Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:57, доклад
Описание работы
В системе социогуманитарного знания существует около 800 определений понятия «культура». Среди них можно выделить такие типы подходов к определению сущности предмета: описательный, антропологический, аксиологический (ценностный), нормативный, исторический, семиотический (знаковый), символический, герменевтический (интерпретативный), психологический, социологический. Соответственно в философской, социологической, психологической, исторической литературе понятие «культура» трактуется различным образом.
Главная из улиц, длиной около
километра, пересекала город с юго-запада
на северо-восток, проходила через акрополь — центральную площадь города,
где находились рынок и два храма, северо-восточным
концом она упиралась в большой храм-базилику и площадь перед ним,
выложенную крупными плитами, юго-западным
— во въездные ворота. Главная улица была
немного шире остальных (6—7 м), имела канализацию
в виде желобов и водопровод из глиняных
труб. На главную улицу выходил своим фасадом
большой дворец и высеченный в скале пещерный
мавзолей, принадлежавший одному из
знатных родов. Планировка мавзолея следовала
старопалестинской традиции, шедшей из
тех областей, откуда в Херсонес пришло
и христианство. Мавзолеи херсонесской
знати в виде наземной крестообразной
постройки с куполом на средокрестье высились
и в других местах города. Их пристраивали
к храмам-базиликам или строили отдельно.
Один такой мавзолей еще в конце V века
возведен был за городом, среди богатого
христианского некрополя, а в VI веке перестроен в
храм загородного монастыря Богородицы
Влахернской. Храм этот замечателен своим
мозаичным полом. В центре его — квадрат,
в котором изображены большая ваза с произрастающей
из нее виноградной лозой и два павлина
по сторонам вазы, олицетворяющие, по древнехристианской
символике, бессмертие и райскую жизнь.
Квадрат окружен множеством сплетенных
кругов, в каждом из которых помещены изображения
птиц, зверей, рыб, плодов и пр., условно
воспроизводящих библейский райский сад
со всем разнообразием растительного
и животного мира.
Но вместе с тем в мозаичных
полах Херсонеса, как и в других византийских
мозаиках и в ранневизантийском искусстве
вообще, ясно ощущается отход от реализма.
Реализм в живописи уступил
место условным и статичным, словно застывшим,
изображениям, олицетворявшим христианские
символы, или только орнаментам. Такой
подход являлся выражением новых задач,
поставленных перед искусством христианской
церковью, которая требовала строгости
и аскетичности, отражавших дух верования.
Для Херсонеса особенно характерны
многочисленные христианские храмы-базилики,
являвшиеся в полном смысле общественными
зданиями средневековья. Это большие удлиненные
залы, разделенные двумя рядами колонн
как бы на три коридора (нефа), из которых средний, заканчивавшийся
алтарным полукружием (апсидой), был почти вдвое шире боковых
и возвышался над ним. Покрытие их было
деревянным, стропильным.
По всей вероятности, каждый
район города, объединявший несколько
кварталов, имел свой храм-базилику. Базилики
стояли на наиболее видных местах, преимущественно
вдоль берега и на главных площадях. Самая
крупная из них, расположенная на берегу
моря в квартале Феоны и построенная еще
в V веке, была, надо думать, главным храмом
города; сюда вела более широкая улица,
чем подчеркивалось значение здания. Базилика
имела большой двор (так называемый атриум) с
галереями вдоль стен и с фиалом (фонтаном) в центре; здесь
отдыхали и вели беседы; к храму примыкал
мавзолей.
ТАВРИКА В VIII-IX вв.
С середины VI века Византия
переживала экономический и политический
кризис, это сразу же сказалось и на ее
владениях в Таврике.
Об упадке Херсонеса свидетельствуют
резкое сокращение торговли, переход к
натурализации хозяйства, прекращение
выпуска собственной монеты. Еще более
ухудшило положение города вторжение
хазар, приведшее к нарушению экономических
и торговых связей с соседними народами.
Об упадке в экономике свидетельствует
резкое сокращение рыболовства. Крупные
рыбозасолочные цистерны исчезают, уступив
место мелким домашним рыбохранилищам.
В связи с упадком этого промысла и морской
торговли та же участь постигает и кораблестроение,
игравшее заметную роль в экономике города.
Резко сократились масштабы городского
ремесла, в частности производства орудий
труда, находивших сбыт в юго-западной
и степной Таврике. Это привелг к тяжелому
положению ремесленников — основной части
населения города. Былое значение города
как ремесленного, торгового и культурного
центра на целые столетия было утрачено.
Насколько тяжелым было положение в городе,
свидетельствует очевидец: «...В этих краях
голод и нужда такие, что хлеб известен
здесь разве по названию, а его и видом
не видать... Ни разу, право, я не мог приобрести
в здешнем крае хлеба... равным образом
и съестных продуктов какого-либо рода,
кроме как... с судов, изредка заходящих
сюда с тем, чтобы уходить с грузом соли».
