крепостной
ров длиной 65 м, шириной 4 м, глубиной 2 м,
который наполнялся дождевой водой, стекавшей
по желобкам, вырубленным в скале. Большой
ров не доходил до края северного обрыва
— здесь в стене имелась вылазная калитка.
У северного и южного края стену замыкали
башни.
У Средней стены находился монетный
двор — видны закопченные камни, вырубки
для балок, поддерживавших крышу. Монета
здешней чеканки, серебряная с большой
примесью меди, с надписью «Кырк-ор», ценилась
невысоко.
За воротами Средней стены начинается
Главная улица. По этой улице двигались
арбы, влекомые медлительными, но надежными
на горных дорогах быками. Огромные скрипящие
колеса протерли в скале глубокие колеи,
которые еще больше углублялись под действием
снеговых и дождевых вод. Историками эта
дорога метко именуется «дорогой тысячелетий».
Для пешеходов служили узкие тротуары
из каменных плит, неплохо сохранившиеся.
Справа за невысокой стеной — два жилых
дома XVIII века. В одном из них до конца своих
дней жил известный караимский ученый
Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).
Город замыкает Восточная оборонительная
стена, построенная в XIV-XV веках. Длина
ее 128 м, у южного и северного обрыва она
имеет угловые башни; с внешней стороны
над воротами вделана мраморная плита
с изображением рогатины и щита. Снаружи
перед крепостной стеной высечен большой
бассейн для сбора талой и дождевой воды.
На площади перед воротами располагался
рынок.
Обжитый с древних времен, рынок
сохраняет следы народов, населявших его,
и при внимательном взгляде вы, как когда-то
поэт М. А. Волошин, увидите:
...в кладке стен кордонного
поста
Среди булыжников оцепенели
Узорная турецкая плита
И угол византийской капители.
ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ
Возникновение пещерных монастырей
в Крыму связано с иконоборчеством в Византии.
В VIII—IX веках византийское духовенство
настолько усилилось, что в руках у монастырей
и церквей сосредоточилась значительная
часть земель. Императоры Лев III и Константин
V начали преследование духовенства и
монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием.
Церковным собором 754 года иконопочитание
было осуждено. По приказу властей разрушались
церкви с росписями, уничтожались иконы,
у монастырей конфисковывались земли.
На протяжении VIII—XI веков монастыри были
закрыты, а монахи, да и светские почитатели
икон бежали из Византии, в частности на
север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных
скалах возникают многочисленные монастыри
— Успенский,
Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и
др.
Успенский монастырь.
Успенский монастырь (близ Бахчисарая)
возник предположительно в конце VIII —
начале IX века и просуществовал с перерывами
около тысячи лет. Монастырь расположен
в живописной долине на отвесной скале,
внизу которой сохранились пещеры. Сохранились
него наземные постройки: дом игумена
у дороги, руины небольшой часовни, остатки
фонтана, два здания монастырской гостиницы.
Широкая лестница, постепенно врезающаяся
в скальный массив, ведет на площадку второго
яруса, отсюда более узкая лестница приводит
в главную, Успенскую церковь, вырубленную
в отвесной скале. Обширный светлый зал
со стенами, побеленными известью, украшен
четырьмя колоннами, за которыми видны
следы поздней росписи; напротив в стене
— оконные проемы, из которых открывается
вид на ущелье и остатки греческого поселения
Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной
нише, украшенной витыми колоннами, и по
бокам от нее — роспись середины XIX века,
выполненная прямо на скале.
После вторжения в Крым монголо-татар
многие монастыри пришли в упадок, Успенский
же монастырь сумел остаться центром христианской
церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему
после захвата Мангупа турками (1475 г.).
Русское государство оказывало покровительство
монастырю, посылало ему материальную
помощь.
После переселения крымских
христиан в Приазовье в 1778 году, когда
Крым покинули и жители селения Мариамполь,
располагавшегося напротив монастыря,
места эти пришли в запустение.
