Создание Советского государства и формирование новой системы государственного управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:10, реферат
Описание работы
Целью работы реферата является исследование истории формирования первого советского правительства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть деятельность высших органов власти после свержения Временного правительства. 2. Описать историю создания советского государственного аппарата и местных органов власти и управления. 3. Раскрыть историю создания первого органа госбезопасности (ВЧК). 4. Охарактеризовать завершение формирования советского государственного аппарата.
Содержание работы
Введение 2 1. Работа по строительству социалистического аппарата государственного управления 4 2. Создание советского государственного аппарата 7 3. Местные органы власти и управления 13 4. Всероссийская чрезвычайная комиссия 16 5. Завершение формирования советского государственного аппарата 18 Заключение 20 Список используемой литературы 21
Состав и структура Наркоматов в основном
сложилась к январю 1918г:
Наркомат
внутренних дел (НКВД), создан 26.10 (08.11).1917 г., аппарат сформировался
к январю 1918 г.; наркомы А.И. Рыков (1917), Г.И.
Петровский (1917-1919);
Наркомат государственного
призрения (НКГП), создан 29.10 (11.11).1917 г.;
нарком А.М. Коллонтай;
Наркомат путей сообщения
(НКПС), создан 26.10 (08.11).1917 г., первоначально
назван Наркомат по железнодорожным делам;
наркомы М.Т. Елизаров
(1917-1918 г.г.), А.Г. Рогов (1918 г.);
Наркомат
торговли и промышленности (НКТП), создан
26.10 (08.11).1917 г.; наркомы В.П. Ногин
(1917 г.), А.Г. Шляпников (врио наркома 1917-1918
г.г.), В.М. Смирнов (1918 г.);
Наркомат
труда (НКТ), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы
А.Г. Шляпников (1917-1918 г.г.), В.В. Шмидт (1918-1928
г.г.);
Наркомат
финансов (НКФ), создан 26.10 (08.11).1917 г.; наркомы
И.И. Скворцов-Степанов (1917) г., к работе
не приступал; фактически руководил В.Р.
Менжинский (1918 г.);
Наркомат
юстиции (НКЮ), создан 26.10 (08.11). 1917 г.; наркомы
А.Ломов (Г.И. Оппоков) (1917, к работе не приступал;
фактически руководил П.И. Стучка), И.З.
Штейнберг (1917-1918 г.г.).
10-11.03.1918 года СНК и все Наркоматы
переехали из Петербурга в Москву.
До принятия Конституции
РСФСР 1918 года, центральные органы государственной
власти и государственного управления
приняли ряд декретов, при помощи которых
разрешали наиболее существенные проблемы
становления и развития социалистической
государственности.
Созданию аппарата советского
хозяйственного управления пред-шествовало
установление рабочего контроля над
производством, который был введен
14 (27) ноября по предложению и проекту
Владимира Ильича Ленина. Осуществляя
рабочий контроль над производством, пролетариат
не только охранял промышленность от разрушения,
но на практике постигал сложное искусство
управления хозяйством. На базе рабочего
контроля в декабре 1917 г. был образован
специальный орган хозяйственного управления – Высший Совет Народного Хозяйства.
Как орган управления хозяйством
ВСНХ был наделен широкими полномочиями.
Его основной задачей была организация
народного хозяйства и государственных
финансов. В соответствии с этим
ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования
экономической жизни страны, объединял
деятельность центральных и местных органов
управления отдельными отраслями хозяйства,
Всероссийского совета рабочего контроля,
а также деятельность фабрично-заводских
и профессиональных организаций рабочего
класса. ВСНХ было предоставлено право
конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного
индицирования различных отраслей промышленности,
торговли и проведения иных мероприятий
в области производства, распределения
и государственных финансов.
Местными органами ВСНХ
являлись областные советы народного
хозяйства. В Петрограде был организован
СНХ Северного района. Создавались
СНХ и в других местах – Центрально-промышленной
области, Иваново-Вознесенске, Самаре
и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных
– 7, губернских – 38, уездных – 69. Эта система органов государственного
управления стала основным рычагом в деле
развития экономики республики.
