Современные трактовки понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:57, доклад

Описание работы

В системе социогуманитарного знания существует около 800 определений понятия «культура». Среди них можно выделить такие типы подходов к определению сущности предмета: описательный, антропологический, аксиологический (ценностный), нормативный, исторический, семиотический (знаковый), символический, герменевтический (интерпретативный), психологический, социологический. Соответственно в философской, социологической, психологической, исторической литературе понятие «культура» трактуется различным образом.

Файлы: 1 файл

история крыма.docx

— 295.73 Кб (Скачать файл)

— А зачем нужна вода? — спросила Джаныке.

— Ты не знаешь? Во всем Кырк-оре нет ни капли воды, маленькие дети падают, умирают, и никто не может спасти их. Я хотел проползти туда, где вода, но у меня широкие плечи, а ты — люди говорят про тебя, ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь, — ты будешь проползать в расщелину и доставать оттуда воду, она там поет, а я понесу ее в водоем. Пойдем, ты же наша.

— Что ты, мальчик, — ответила Джаныке, — разве я смею, я же девушка, мне нельзя быть с тобой, мальчиком. Меня проклянет небо, все меня проклянут, все от меня отвернутся, даже ты, когда вырастешь и станешь большим мужчиной, ты будешь на меня пальцем показывать, и мне нужно будет тогда умереть.

— Не бойся, Джаныке, — просил мальчик, — пойдем, Джаныке, пойдем, мы так сделаем, что никто нас не увидит, а грех я на себя весь приму.

Всю ночь девушка и мальчик маленькими бурдюками таскали воду в городской водоем, и уже стало в водоеме воды столько, сколько в маленьком море, и еще носили, и еще носили, а потом, когда уже брызнуло солнце, когда стало хорошо на небе, вдруг из труди девушки улетела птица, даже видела маленькая Джаныке, как она высоко-высоко в небо понеслась. Потом ей стало очень больно, и она упала.

И упала она лицом на землю. Лицом вниз упала Джаныке, она матери всех матерей стала жаловаться — земле.

Когда стало светло, пришли люди. Первыми появились маленькие люди — дети. Они увидели воду и сказали просто, как мудрецы: «Смотрите, вода!», и стали пить. А потом бегали всюду и кричали: «Вода! Вода!» А большие люди не поверили, но маленькие люди все говорили: «Смотрите, вода! Вода!»

И весело все повторяли это слово и стали пить воду. А потом увидели, что Али-пастух плачет около какого-то тела, которое лежит на земле, такого маленького, тонкого.

Когда повернули его лицом кверху, увидели и испугались:

— Джаныке!

И тогда все понял народ, и сказал тогда народ:

— Здесь лежит прекраснейшая из прекрасных, роза райских садов. О люди, уготовьте ей лучшее место в сердцах своих!

Недалеко от мавзолея расположена Средняя, самая ранняя оборонительная стена с воротами, пересекавшая плато от одного края обрыва до другого. После возведения Восточной оборонительной стены Средняя стена утратила свой боевой характер и подверглась многочисленным переделкам. С помощью проведенных археологических работ удалось выявить первоначальную конструкцию этого участка обороны. Сама стена имела толщину до 5, а высоту до 8 метров. В 10-15 метрах от нее проходил большой крепостной ров длиной 65 м, шириной 4 м, глубиной 2 м, который наполнялся дождевой водой, стекавшей по желобкам, вырубленным в скале. Большой ров не доходил до края северного обрыва — здесь в стене имелась вылазная калитка. У северного и южного края стену замыкали башни.

У Средней стены находился монетный двор — видны закопченные камни, вырубки для балок, поддерживавших крышу. Монета здешней чеканки, серебряная с большой примесью меди, с надписью «Кырк-ор», ценилась невысоко.

За воротами Средней стены начинается Главная улица. По этой улице двигались арбы, влекомые медлительными, но надежными на горных дорогах быками. Огромные скрипящие колеса протерли в скале глубокие колеи, которые еще больше углублялись под действием снеговых и дождевых вод. Историками эта дорога метко именуется «дорогой тысячелетий». Для пешеходов служили узкие тротуары из каменных плит, неплохо сохранившиеся. Справа за невысокой стеной — два жилых дома XVIII века. В одном из них до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).

Город замыкает Восточная оборонительная стена, построенная в  XIV-XV веках. Длина ее 128 м, у южного и северного обрыва она имеет угловые башни; с внешней стороны над воротами вделана мраморная плита с изображением рогатины и щита. Снаружи перед крепостной стеной высечен большой бассейн для сбора талой и дождевой воды. На площади перед воротами располагался рынок.

