Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:11, реферат
Пункт 1: Бордюгов Г. А. - Гитлер приходит к власти: новые доминанты внешнеполитических решений сталинградского руководства.
Пункт 2: Геннадий Аркадьевич Бордюгов, российский историк, специалист в области истории СССР, руководитель Международного совета Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI), член Экспертного совета РИА Новости.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный технический
(ВолгГТУ)
Факультет «Электроника и вычислительная техника»
Кафедра «История, культура и социология»
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ ИСТОРИИ
ТЕМА № 12
СПОДВИЖНИКИ ПЕТРА I
Выполнила:
Студентка группы: ПрИн-166
Всемирная О.С
(№ зачетки 20121278)
Проверил:
Преподаватель кафедры ИКС
Ефимов Е.Г
Волгоград 2012
Контрольная работа.
Анализ научной статьи.
Пункт 1: Бордюгов Г. А. - Гитлер приходит к власти: новые доминанты внешнеполитических решений сталинградского руководства.
Пункт 2: Геннадий Аркадьевич Бордюгов, российский историк, специалист в области истории СССР, руководитель Международного совета Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI), член Экспертного совета РИА Новости.
Пункт 3: Основной смысл изученного текста можно обобщить следующим образом.
Главная цель исследования – выяснить
аспекты внешнеполитических решений
после прихода Гитлера к
Генеральный аспект – стремление руководства СССР к равновесию в отношениях с Германией и ее главными оппонентами Францией, Польшей и в какой-то степени ориентирующимися на Францию странами Малой Атланты; формулировки директив становятся жестче и деловитее, в них невозможно найти предпочтений какой-либо из стран
Экономический аспект – оформление новой доминанты – освобождение промышленности СССР от иностранной зависимости.
Военный аспект – переориентация на обеспечение национальной безопасности, расчет на собственные силы в случае военной интервенции; свертывание военного сотрудничества с Германией
Информационно-разведывательный
аспект – информационный режим ужесточен;
постановление «Об усилении охраны
государственных и военных
Идеологический аспект – ориентация только на свои силы и начало ускоренного превращения страны в «осажденную крепость»
Внутриполитический аспект – намечаются попытки упрочения политического режима, путем освобождения его от тех крайностей, которые затрудняли обретение нового положения в Европе и заключение новых союзов; проложить через фронтальную чистку страны – «больной террор».
Пункт 4: письма Сталина, Хинчука, Орджоникидзе, Российский Государственный Военный Архив
Пункт 5: труды Л.Н. Нежинского, Б.М Орлова
Пункт 6: Глоссарий
Интервенция — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.
Атташе - первый дипломатический ранг
Оглавление
Введение
Список литературы
Введение
В истории дореволюционной России едва ли сыщется время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII века. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. Особенность преобразований первой четверти XVIII века состоит в том, что они носили всеобъемлющий характер. Их воздействие испытали на себе и социальная структура, и экономика, и государственное устройство, и вооруженные силы, и внешняя политика, и культура, и быт.
Общеизвестно, что степень проникновения новшеств в толщу старомосковского уклада жизни была различной. В одних случаях, как, например, в быту, преобразования коснулись узкого слоя общества, оказав влияние прежде всего на его «верхи». Множество поколений крестьян и после реформы не расставались ни с бородой, ни с сермяжным зипуном, а башмаки окончательно вытеснили лапти только в советское время. Но в области строительства вооруженных сил, структуры государственного аппарата, внешней политики, промышленного развития, архитектуры, живописи, распространения научных знаний, градостроительства новшества были столь глубокие и устойчивые, что позволили иным историкам и публицистам середины прошлого века возвести петровские преобразования в ранг «революции», а самого Петра считать в России «революционером», «революционером на троне».
Разительные
перемены, бросавшиеся в глаза
всякому, кто соприкасался с временем
Петра Великого, дали основание дворянским
историкам разделить историю
нашей страны на два периода. Они
называли их то Русью допетровской
и Россией послепетровской, то Русью
царской и Россией
Как и всякая знаменитая эпоха, время преобразований выдвинуло немало выдающихся деятелей, каждый из которых внес свой вклад в укрепление могущества России. Называя их имена, следует помнить о двух обстоятельствах: об исключительном даре Петра угадывать таланты и умело их использовать и о привлечении им помощников из самой разнородной национальной и социальной среды.
Такая значительная фигура, как Петр I, вызывает интерес не только в плане проведенных им преобразований, но и в плане самой его личности. Всегда интересно знать о характере, привычках, облике великого человека. Обо всем этом и постарается поведать данный реферат. В первой главе речь пойдет о личности Петра Великого, во втором о его сподвижниках.
Облик, личность и характер Петра I.
Петр I родился 30 мая 1672 года. Многосемейный царь Алексей Михайлович отпраздновал рождение этого ребенка, четырнадцатого по счету, длинным рядом «родинных» и «крестинных» пиршеств. Сам новорожденный был окружен нежнейшими заботами отца. Для ухода за ним были назначены: кормилица Ненила, две «мамки» - боярыня Леонтьева и княгиня Голицына и двое дядек – боярин Р.М. Стрешнев и думный дворянин Т.Н. Стрешнев.
