Создание Советского государства и формирование новой системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Целью работы реферата является исследование истории формирования первого советского правительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть деятельность высших органов власти после свержения Временного правительства.
2. Описать историю создания советского государственного аппарата и местных органов власти и управления.
3. Раскрыть историю создания первого органа госбезопасности (ВЧК).
4. Охарактеризовать завершение формирования советского государственного аппарата.

Содержание работы

Введение 2
1. Работа по строительству социалистического аппарата
государственного управления 4
2. Создание советского государственного аппарата 7
3. Местные органы власти и управления 13
4. Всероссийская чрезвычайная комиссия 16
5. Завершение формирования советского
государственного аппарата 18
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 Состав и структура Наркоматов в основном сложилась к январю 1918г:

Наркомат  внутренних дел (НКВД), создан 26.10 (08.11).1917 г., аппарат сформировался к январю 1918 г.; наркомы А.И. Рыков (1917), Г.И. Петровский (1917-1919);

Наркомат государственного призрения (НКГП), создан 29.10 (11.11).1917 г.; нарком А.М. Коллонтай;

Наркомат гос. имуществ (НКГИ), создан 09 (22).12.1917 г.; нарком В.А Карелин;

Наркомат  земледелия (НКЗ), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы      В.П.Милютин (1917 г.), А.Г.Шлихтер (1917 г.), А.Л.Колегаев (1917-1918 г.г.);

Наркомат местного самоуправления (НКМС), создан 09.12.1917 г. (01.01.1918 г.); нарком В.Е. Трутовский;

Наркомат по военным  делам (Наркомвоен), сформирован в  ноябре 1917 г.; нарком Н.И. Подвойский (ноябрь 1917 - февраль 1918 г.г.);

Наркомат по морским  делам (НКМД), сформирован в январе-феврале 1918 г.; нарком П.Е. Дыбенко;

Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), создан 06.10 (08.11).1917 г.; нарком И.В. Сталин;

Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы Н.П. Авилов (Глебов) (1917 г.), П.П. Прошьян (1917-1918 г.);

Наркомат продовольствия (Наркомпрод), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы И. А. Теодорович (1917 г.), А.Г. Шлихтер (1917-1918 г.г.),           А.Д. Цюрупа (1918-1921 г.);

Наркомат просвещения (Наркомпрос), создан 26.10 (08.11).1917 г.; нарком А.В. Луначарский (1917-1929 г.г.);

Наркомат путей сообщения (НКПС), создан 26.10 (08.11).1917 г., первоначально назван Наркомат по железнодорожным делам; наркомы        М.Т. Елизаров (1917-1918 г.г.), А.Г. Рогов (1918 г.);

Наркомат  торговли и промышленности (НКТП), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы В.П. Ногин (1917 г.), А.Г. Шляпников (врио наркома 1917-1918 г.г.), В.М. Смирнов (1918 г.);

Наркомат  труда (НКТ), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы            А.Г. Шляпников (1917-1918 г.г.), В.В. Шмидт (1918-1928 г.г.);

Наркомат  финансов (НКФ), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы        И.И. Скворцов-Степанов (1917) г., к работе не приступал; фактически руководил В.Р. Менжинский (1918 г.);

Наркомат  юстиции (НКЮ), создан 26.10 (08.11). 1917 г.; наркомы       А.Ломов (Г.И. Оппоков) (1917, к работе не приступал; фактически руководил П.И. Стучка), И.З. Штейнберг (1917-1918 г.г.).

10-11.03.1918 года СНК и все Наркоматы переехали из Петербурга в Москву.

До принятия Конституции  РСФСР 1918 года, центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.

Созданию аппарата советского хозяйственного управления пред-шествовало установление рабочего контроля над  производством, который был введен 14 (27) ноября по предложению и проекту  Владимира Ильича Ленина. Осуществляя рабочий контроль над производством, пролетариат не только охранял промышленность от разрушения, но на практике постигал сложное искусство управления хозяйством. На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован специальный орган хозяйственного управления – Высший Совет Народного Хозяйства.

Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация  народного хозяйства и государственных  финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предоставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного индицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного  хозяйства. В Петрограде был организован  СНХ Северного района. Создавались  СНХ и в других местах – Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных – 7, губернских – 38, уездных – 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.