Обжитый с древних времен, рынок сохраняет следы народов, населявших его, и при внимательном взгляде вы, как когда-то поэт М. А. Волошин, увидите:

...в кладке стен кордонного  поста 
Среди булыжников оцепенели 
Узорная турецкая плита 
И угол византийской капители.

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

Возникновение пещерных монастырей в Крыму связано с иконоборчеством в Византии. В VIII—IX веках византийское духовенство настолько усилилось, что в руках у монастырей и церквей сосредоточилась значительная часть земель. Императоры Лев III и Константин V начали преследование духовенства и монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием. Церковным собором 754 года иконопочитание было осуждено. По приказу властей разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. На протяжении VIII—XI веков монастыри были закрыты, а монахи, да и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри — Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Успенский монастырь.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII — начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Монастырь расположен в живописной долине на отвесной скале, внизу которой сохранились пещеры. Сохранились него наземные постройки: дом игумена у дороги, руины небольшой часовни, остатки фонтана, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса, отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен четырьмя колоннами, за которыми видны следы поздней росписи; напротив в стене — оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и остатки греческого поселения Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колоннами, и по бокам от нее — роспись середины XIX века, выполненная прямо на скале.

После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.). Русское государство оказывало покровительство монастырю, посылало ему материальную помощь.

После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году, когда Крым покинули и жители селения Мариамполь, располагавшегося напротив монастыря, места эти пришли в запустение.

Шулдан. В Шульской долине, ведущей к селу Терновка, над верхним краем скалистого склона, в скальном обрыве издалека видны высеченные в нем пещеры: это монастырь Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке. По склону, заросшему лесом, зигзагообразно поднимается дорога до плато; отсюда направо, вдоль скального обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая травой тропа. В ближайшем естественном гроте, видимо, был источник: об этом говорит отверстие в скале, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала себе другой путь — источник пробивается из земли несколько дальше и ниже. В следующем гроте произошел крупный обвал вместе с имевшимися в нем пещерами, в правом углу повисли остатки каменной лестницы, некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного и искусственного происхождения и затем по ступенькам неожиданно выходим в верхний ярус — своего рода балкон, круто обрывающийся вниз, откуда открывается великолепный вид на Шульскую долину. Слева находится высеченная в скале базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом в алтаре. На стенах еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII веками. С южной стороны к храму примыкает придел с купелью в апсиде

КУЛЬТУРА ТАВРИКИ В VIII-IX вв.

На всей территории Таврики в VIII—IX веках господствовали в сущности близкие формы материальной культуры: почти тождествен состав керамики, близки формы жилища и обряды погребения.

Конечно, имеются и специфические черты в материальной культуре отдельных районов, отразившие их место и судьбы в истории всего Северного Причерноморья в ту эпоху, но эти особенности рельефно выступают на фоне определенной общности.

Керамический комплекс, выявленный раскопками, достаточно устойчив. Он резко членится на две основные группы: гончарную керамику, представляющую собой ремесленную продукцию, и лепную, выполненную от руки в домашних условиях.

Гончарная керамика — это преимущественно сосуды, служившие тарой: яйцевидные амфоры, в массе производившиеся в гончарных центрах того времени (в Чабан-Куле, Канакской балке, в горах над Мисхором и в районе Бахчисарая), кувшины с плоской ручкой, фляги и пифосы, пифосообразные горшки со сплошным рифлением.

Но, как показали раскопки, в быту сельского населения, по крайней мере в Юго-Западной Таврике, преобладала не гончарная, а лепная посуда — специфическая деревенская керамика — главным образом горшки, служившие основным видом кухонной посуды, реже — миски.

Изучение этого материала показывает, что с городской культурой Таврики керамика селищ связана слабо: влияние города и прежде всего Херсонеса сказалось лишь на керамической таре — амфорах, пифосах, высокогорлых кувшинах с плоской ручкой, местные формы которых исходят из раннесредневековых образцов, бытовавших в Херсонесе и на Боспоре. Формы же кухонной и бытовой посуды резко отличаются от городских и ничего общего с ними не имеют.

Небольшой жилой дом, характерный для селищ Таврики того времени, имел, как правило, два неравных помещения (из них одно жилое) с открытым очагом. Стены состояли из каменного основания, на котором покоилась легкая конструкция из деревянных стояков, соединенных жердями, с толстой глиняной обмазкой; пол был земляной, кровля земляная или соломенная.В этих постройках отразилась, несомненно, позднеантичная традиция жилого строительства, в чем убеждают раскопки поселений первых веков нашей эры на Керченском полуострове.

