Средневековое рыцарство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Традиционно термин «Рыцарство» относят к средневековой истории стран Западной и Центральной Европы. В расцвет этого периода к рыцарям относили всех светских воинов-феодалов. Нередким явлениям являлось и то, что чаще термин употреблялся в отношении мелких и средних феодалов. Рыцарство для некоторых авторов и историков является воплощением добродетели и благочестия (Ж.Ж.Руа) , кто-то характеризует рыцарство как свойственное тому времени историческое явление (Кин Морис) , кто-то трактует этот феномен с точки зрения влияния Церкви на ход развития данного феномена (Ж. Флори).

Файлы: 1 файл

Курсоваяработа.docx

— 67.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Традиционно термин «Рыцарство» относят к средневековой истории стран Западной и Центральной Европы. В расцвет этого периода к рыцарям относили всех светских воинов-феодалов. Нередким явлениям являлось и то, что чаще термин употреблялся в отношении мелких и средних феодалов. Рыцарство для некоторых авторов и историков является воплощением добродетели и благочестия (Ж.Ж.Руа)1, кто-то характеризует рыцарство как свойственное тому времени историческое явление (Кин Морис)2, кто-то трактует этот феномен с точки зрения влияния Церкви на ход развития данного феномена (Ж. Флори).3    
            Басов И.И. утверждает, что рыцарство – это, прежде всего, социальная элита, жизни которой и роли которой в обществе ныне уделяется все возрастающее внимание, как носителю наиболее репрезентативных для общества качеств, свойств, характеристик. И в том числе, носителю определенных идеалов, ценностей, которые служили ориентирами как в обществе современников, в конкретный хронологический период эпохи, так и оставались привлекательными для последующих поколений на многие века.4  
           Актуальность данного исследования характеризуется выходом в свет все более подробной литературы, затрагивающей поставленную тему. Это продиктовано влиянием уже прошедшего периода средневековой истории на современный мир. Образы из прошлого создают некий стереотип идеала защитника Отечества и, конечно же, женщин.  
           Хотелось бы отметить современные этому историческому феномену литературные произведения, которые служат в качестве полноценных исторических источников (Песнь о Роланде, Роман о Тристане и Изольде).5 «Песнь о Роланде» в своем содержании описывает каролингскую эпоху, раскрывает душевный подъем, сопровождавший при первых крестовых походах на Восток.

«Роман о Тристане и Изольде» есть ничто иной, как рыцарский роман, созданный в XII веке. Главной целью этого произведения является постоянный конфликт между свободными чувствами людей и общественно-моральными нормами той средневековой эпохи, параллельно отражая глубокие противоречия в рыцарском обществе.  
           Каждый автор, все глубже исследуя недра данной темы, постоянно открывает что-то новое, требующее постоянных объяснений и различных трактовок, исходя из актуальности данной темы.  
           Данная научно-исследовательская работа описывает возникновение и характеристику рыцарства в эпоху Средневековья. Поднимаемая проблема рассматривается в трудах таких авторов, как Ф. Кардини, Ж. Ж. Руа, Ж.Флори, И. И. Басов, Кин Морис, Е. Монусова, О. Соколов, А. Андреев и др.6 Наибольший вклад в изучении средневекового рыцарства внес светский французский интеллектуал Жюст Жан Руа. Его труд под названием «История рыцарства» наиболее полно обосновал изучаемое явления, хотя и с идеалистической точки зрения. Е. Монусова объектом своего исследования определила более узкий аспект, а именно посвятила свой труд рыцарским орденам. А. Андреев, как историк новейшего времени, рассматривает в своей книге «Монашеские ордена» средневековый период, который «прошел под знаком господства властителей душ»7.     
          Цель исследования – изучить средневековое рыцарство как комплексное историческое явление.  
          Объектом исследования является средневековое общество в целом.  
          Предмет исследования – средневековое рыцарство.   
          Хронологические рамки обозначены периодом с начала VIII в. по  
XVI в.  
         Для непосредственной реализации цели исследования необходимо решить поставленные задачи.

  1. Рассмотреть становление рыцарства.
  2. Изучить развитие рыцарского сословия.
  3. Раскрыть влияние «куртуазной» культуры рыцарства на все средневековое общество.
  4. Исследовать возникновение духовно-монашеских орденов.

Структура данной научно-исследовательской работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

 

Глава 1. Рыцарство как историческое явление

§1. Возникновение термина «Рыцарство»

«Рыцарство» (от нем. Ritter – рыцарь, всадник) – социальная категория в странах Западной и Центральной Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов (Рыцарство в широком смысле) или же их часть (Рыцарство в узком смысле).8 Данное понятие, безусловно, абстрактное и дает нам лишь общее понятие о термине. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона9 более четко обосновывает изучаемое понятие. Согласно данной литературе, Рыцарство – это военное и земледельческое сословие, возникшее у франков в связи с переходом в VIII в. от народного пешего войска к конному войску вассалов.10 Оба термина берут начало от немецкого слова Ritter, которым широко пользовались при обозначении рыцарства к концу Средневековья.  

