Создание Советского государства и формирование новой системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Целью работы реферата является исследование истории формирования первого советского правительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть деятельность высших органов власти после свержения Временного правительства.
2. Описать историю создания советского государственного аппарата и местных органов власти и управления.
3. Раскрыть историю создания первого органа госбезопасности (ВЧК).
4. Охарактеризовать завершение формирования советского государственного аппарата.

Содержание работы

Введение 2
1. Работа по строительству социалистического аппарата
государственного управления 4
2. Создание советского государственного аппарата 7
3. Местные органы власти и управления 13
4. Всероссийская чрезвычайная комиссия 16
5. Завершение формирования советского
государственного аппарата 18
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФИЛИАЛ

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ  ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

в г.Мурманске

 

 

 

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ»

 

на тему «Создание Советского государства и формирование новой  системы государственного управления»

 

 

 

                                                                                       Исполнитель:

                                                                                                       Подобедова Ю.В.

                                                                                       Группа  С-12.1

                                                                                    

                                                                                             Преподаватель:                                                                                             Яблоков Е.К.

______________

 

 

 

Мурманск

2013 г.

План

     Введение                                                                                      2

1. Работа по строительству социалистического аппарата         

    государственного  управления                                     4

2. Создание советского  государственного аппарата                               7

3. Местные органы власти  и управления                                               13

4. Всероссийская чрезвычайная  комиссия          16

5. Завершение формирования  советского 

    государственного аппарата            18

    Заключение                                                      20

    Список используемой литературы                                                    21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Государственный аппарат - это система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства.

Под государственным  аппаратом часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности государственного аппарата, его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль.

Актуальность темы реферата заключается в том, что советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Главное место в его  деятельности занимали задачи созидательные, организационно-творческие: строительство  новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного  труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

В широком понятии  советский государственный аппарат  состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций трудящихся с их многомиллионным активом.

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти –  Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре – вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах – исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляют заботу о культурно-бытовом обслуживании населения.

Целью работы реферата является исследование истории формирования первого советского правительства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть деятельность  высших органов власти после  свержения Временного правительства.

2. Описать историю  создания советского государственного  аппарата и местных органов  власти и управления.

3. Раскрыть историю  создания первого органа госбезопасности  (ВЧК).

4. Охарактеризовать завершение  формирования советского государственного аппарата.

Историография. Ещё накануне вооружённого восстания, В. И. Ленин  набросал заметки, что необходимо на первых порах для организации  аппарата управления. Появившись в 1933 году на страницах «Ленинского сборника», документ обрел заголовок – «Заметки об организации аппарата управления».

Сохранилось немало рассказов  о том, как проходило формирование Советского правительства в Смольном, в комнате номер 36. Предстояло от захвата власти перейти к ее осуществлению.

   1. Работа по строительству социалистического аппарата. 

     Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах.

Огромное  значение в этом строительстве имела деятельность Военно-революционного комитета Петроградского Совета (ВРК). Еще в период подготовки октябрьского вооруженного восстания ВРК принимал энергичные меры против попыток вывода войск из столицы, боролся за укрепление революционной дисциплины среди рабочих и солдат, развивая активную деятельность по подготовке и проведению II Всероссийского съезда Советов.

После свержения  Временного правительства деятельность Петроградского ВРК получила иное направление. ВРК был высшим органом власти в стране с 10 часов утра 25 октября 1917 года и до принятия II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов воззвания "Рабочим, солдатам и крестьянам" в 5 часов утра 26 октября 1917 года, где говорилось о том, что "...съезд берет власть в свои руки...".

После победы революции ВРК создавал различные  отделы и комиссии. По сообщению  газеты "Известия ЦИК" от 14 октября 1917 г. о создании ВРК, он должен был  подразделяться на отделы: 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное бюро, 5) рабочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы. Так, 29 октября 1917 г. был создан продовольственный отдел, на плечи которого легло снабжение Петрограда и фронта продовольствием.

Действовала следственная комиссия, проводившая не только расследование преступлений против революции, но и оперативную работу по задержанию противников революции и заключению их в тюрьму. Кроме того, были созданы отдел печати, реквизиций, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г. агитаторы ВРК (всего около 300) выехали в разные концы страны. Они провели большую работу на местах по установлению Советской власти и разъяснению ее политики.

Компетенция ВРК не была очерчена каким-либо нормативным  актом и на протяжении его истории менялась. Весьма часто ВРК сам определял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами: формированием органов советского государственного аппарата (отделов ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.), снабжение Петрограда и армии продовольствием, борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, осуществлял охрану общественного порядка и т.д. ВРК пресекал вооруженные выступления контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против власти, боролся с контрреволюционной печатью, саботажем чиновников и т. д.

Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с Советами), через который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был  всеобъемлющий чрезвычайный орган  Советского государства.

В дальнейшем, по мере упрочения  центральных органов отраслевого  управления, Петроградский ВРК постепенно передавал им часть своих полномочий, все более сосредоточивая свои усилия на борьбе с контрреволюцией. В этой роли он просуществовал до начала декабря 1917 г., т. е. до образования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.

Военно-революционные  комитеты явились теми органами пролетарской революции, которые обеспечивали создание соответствующих условий для  перехода власти в руки Советов, чем  содействовали упрочению нового государственного аппарата.

Захват пролетариатом  власти и использование ее в качестве рычага для построения новой системы  хозяйства определили принципиально  иную роль государства в преобразовании экономики общества. Советское государство осуществляет всеохватывающее руководство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и разветвленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Советское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйственного управления, с другой – применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.

В хозяйственной области  вопрос о сломе старого аппарата управления решался несколько иначе, чем в политической. Социалистическая революция не ставила целью полностью отвергнуть все без исключения элементы старой надстройки.

Решительно выступая за слом военно-бюрократического, судейского, чиновничьего аппарата, В. И. Ленин вместе с тем предупреждал о нецелесообразности слома, например, хозяйственного аппарата буржуазии. Он указывал, что этот аппарат надо приспособить к нуждам пролетариата,   т.е. вырвать из подчинения капиталистам, отсечь от него капиталистов с их нитями влияния, подчинить пролетарским Советам, сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным.

К февралю 1918 г. процесс  первоначального укрепления Советов  был в основном закончен, что позволило  в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управления на местах. Отдел местного управления НКВД разослал на места директиву о роспуске земских и городских самоуправлений, созданных до революции.

      2. Создание советского государственного аппарата

Процессы слома буржуазного  государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение  разрывов непрерывности в наличии  власти.

26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов – актов законодательного характера.

В отличие от первого  Советского правительства последующие  составы СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особенности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необходимостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой республики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.

Руководство отдельными отраслями  государственной жизни пору-чалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. Народные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.

Наркоматы наследовали  функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве  СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Во главе каждого  наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917 г. по 10.3.1918 г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917 г. находились там же, затем – в зданиях бывших министерств.

Информация о работе Создание Советского государства и формирование новой системы государственного управления