Для Петра к кремлевскому дворцу специально пристроили особые хоромы, в которых стены были обтянуты красным сукном. Когда Петр начал ходить, ему сшили зимние и летние кафтанчики. Алексей Михайлович очень часто приходил играть с сыном и всегда приносил с собой множество всевозможных игрушек. Сначала Петр забавлялся лошадками, деревянными раскрашенными птицами, катался по комнатам на стульчике с железными колесами. Но скоро его детскую заполнили военные игрушки: «вызолоченные луки, барабаны, сабли, пушки, булавы и т.п.»
Большая часть этих игрушек была иноземного производства. Таким образом, уже в детстве в Петра закладывались две характерные черты его будущей личности: первые проблески любви к военному делу и, пока бессознательное, заимствование из Западной Европы того, чего не умели делать в России.
Как и всем московским царевичам, Петру очень рано пришлось перейти от забавы к учению. Когда ему пошел только пятый год, его старший брат и крестный отец, царь Федор, стал часто напоминать матери Петра Наталье Кирилловне: «Пора, государыня, пора учить крестника!».
Царица попросила боярина Ф. П. Соковнина найти для Петра учителя, «короткого, смиренного, Божественное писание ведающего».
Соковнин указал ей на Никиту Зотова, служившего подьячим в приказе Большого прихода. Это был, по его мнению, «муж кроткий и смиренный, всяких добродетелей исполненный, в грамоте и писании искусный».
12 марта
1677 года патриарх в присутствии
царя отслужил молебен и
Обучение Петра грамоте началось со «словесного учения», то есть с азбуки. Когда азбука была пройдена, Петр приступил к изучению Часослова, Псалтыря, Евангелия и Апостола, причем все эти книги были не просто прочитаны, но и выучены наизусть. Изучение богослужебных и церковных книг Зотов сопровождал всегда беседами с учеником на разные темы, преимущественно из русской истории. От него Петр узнал о происхождении Русского государства, об Иване Калите, Иоанне Грозном, о правлении своего отца, «тишайшего» царя Алексея Михайловича.
Петр
очень любил такие рассказы, в
особенности если у него составилась
целая коллекция «потешных
Уроки продолжались недолго, так как в августе 1680 года Зотов был отправлен посланником в Крым, где пробыл около года. Вскоре учебные занятия Петра прекратились совсем. После смерти царя Федора Алексеевича начались тяжелые события 1682 года, оставившие глубокий отпечаток на всей деятельности и даже искажавшие черты Петра, всю жизнь напоминали ему о том ужасе, который он пережил во время стрелецкого бунта 1682 года, учиненного его сводной сестрой Софьей. Тогда Петр и его мать чудом остались в живых.
Когда верховная власть фактически перешла к Софье, царица Наталья Кирилловна с детьми уехала в село Преображенское. По свидетельству одного современника, там «одна жила тем, что давано было от рук царевны Софьи», часто не имела самого необходимого и была вынуждена принимать денежную помощь от патриарха и других преданных лиц.
Таким образом, еще в отроческом возрасте Петру пришлось на самом себе испытывать вся тягости семейных раздоров и материальных лишений. В этом же возрасте он пережил за себя и за мать чувство оскорбления, наносимого властелину огромного государства.
Итак, события детства Петра нанесли отпечаток на всю его последующую жизнь и деятельность. Прежде всего это были страсть к знаниям и военному делу и воля и жесткость характера, приобретенные в процессе царствования ненавистной ему сестры Софьи. Петр был великан, без малого трех аршин ростом (свыше 2м) (1 аршин = 711,2мм).
От
природы он был силач; постоянное
обращение с топором и молотком
еще более развило его
Как уже говорилось выше, события 1682 года наложили отпечаток на мимику Петра. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лицу в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу штроко размахивать руками «делало его фигуру всюду заметной».
Непривычка следить за собой и сдерживать себя сообщала его большим блуждающим глазам резкое, иногда даже дикое выражение, вызывавшее невольную дрожь в слабонервном человеке.
Чаще всего встречаются два портрета Петра. Один написан в 1698 году в Амстердаме по желанию короля Вильгельма III Кнеллером. На этом портрете Петр с длинными вьющимися волосами весело смотрит своими большими круглыми глазами. Художнику удалось поймать неуловимое, веселое, даже чуть-чуть насмешливое выражение лица. Другой портрет написан голландцем Карлом Моором в 1717 году, когда Петр ездил в Париж. Усы, точно наклеенные, здесь заметнее, чем у Кнеллера. В складке губ и особенно в выражении глаз, как будто болезненных, почти грустных, чувствуется усталость. Собственное величие как будто придавило его; нет и следа ни юношеской самоуверенности, ни удовлетворения от сделанных им великих дел.
При этом необходимо сказать, что этот портрет изображает Петра, приехавшего из Парижа в Голландию, в Спа, лечиться от болезни, от которой он впоследствии и умер.
В продолжение своего царствования он исколесил широкую Русь из конца в конец, от Архангельска и Невы до Прута, Азова, Астрахани и Дербента. Многолетнее безустанное движение развило в нам подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Он вечно и во всем спешил. Его обычная походка, особенно при огромном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку.
Ему трудно было усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевать, хотя и не проходил методического курса танцевального искусства, а перенимал его «с одной практики» на вечерах у Лефорта.
Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего0нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком удобном случае.
Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просила инструмента; ему все хотелось сработать самому. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал сообразить, на что оно ему понадобиться. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним поняли, что он в совершенстве знал до 14 ремесел.
После смерти Петра чуть ли не везде, где он бывал, остались творения его рук: шлюпки, стулья, посуда, табакерки и т.п.