Однако ранее рыцарь именовался miles (с лат.воин). Карл Мартелл, являвшийся первым военным реформатором из династии Каролингов, придал термину особый смысл. В годы его правления словом miles характеризовали военную элиту (тех, кто мог приобрести боевого коня и необходимое оружие). При Карле Мартелле таких людей могли называть caballarius – «конный всадник».

Одно слово «рыцарство» может пробудить в памяти разнообразные представления о таинственном Ritter, который может предстать в наших мыслях в различных ипостасях. Можно ограничить их обоснованием самого термина с точки зрения немецкой лексики (что обозначено выше); также вполне возможно использование французского chevalier (шевалье): это слово обозначает мужчину, аристократа и чаще всего отпрыска знатного рода, способного в случае призыва на службу полностью экипировать себя, то есть обзавестись доспехами, какие следует иметь в тяжелой кавалерии, а так же прошедшего определенный обряд «посвящения», который и делает его собственно рыцарем.11

Иногда под рыцарством подразумевают класс воинов, в чьи боевые функции входит защита Отечества и Церкви.

Стоит заметить, что с середины XII в. понятие рыцарство приобретает еще и этический и религиозный оттенок. И снова нет точного определения. 
Дабы прикоснуться к более близкому понятию определения Рыцарство, следует обратиться к ряду источников, включающих средневековые рыцарские романы. «Эта книга поведает вам о вещах прекрасных, которые следует запомнить во имя прославления благородства знати (noblesse) и рыцарства, а также в назидание всем представителям сильного пола и более всего тем, чье главное желание - достичь высшей славы с оружием в руках». Это слова из вступления к рукописному изданию романа «Ланселот» 1448 г.12 Тексты подобных романов помогают в определении туманного этического значения понятия «Рыцарство».

Несмотря на разные подходы и трактовки происхождения рыцарства, мы понимаем, что суть и содержание данного понятия остается прежней. Да, изначально, возможно, случались расхождения по трактовке начальной ступени будущего сословия, однако, в конечном счете, мы приходим к одному знаменателю. Стоит помнить, что образ, возникающий в голове при характеристике  рыцаря, не всегда является истинным хотя бы потому, что мы склонны мыслить посредством различных воспоминаний и представлений, которые продиктованы нам со страниц тематической литературы, кино-фото-фоно материалами и, конечно же, средствами массовой информации.

Несомненно, это позволит продолжить дальнейшее размышление над феноменом рыцарства, о его истоках и, непосредственно, о сущности изучаемого исторического явления.

§2. Истоки рыцарства как исторического феномена

О происхождении рыцарства написано множество трудов. Авторы, анализируя огромное количество средневековых источников и работ более позднего времени через субъективную призму восприятия, не всегда сходятся в своих мнениях по какому-либо аспекту изучаемого материала. Стоит только затронуть вопрос о времени происхождения данного феномена.

Например,  Шатобриан относит происхождение рыцарства к началу VIII в.13 Эту же дату мы обнаружили в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. Ф. Кардини относит происхождение рыцарства ко 2-ой половине раннего средневековья (VIII-X вв.).14 Однако большинство авторов соглашаются с тем, что своего расцвета рыцарство достигло к XI в. и продолжало развиваться (Ф. Кардини, Ж.Флори, Морис Кин).15

XV в. считается началом упадка такой мощной организации. Вспомним, что рыцарство возникло на пороге зарождения феодализма. Теперь же оно утрачивает свое влияние ввиду новых исторических событий, а именно при переходе от феодальных отношений к капиталистическому укладу жизни. Привычная манера военных действий рыцарей теперь не могла соперничать с развитием огнестрельного оружия. К XVI в.  рыцарство окончательно теряет свои позиции и становится частью дворянского сословия.

Жюст Жан Руа, воплощавший рыцарский идеал во всех своих книгах, предлагает свою трактовку времени происхождения рыцарства. В своей работе он предлагает 2 подхода. Первый основывается на понятии рыцарства как особого обряда, по которому молодые люди получали право носить оружие. Тогда, считает Ж.Ж. Руа, рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Примером служит известный исторический факт: Карл Великий вызвал сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское оружие.16

Второй подход предполагает рассмотрение рыцарства как звания, занимавшего первое место в военном сословии, которое давалось посредством инвеституры.17 В этом смысле, по утверждению автора, рыцарство возникло не ранее XI в. Именно в этот период французское правительство вышло из хаоса, который распространился в стране в условиях внутренней борьбы и беспорядков.18

Рыцарство возникает на пороге становления феодализма в Западной Европе. Анализируя этот период, можно сделать вывод о том, что в эту эпоху происходит монополизация военного дела господствующим классом. Война являлась уделом рыцарей.