Очевидно, ослабевает влияние
Византии на Херсонес. В VII — начале VIII
века здесь существует местное самоуправление
во главе с протевоном (первенствующий). Чтобы
упрочить свои пошатнувшиеся позиции
в Херсонесе, Византия при Юстиниане II
посылает сюда несколько карательных
экспедиций. Но они не смогли достичь цели,
так как местное население империи восстало,
призвало на помощь хазар и провозгласило
в 711 году новым императором Византии ссыльного
армянина Вардана Филиппика. После этих
событий византийские императоры долго
не трогали привилегии Херсонеса, полученные
им от Вардана Филиппика.
Во второй половине IX века в
Херсонесе возобновляется чеканка собственной
монеты. И хотя эта монета была медной,
разменной и предназначалась для розничной
торговли на внутреннем и ближайших к
городу рынках, сам факт ее чеканки говорит
о том, что Херсонес вновь приобрел видное
торгово-ремесленное значение среди других
раннесредневековых городов юго-западного
Крыма. О росте торговли, как внутренней,
так и внешней, свидетельствуют остатки
торговых рядов IX-X веков на его главной
улице.
Роль черноморской торговли
и причерноморских сухопутных дорог в
VIII веке начала возрастать, так как арабы
закрыли водный путь через Красное море,
связывавший ранее Византию с восточными
рынками. В связи с этим возрастает и роль
Херсонеса, где Византия стремится упрочить
свое влияние.
Если раньше в городе постоянно
находились только представители императорской
власти в лице трибунов и коммеркиариев, то теперь в нем учреждается стратегия —
нечто вроде генерал-губернаторства. А
неопределенных размеров зона, экономически
и политически тянувшаяся к городу, превратилась
в фему —
своего рода военно-административный
округ. Это в конце концов привело к тому,
что вскоре византийские стратеги Херсонесской
фемы свели на нет роль городского самоуправления.
Несмотря на то что титул протевоновсохранялся в Херсонесе
еще долго, все административное управление
городом было, по-видимому, полностью подчинено стратегам.
Со второй половины IX века благосостояние
Херсонеса заметно возросло. Это видно
не только по расширению и упрочению его
торговых и политических связей, но и по
развитию ремесел и искусства, по размаху
строительных работ и укреплению обороны
города.
В конце X века Херсонес представлял
собою торгово-аристократическую республику.
Вокруг него нет заметных следов крупного
землевладения. Вероятно, поэтому Константин
Багрянородный, византийский автор X века,
указывал, что Херсонес не мог жить без
хлеба, ввозимого из Южного Причерноморья.
Ремесла и особенно посредническая торговля
были, как и прежде, основой экономики
города.
Значительную роль в торговле
города играл сбыт соленой и вяленой рыбы,
ловлей которой издавна занимались рыбаки.
Многочисленные цистерны и пифосы с остатками
соленой рыбы, найденные при раскопках
торговых помещений на главной улице и
в других местах города, подтверждают
данные письменных источников.
Не менее важной доходной статьей
для Херсонеса была и перепродажа продуктов
животноводства. Купцы города покупали
их в степных областях и вывозили в Малую
Азию. Поставщиками этих продуктов являлись
сначала печенеги, а позднее половцы.
Что касается ремесел, то они
стали играть, по-видимому, второстепенную
роль по сравнению с торговлей. Нет никаких
данных того времени об интенсивности
сбыта Херсонесом своих ремесленных изделий.
Исключение составляли только сельскохозяйственные
орудия и, может быть, такие строительные
материалы, как черепица и кирпич, а также торговая тара —амфоры. Однако
распространение амфор за пределами города
было связано скорее всего с продажей
товаров в них, а не сбытом их самих как
товара. Археологическими раскопками
в ряде других мест Крыма открыты гончарные
и керамические мастерские. Следовательно,
это производство было развито не только
в Херсонесе и поэтому вряд ли городу принадлежала
исключительная роль в снабжении поселений
Крыма ремесленными изделиями. Зато в
торговле привозными изделиями художественных
ремесел, предметами роскоши и другими
товарами, не производившимися в Крыму,
Херсонес, видимо, занимал первое место.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ
КРЫМА В СРЕДНИЕ ВЕКА
В раннее средневековье происходит
бурное изменение этнического состава
населения Таврики. Начало этому положило Великое переселение
народов, вследствие чего на полуостров
вторглись готы и гунны.
В VIII веке народы Таврики увидели новых
завоевателей — тюркоязычные племена
хазар.
В VII веке племена создают свое
государство — Хазарский каганат на землях
Нижней Волги и Северного Кавказа. С конца
VII века хазары начинают свое продвижение
к Азовскому морю, захватывают Северное
Причерноморье и вторгаются в пределы
Таврики. Местное население полуострова
вело с ними отчаянную борьбу, но силы
были неравными. Хазарам удается захватить
значительную часть края и даже Сугдею
(Судак) и Херсонес. Правда, вскоре Херсонес
сумел освободиться.
Несмотря на то что у хазар уже
существовало государство, они оставались
язычниками. Главным божеством у хазарских
племен был Тенгри-хан, но единого божества
не было. Они "приносили жертвы огню
и воде, поклоняясь некоторым богам путей,
также луне и всем творениям, которые им
казались удивительными".