Власть Советов
с невиданной ранее быстротой
распространялась по стране. Центральные
органы Советского государства – Всероссийский Центральный
Исполнительный Комитет, Совет Народных
Комиссаров и Народный комиссариат внутренних
дел руководили всеми сторонами деятельности
органов власти на местах, стремились
обеспечить, прежде всего, их необходимое
организационное единообразие в построении
и деятельности.
Чрезвычайно
важную роль в деле законодательного
оформления первых результатов советского
строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся
в январе 1918 г.
Документы съезда – «Декларация прав трудящегося
и эксплуатируемого народа» и постановление
«О федеральных учреждениях Российской
Республики» – провозгласили принцип демократического
централизма в построении советского
государственного аппарата, определили
систему, компетенцию центральных и местных
органов государственной власти и государственного
управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность
и полноту прав местных Советов и их исполнительных
и распорядительных органов в решении
всех местных дел.
Решения III Всероссийского
съезда Советов стали основой
дальнейшего укрепления советского
государственного аппарата, установления
правильных взаимоотношений между
центром и местами. Коммунистическая
партия учитывала, что стремление
местных органов к полноте власти, вполне
естественное и необходимое в условиях
ломки старого государственного аппарата,
приводило подчас к ошибкам и извращениям
ленинской линии в вопросах советского
строительства.
В специальном
разделе Конституции «Конструкция
Советской власти» была законодательно
закреплена система органов государственной
власти и государственного управления.
Высшей властью в республике был Всероссийский
съезд Советов. В период между съездами
функции высшего законодательного, исполнительного
и контролирующего органа принадлежали
Всероссийскому Центральному Исполнительному
Комитету.
Общее управление
делами Российской Республики возлагалось
на Совет Народных Комиссаров. Члены
СНК возглавляли отдельные наркоматы,
которых было образовано 18: по
иностранным делам, по военным делам, по
морским делам, по внутренним делам, юстиции,
труда, социального обеспечения, просвещения,
почт и телеграфов, по делам национальностей,
по финансовым делам, путей сообщения,
земледелия, торговли и промышленности,
продовольствия, государственного контроля,
Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения.
При народных
комиссариатах существовали коллегии,
члены которых утверждались Советом
Народных Комиссаров. Народные комиссары
и члены коллегий наркоматов были ответственны
перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.
3. Местные органы власти и управления
Накануне
Октябрьской революции на местах
существовали городские и земские
органы самоуправления, Советы рабочих
и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов,
комиссары Временного правительства,
органы сословного самоуправления.
II Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских
депутатов утвердил принцип полновластия
и единовластия Советов на
местах в решении местных дел.
Съезд также объявил о ликвидации
должности комиссаров Временного правительства
на местах. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября
1917 г. упразднялись все сословия и сословные
деления граждан и сословные организации
и учреждения.
Власть на
местах переходила к Советам. Уже к концу 1917 г. насчитывалось
30 исполкомов губернских Советов, 121 городской
исполком, 286 уездных, 6088 волостных исполкомов.
Вместе с районными и областными Советами
на местах было образовано 7550 органов
управления, в которых работало свыше
100 тыс. трудящихся. Строительство новых
органов государственной власти и государственного
управления на местах проходило в условиях
ожесточенной классовой борьбы, наталкивалось
на разного рода трудности, вызванные
хозяйственной разрухой, отсутствием
подготовленных кадров и т. д.
Начался процесс
слияния Советов рабочих и
солдатских депутатов с Советами
крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК
от 24 ноября 1917 г. было установлено право
избирателей отзывать своих выборных
в том числе и из местных
Советов. Местные Советы создавали свои вооруженные
формирования (отряды рабочей милиции),
что усиливало их власть.
Советское государство
избирательно подошло к земским
и городским органам самоуправления.
Там, где они активно выступили
против Советской власти, их упраздняли. Если они были лояльны, их
временно сохраняли, пока местные Советы
не создали своего аппарата. Этот процесс
завершился к августу 1918 г.