В этот период в Таврике обычны грунтовые могилы, обложенные по античной традиции тесаными плитами и перекрытые тонкими бесформенными плитами; встречаются и простые грунтовые могилы без обкладки или обложенные только деревянными плахами. Погребенных клали на спину, головой на запад, правая рука у них обычно согнута в локте. Нередко в могилу ставили горшок с пищей. Специфическим являлся обычай класть под голову погребенного или на подбородок кусок черепицы; это как бы элемент домашнего очага, сопровождавший умершего в загробную жизнь, обычай еще языческий. Инвентарь этих могильников крайне беден.

В иной мир, мир византийский, мы попадаем, как только обращаемся к памятникам монументального строительства — к монастырям, возникшим здесь, вероятно, именно в пору монашеской эмиграции «на северные склоны Евксинского Понта», и к храмам, возводившимся в наиболее крупных поселениях; строительство их было связано с активизацией церкви.

Наиболее крупным и богатым среди тогдашних монастырей стал монастырь Апостолов в «торжище, называемом Партениты», расположенный в восточной стороне Медведь-горы, у ее подножия. Здесь, в конце VIII века, на месте раннесредневековой базилики был построен небольшой трехнефный трехапсидный храм-базилика длиной 18 м. Нефы разделялись не колоннами, а столбами; стрех сторон здание охватывали галереи. Пол базилики имел узорчатую вымостку из каменных разноцветных плиток. Весь облик здания приобрел провинциально-византийский характер. Ощущению упрощенности его способствует и замена легких колонн массивными столбами, дробящими внутреннее пространство храма, рассчитанного не на массы прихожан, а главным образом на монастырскую братию. Резкое упрощение сказалось и на узорчатой вымостке, предельно простой и однообразной.

Аналогичная по форме трехнефная трехапсидная базилика, только в два раза большая (ее длина 37 м), была сооружена на холме Тепсень в Коктебеле (Планерское) — наиболее крупном поселении Восточной Таврики. Раскопки показали, что базилика эта была построена на месте другой, почти в два раза меньшей; такое резкое расширение храма, очевидно, отразило рост численности прихода, т. е. населения города.

Однотипные храмы-базилики, строившиеся в те времена в менее крупных поселках, были совсем небольшими.

Однако базилика отходила в область прошлого. В течение всего раннего средневековья постепенно вырабатывалась совсем иная архитектурная система, ставшая с IX века основной как в центральных византийских областях, так и на византийском Востоке: базилику сменил небольшой крестовокупольный храм с четырьмя устоями, поддерживавшими купол на световом барабане. Это была принципиально новая архитектура.

Промежуточным звеном в развитии такого рода композиции можно считать замечательный памятник Боспора (Керчи) — храм Иоанна Предтечи, занимавший видное место в укрепленном акрополе города вблизи порта. Судя по композиции здания и технике кладки с чередованием рядов кирпича и камня, а также учитывая надпись на колонне храма, он, вероятнее всего, построен в конце VIII века. Эту дату подтверждают раннесредневековые по форме амфоры, которые были заложены в качестве голосников в своды храма. В этом выдающемся здании свободный крест ясно выражен лишь в верхней части храма, а нижняя его часть представляет собой прямоугольный четырехстолбный массив. Но основной крест снаружи подчеркнут и доминирует в композиции всего храма. Несомненно, что источником такой композиции была малоазиатская архитектура, своеобразно претворенная боспорским (или приглашенным в Боспор) зодчим.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ТОРГОВЫЕ ФАКТОРИИ В КРЫМУ

С проникновением монголо-татар в Таврику происходит целый ряд изменений. Прежде всего это касалось этнического состава населения, который претерпевает большие изменения. Наряду с греками, русскими, аланами, половцами на полуострове в середине XIII века появляются татары, в XV веке — турки. В XIII веке начинается массовое переселение армяне многочисленные крымские города и поселки, ремесленные и торговые центры. В то же время на полуостров активно устремляются итальянцы.

Начиная с XI века Венеция и Генуя, признанные лидерами мировой торговли, основывают свои фактории во многих странах Европы и Ближнего Востока. Главным районом международной торговли этого времени становится Средиземноморье. Итальянские города вели торговлю между Востоком и Западом в значительных масштабах, снабжая пряностями, жемчугом, шелками и иными товарами восточного происхождения Англию, Францию, Северную Германию и другие страны Западной, Центральной и Северной Европы.

Информация о работе Современные трактовки понятия «культура»