Шулдан. В Шульской долине, ведущей
к селу Терновка, над верхним краем скалистого
склона, в скальном обрыве издалека видны
высеченные в нем пещеры: это монастырь
Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно,
в VIII веке. По склону, заросшему лесом,
зигзагообразно поднимается дорога до
плато; отсюда направо, вдоль скального
обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая
травой тропа. В ближайшем естественном
гроте, видимо, был источник: об этом говорит
отверстие в скале, выточенные водой желобок
и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала
себе другой путь — источник пробивается
из земли несколько дальше и ниже. В следующем
гроте произошел крупный обвал вместе
с имевшимися в нем пещерами, в правом
углу повисли остатки каменной лестницы,
некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль
скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного
и искусственного происхождения и затем
по ступенькам неожиданно выходим в верхний
ярус — своего рода балкон, круто обрывающийся
вниз, откуда открывается великолепный
вид на Шульскую долину. Слева находится
высеченная в скале базилика правильной
формы с нартексом, отделенным двумя колоннами,
от которых видны каменные основания с
коробовым сводом и центральной апсидой,
вдоль полукружия которой идет двухъярусная
скамья с епископским креслом в алтаре.
На стенах еще различимы следы росписи,
которую датируют XII-XIII веками. С южной
стороны к храму примыкает придел с купелью
в апсиде
КУЛЬТУРА ТАВРИКИ В VIII-IX вв.
На всей территории Таврики
в VIII—IX веках господствовали в сущности
близкие формы материальной культуры:
почти тождествен состав керамики, близки
формы жилища и обряды погребения.
Конечно, имеются и специфические
черты в материальной культуре отдельных
районов, отразившие их место и судьбы
в истории всего Северного Причерноморья
в ту эпоху, но эти особенности рельефно
выступают на фоне определенной общности.
Керамический комплекс, выявленный
раскопками, достаточно устойчив. Он резко
членится на две основные группы: гончарную
керамику, представляющую собой ремесленную
продукцию, и лепную, выполненную от руки
в домашних условиях.
Гончарная керамика — это преимущественно
сосуды, служившие тарой: яйцевидные амфоры,
в массе производившиеся в гончарных центрах
того времени (в Чабан-Куле, Канакской
балке, в горах над Мисхором и в районе
Бахчисарая), кувшины с плоской ручкой,
фляги и пифосы, пифосообразные горшки
со сплошным рифлением.
Но, как показали раскопки, в
быту сельского населения, по крайней
мере в Юго-Западной Таврике, преобладала
не гончарная, а лепная посуда — специфическая
деревенская керамика — главным образом
горшки, служившие основным видом кухонной
посуды, реже — миски.
Изучение этого материала показывает,
что с городской культурой Таврики керамика
селищ связана слабо: влияние города и
прежде всего Херсонеса сказалось лишь
на керамической таре — амфорах, пифосах,
высокогорлых кувшинах с плоской ручкой,
местные формы которых исходят из раннесредневековых
образцов, бытовавших в Херсонесе и на
Боспоре. Формы же кухонной и бытовой посуды
резко отличаются от городских и ничего
общего с ними не имеют.
Небольшой жилой дом, характерный
для селищ Таврики того времени, имел,
как правило, два неравных помещения (из
них одно жилое) с открытым очагом. Стены
состояли из каменного основания, на котором
покоилась легкая конструкция из деревянных
стояков, соединенных жердями, с толстой
глиняной обмазкой; пол был земляной, кровля
земляная или соломенная.В этих постройках
отразилась, несомненно, позднеантичная
традиция жилого строительства, в чем
убеждают раскопки поселений первых веков
нашей эры на Керченском полуострове.
В этот период в Таврике обычны
грунтовые могилы, обложенные по античной
традиции тесаными плитами и перекрытые
тонкими бесформенными плитами; встречаются
и простые грунтовые могилы без обкладки
или обложенные только деревянными плахами.
Погребенных клали на спину, головой на
запад, правая рука у них обычно согнута
в локте. Нередко в могилу ставили горшок
с пищей. Специфическим являлся обычай
класть под голову погребенного или на
подбородок кусок черепицы; это как бы
элемент домашнего очага, сопровождавший
умершего в загробную жизнь, обычай еще
языческий. Инвентарь этих могильников
крайне беден.