Одному из хазарских правителей
— Али-Алитверу — удалось обратить часть
подданных в христианство. Но новая религия
внедрялась с большими трудностями. Да
и сами хазарские правители особой настойчивости
в этом не проявляли. Этот факт, очевидно,
можно объяснить тем, что верхушка хазар
не желала распространения влияния Византии.
В конце VIII — начале IX века каган
Обадия принимает иудейскую веру. За ним
последовала и верхушка каганата. Простое
население неохотно принимало и эту религию.
Во второй половине X века киевский
князь Святослав наносит сокрушительное
поражение Хазарскому каганату, и к концу
X века это государство перестало существовать.
Часть хазар осталась в Крыму и ассимилировала
с местными народами. Многие исследователи
считают потомками хазар в Крыму караимов.
В VIII—IX вв. в Таврике появляются протоболгары.
Основные их поселения на полуострове
находились в степных и предгорных районах.
В Таврику эти племена проникают из Приазовья.
Это были тюркоязычные кочевые племена,
которые постепенно перешли к оседлому
образу жизни.
В конце IX века в Крыму появляются новые
завоеватели — тюркоязычные кочевые племена
печенегов.
Они захватили значительную
часть полуострова, включая Боспор и Херсонес.
Значительная часть завоевателей остается
в Крыму. В этот период печенеги имели
большое влияние в регионе. Но к середине
XI века они потерпели ряд сокрушительных
поражений от половцев. Большая часть
печенегов покидает Таврику, но часть
из них остается на уже обжитых землях.В конце X —
начале XI века в Таврику вторгаются половцы (по
названию одного из главных половецких
племен их еще называют кыпчаками). К этому
времени они уже овладели значительной
территорией от Тянь-Шаня до Дуная. Это
также тюркоязычные кочевые племена. У
них еще не существовало единого государства,
но были созданы крупные племенные объединения,
во главе которых стояли ханы. Половцы
отличались от своих "предшественников"
— темноволосых печенегов — тем, что в
своем большинстве были светловолосыми
и голубоглазыми.
Половцы захватывают значительную
территорию Таврики. Арабский историк
Элайни считал Сугдею "наибольшим из
городов Кыпчакских". В XI веке основная
часть половцев принимает единую религию
— ислам.
С вторжения в XIII веке монголо-татар
значительная часть половцев покидает
Крым.
Появление в Таврике все новых
и новых племен и народов было связано
не только с военными вторжениями, но и
с переселением. Так, на полуострове появляются
переселенцы с Кавказа — прежде всего
армяне.
С древнейших времен (по утверждению
ряда историков — во II—I вв. до н. э.) в Таврике
появляются евреи. Их численность значительно
увеличивается в VII веке, когда они подвергаются
гонениям в Византийской империи. Особенно
много евреев осело в городах, где они
начинают играть определенную роль. Правители
Хазарского каганата даже заимствовали
у них религию — иудаизм. Евреи в основном
занимались различными ремеслами, а в
основном торговлей.
Вторжение в Таврику различных
племен и народов не прошло бесследно.
Оно оказало значительное влияние на все
сферы жизни. Эти народы находились на
различных уровнях развития, имели особенности
в культуре, хозяйстве, быте. Та часть из
них, которая осталась на полуострове,
не исчезла бесследно, она значительно
повлияла прежде всего на формирование
этнического состава населения Таврики.
КАРАИМЫ
В период средневековья в Таврике
появляется немногочисленная тюркская
народность — караимы. Самоназвание: карай (один
караим) и карайлар (караимы). Таким образом,
вместо этнонима "караим" более правильно
говорить "карай". Большой интерес
вызывают их материальная и духовная культура,
язык, быт и обычаи.
О происхождении караимов у
исследователей нет единой точки зрения.
Но анализируя имеющиеся антропологические,
лингвистические и другие данные, значительная
часть ученых видит караимов как потомков
хазар. Вместе с тем целый ряд материалов
указывает и на генетическую связь караимов
с дохазарским населением Таврики.
Даже название народа "караим"
исследователи переводят по-разному. Наиболее
широко распространено толкование его
как религиозного термина, означающего
"читающие священное писание".
Своеобразен язык этого народа,
он относится к кыпчакской группе тюркских
языков.
Караимы, в своем большинстве,
люди среднего роста, коренастые, широколицые
смуглые брюнеты.
Определить численность крымских
караимов в средние века очень сложно.
Можно лишь отметить, что в момент присоединения
Крыма к России их насчитывалось около
4Q00 человек.
Этот народ расселился, в основном,
в предгорной и горной Таврике. Своеобразным
центром являлось поселение Чуфут-Кале.
Караимы были очень трудолюбивым
народом: занимались садоводством, земледелием
и торговлей. Тщательно возделывая и орошая
свои участки, они получали хорошие урожаи.
Фрукты из садов караимов отличались прекрасными
вкусовыми качествами. "Первейшими
садоводами" называл караимов известный
агроном Л. П. Симиренко.