Власть Советов  с невиданной ранее быстротой  распространялась по стране. Центральные  органы Советского государства – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности.

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.

Документы съезда – «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» – провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой  дальнейшего укрепления советского государственного аппарата, установления правильных взаимоотношений между  центром и местами. Коммунистическая партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извращениям ленинской линии в вопросах советского строительства.

В специальном  разделе Конституции «Конструкция Советской власти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

Общее управление делами Российской Республики возлагалось  на Совет Народных Комиссаров. Члены  СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.

При народных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом  Народных Комиссаров. Народные комиссары  и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.

     3. Местные органы власти и управления

Накануне  Октябрьской революции на местах существовали городские и земские  органы самоуправления, Советы рабочих  и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления.

II Всероссийский  съезд Советов рабочих и солдатских  депутатов утвердил принцип полновластия  и единовластия Советов на  местах в решении местных дел.  Съезд также объявил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства на местах. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.

Власть на местах переходила к Советам. Уже к концу 1917 г. насчитывалось 30 исполкомов губернских Советов, 121 городской исполком, 286 уездных, 6088 волостных исполкомов. Вместе с районными и областными Советами на местах было образовано 7550 органов управления, в которых работало свыше 100 тыс. трудящихся. Строительство новых органов государственной власти и государственного управления на местах проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы, наталкивалось на разного рода трудности, вызванные хозяйственной разрухой, отсутствием подготовленных кадров и т. д.

Начался процесс  слияния Советов рабочих и  солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право  избирателей отзывать своих выборных в том числе и из местных  Советов. Местные Советы создавали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), что усиливало их власть.

Советское государство  избирательно подошло к земским  и городским органам самоуправления. Там, где они активно выступили  против Советской власти, их упраздняли. Если они были лояльны, их временно сохраняли, пока местные Советы не создали своего аппарата. Этот процесс завершился к августу 1918 г.

Строительство государственного аппарата на местах характеризовалось активным стремлением  трудящихся к созданию полновластных органов государственной власти и государственного управления. Широкое местное правотворчество приводило к разнообразию структуры аппарата местных Советов, они порой копировали центральный аппарат (так, во многих губерниях и даже уездах и волостях создавались свои Советы народных комиссаров, порой с наркоматом по иностранным делам).

В целях унификации местных органов власти НКВД обратился 24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких  депутатов и разослал инструкции "О правах и обязанностях Советов". В ней отмечалось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. Это был важный шаг к единой государственной системе с иерархией властных полномочий.

На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на который они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю текущую работу по управлению.

Местные Советы могли производить реквизиции и  конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, производить аресты, распускать общественные организации, призывавшие к активному противодействию или свержению Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государственном финансировании.

Первой по числу депутатов партией в  местных Советов были большевики. Так, по данным съездов губернских Советов в 19 губерниях в первой половине 1918 г., большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров - около 25%. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены представители эсеров (правых и центра) и РСДРП (меньшевиков), и предлагалось всем Советам "удалить представителей этих фракций из своей среды".

Центральные органы Советского государства активно  воздействовали на местные органы, максимально пробуждая и организуя  их инициативу и революционные действия. Налаживая руководство местными органами, Совет Народных Комиссаров исходил из указаний В. И. Ленина о том, что местные Советы являются полновластными органами, которые сами должны решать все местные дела.

Конституция РСФСР 1918 г. содержала специальный  раздел, нормы которого регулировали организацию аппарата местного управления. Органами этого аппарата в областях, губерниях (округах), уездах (районах) и волостях были соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и селениях – Советы депутатов, избиравшие исполнительные комитеты.

4. Всероссийская чрезвычайная  комиссия

Вскоре после  Октября острота борьбы заставила  поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК  создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова “ и саботажем ” в названии комиссии были заменены на “ и преступлениями по должности ”.

Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был  назначен                 Ф.Э. Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, “пьяных погромов” (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма “под флагом анархизма”.

ВЧК действовала как  коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней  было три отдела: информационный, организационный  и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря 1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией. Особую опасность представляла спекуляция в связи с заключением Брестского мира.

Информация о работе Создание Советского государства и формирование новой системы государственного управления