В иной мир, мир византийский,
мы попадаем, как только обращаемся к памятникам
монументального строительства — к монастырям,
возникшим здесь, вероятно, именно в пору
монашеской эмиграции «на северные склоны
Евксинского Понта», и к храмам, возводившимся
в наиболее крупных поселениях; строительство
их было связано с активизацией церкви.
Наиболее крупным и богатым
среди тогдашних монастырей стал монастырь Апостолов в «торжище, называемом
Партениты», расположенный в восточной
стороне Медведь-горы, у ее подножия. Здесь,
в конце VIII века, на месте раннесредневековой
базилики был построен небольшой трехнефный
трехапсидный храм-базилика длиной 18 м.
Нефы разделялись не колоннами, а столбами;
стрех сторон здание охватывали галереи.
Пол базилики имел узорчатую вымостку
из каменных разноцветных плиток. Весь
облик здания приобрел провинциально-византийский
характер. Ощущению упрощенности его способствует
и замена легких колонн массивными столбами,
дробящими внутреннее пространство храма,
рассчитанного не на массы прихожан, а
главным образом на монастырскую братию.
Резкое упрощение сказалось и на узорчатой
вымостке, предельно простой и однообразной.
Аналогичная по форме трехнефная
трехапсидная базилика, только в два раза
большая (ее длина 37 м), была сооружена
на холме Тепсень в Коктебеле (Планерское)
— наиболее крупном поселении Восточной
Таврики. Раскопки показали, что базилика
эта была построена на месте другой, почти
в два раза меньшей; такое резкое расширение
храма, очевидно, отразило рост численности
прихода, т. е. населения города.
Однотипные храмы-базилики,
строившиеся в те времена в менее крупных
поселках, были совсем небольшими.
Однако базилика отходила в
область прошлого. В течение всего раннего
средневековья постепенно вырабатывалась
совсем иная архитектурная система, ставшая
с IX века основной как в центральных византийских
областях, так и на византийском Востоке:
базилику сменил небольшой крестовокупольный
храм с четырьмя устоями, поддерживавшими
купол на световом барабане. Это была принципиально
новая архитектура.
Промежуточным звеном в развитии
такого рода композиции можно считать
замечательный памятник Боспора (Керчи) — храм Иоанна
Предтечи, занимавший видное место
в укрепленном акрополе города вблизи
порта. Судя по композиции здания и технике
кладки с чередованием рядов кирпича и
камня, а также учитывая надпись на колонне
храма, он, вероятнее всего, построен в
конце VIII века. Эту дату подтверждают раннесредневековые
по форме амфоры, которые были заложены
в качестве голосников в своды храма. В
этом выдающемся здании свободный крест
ясно выражен лишь в верхней части храма,
а нижняя его часть представляет собой
прямоугольный четырехстолбный массив.
Но основной крест снаружи подчеркнут
и доминирует в композиции всего храма.
Несомненно, что источником такой композиции
была малоазиатская архитектура, своеобразно
претворенная боспорским (или приглашенным
в Боспор) зодчим.
ИТАЛЬЯНСКИЕ ТОРГОВЫЕ ФАКТОРИИ В КРЫМУ
С проникновением монголо-татар
в Таврику происходит целый ряд изменений.
Прежде всего это касалось этнического
состава населения, который претерпевает
большие изменения. Наряду с греками, русскими,
аланами, половцами на полуострове в середине
XIII века появляются татары, в XV веке —
турки. В XIII веке начинается массовое переселение
армяне многочисленные крымские города
и поселки, ремесленные и торговые центры.
В то же время на полуостров активно устремляются
итальянцы.
Начиная с XI века Венеция и Генуя,
признанные лидерами мировой торговли,
основывают свои фактории во многих странах
Европы и Ближнего Востока. Главным районом
международной торговли этого времени
становится Средиземноморье. Итальянские
города вели торговлю между Востоком и
Западом в значительных масштабах, снабжая
пряностями, жемчугом, шелками и иными
товарами восточного происхождения Англию,
Францию, Северную Германию и другие страны
Западной, Центральной и Северной Европы.