Строительство
государственного аппарата на местах
характеризовалось активным стремлением
трудящихся к созданию полновластных органов государственной
власти и государственного управления.
Широкое местное правотворчество приводило
к разнообразию структуры аппарата местных
Советов, они порой копировали центральный
аппарат (так, во многих губерниях и даже
уездах и волостях создавались свои Советы
народных комиссаров, порой с наркоматом
по иностранным делам).
В целях унификации
местных органов власти НКВД обратился
24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих,
солдатских, крестьянских и батрацких
депутатов и разослал инструкции
"О правах и обязанностях Советов".
В ней отмечалось, что Советы самостоятельны
в решении местных вопросов, но должны
действовать в соответствии с нормативными
актами центральных органов и вышестоящих
Советов. Это был важный шаг к единой государственной
системе с иерархией властных полномочий.
На Советы
и их органы возлагались задачи управления
и обслуживания административной, хозяйственной,
финансовой, культурно-воспитательной
сторон местной жизни. Они наделялись
правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы
избирали из своей среды исполнительный
орган (исполком, президиум), на который
они возлагали проведение в жизнь своих
постановлений и всю текущую работу по
управлению.
Местные Советы
могли производить реквизиции и
конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные
органы печати, производить аресты, распускать
общественные организации, призывавшие
к активному противодействию или свержению
Советской власти. Военно-революционные
комитеты на местах упразднялись. Как
временная мера допускалось назначение
комиссаров в те губернии и уезды, где
власть Советов недостаточно укрепилась.
Советы находились на государственном
финансировании.
Первой по
числу депутатов партией в
местных Советов были большевики.
Так, по данным съездов губернских Советов в 19 губерниях
в первой половине 1918 г., большевиков было
около 47,5%, а представителей других партий,
в основном левых эсеров - около 25%. 14 июня
1918 г. из состава ВЦИК были исключены представители
эсеров (правых и центра) и РСДРП (меньшевиков),
и предлагалось всем Советам "удалить
представителей этих фракций из своей
среды".
Центральные
органы Советского государства активно
воздействовали на местные органы,
максимально пробуждая и организуя
их инициативу и революционные действия.
Налаживая руководство местными органами,
Совет Народных Комиссаров исходил из
указаний В. И. Ленина о том, что местные
Советы являются полновластными органами,
которые сами должны решать все местные
дела.
Конституция
РСФСР 1918 г. содержала специальный
раздел, нормы которого регулировали
организацию аппарата местного управления.
Органами этого аппарата в областях, губерниях
(округах), уездах (районах) и волостях
были соответствующие съезды Советов
и их исполнительные комитеты. В городах
и селениях – Советы депутатов, избиравшие
исполнительные комитеты.
4. Всероссийская чрезвычайная
комиссия
Вскоре после
Октября острота борьбы заставила
поднять вопрос о создании органа
госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК
создал Всероссийскую чрезвычайную
комиссию по борьбе с контрреволюцией,
спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде
всего как орган борьбы с саботажем в связи
с готовящейся всеобщей забастовкой служащих
правительственных учреждений. Впоследствии
слова “ и саботажем ” в названии комиссии были
заменены на “ и преступлениями по должности
”.
Учреждалась
ВЧК при СНК, председателем был
назначен
Ф.Э. Дзержинский. В момент образования
ВЧК на нее смотрели как на временный орган.
Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она
не наделялась чрезвычайными полномочиями
(она начинает их приобретать при возложении
на нее борьбы с общеуголовным преступлением
- спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены
против нарушений трех видов: саботажа
чиновников, “пьяных погромов” (они происходили
при разграблении винных складов в Петрограде)
и бандитизма “под флагом анархизма”.
ВЧК действовала как
коллегиальный орган (при председателе
состояла коллегия). Вначале в ней
было три отдела: информационный, организационный
и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря
1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе
со спекуляцией. Особую опасность представляла
спекуляция в связи с заключением Брестского
мира.