Ф. Кардини, оценивая ситуацию, пишет, что благодаря новым исследованиям можно утверждать, что строительство замков и крепостей на территории Франции в X в. и создание «военных поселений» было одним из факторов, способствовавших возникновению средневекового рыцарства. По крайней мере создание укрепленных центров, способных предоставить убежище и средства для организации сопротивления захватчикам, сдерживало набеги венгров и прилив новой «варварской волны» IX—X вв. и было связано с Ростом престижа воина в западном мире.19

Важно осознавать, что же именно послужило основой для возникновения этого, набирающего размах, привилегированного сословия.

Некоторые историки связывают происхождение рыцарства с усложнением вооруженной экипировки. Теперь тот вассал, кто мог достаточно полно экипировать себя, нуждался в посторонней помощи, дабы не мог сам воспользоваться всем необходимым. Ему нужны были люди, прикрывающие его во время сражений. С развитием вооружения происходит и становление такого класса, члены которого смогли бы применить нововведения в деле.

Происходит постепенное возвышение рыцарства, и этим же словом стали называть привилегированное сословие средневекового общества, которое распространилось на всех светских феодалов.

X век – период хаоса и беспорядка – стал решающим в формировании рыцарства. Многое в то время зависело от военной силы. Тут же возникла необходимость подчинения этой силы, наполнив ее этическим содержанием и поставив перед ней социальные задачи.

 

§3. Сущность и развитие рыцарства в эпоху Средневековья 

Говоря о сущности рыцарства, стоит лучше вглядеться в представляемый нами образ. На поверхности лежат представления о доблестном воине и благородном воителе в блистающих латах. Однако, при дальнейшем рассмотрении этот образ расплывается, теряя первоначальную однозначность.

«Слово – есть нерушимый залог во всех важных договорах. Вероломство и ложь – самое тяжелейшее преступления в рядах доблестных рыцарей. За этим следует позорное клеймение», - так в свою очередь характеризует Рыцаря Ж.Ж. Руа.20 По нашему мнению, у автора сохранился  
немного фантазийный взгляд на этот феномен. При ознакомлении с его трудом отчетливо видно, что Ж.Ж. Руа, будучи любителем музыки, литературы и женщин, воспевает идеал рыцарства, причем во всех своих трудах, затрагивающих изучаемую тему. Вот, к примеру, Ж. Флори более приземленно выражает свои мысли. Он говорит, что Рыцарство-это, прежде всего, профессия. И профессия эта – удел тех отборный воинов, которые служат своему государю (королю) или господину (сеньору).21

Однако требует внимания следующее пояснение к данному тезису. Рыцарство, как профессия, относящаяся к воинской службе, имеет все же свой особый этикет. Он основывается на двух базисах. Первый из них – это древняя воинская мораль, которая требует подчинения сеньору. Второй же основывается на старой королевской идеологической концепции, когда Рыцарям велено охранять страну и ее обитателей. Воспитание в таком духе продолжила и Церковь уже в эпохи феодализма. Упадок королевской власти выявил могущество владельцев замков и их вооруженных слуг.

Девизом всех рыцарей было следующее: «Бог, женщина и король». Этот девиз сопровождал их на всех празднествах и турнирах. Что касается верности Богу и Церкви, будет рассмотрено в последующих главах. Девиз, который упоминался выше, как ничто другое дает обобщенную сущность Рыцарства в целом. Король – высшая сила государства, Бог же – высшая сила мира. Но рыцари могли позволить себе восседать за одним столом с королями. Этот факт как бы приближает нас к окончательному осознанию роли Рыцарства в той эпохе. Мы не раз упоминали об отношениях между королем и рыцарями. Рыцари знали, чего от них ожидает Король и все Отечество; Король, в свою очередь, знал, как контролировать данную и во всех смыслах огромную силу.

Из истории известно, что у восточных народов женщина была в качестве рабыни. Законодательство Греции и Рима оставили много примеров этого рабства, из которого женщины вышли после принятия в Римской империи христианства, и оно же указало мужчине его настоящее достоинство и обратило жену из рабыни в подругу.22

Как только рыцарь избирал себе «даму сердца», он всеми силами пытался заслужить ее расположение. Этого он мог добиться лишь проявлением доблести и чести. Храбрость рыцаря удваивалась, дабы в полной мере «показать себя» избранной даме. Поэтому до сих пор рыцарский образ включает такое качество, как бесстрашие. Стоит заметить, что на сегодняшний день в современном мире очень много попыток возродить Рыцарство, правда, немного в других аспектах и масштабах.

Рыцарь никогда не позволил бы себе неуважительно относиться к другим дамам и всегда готов встать на защиту прекрасного слабого пола. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не злословить о женщинах и не позволять никому злословить о них в своем присутствии.23

После ознакомления с сущностью рыцарства, мы немного порассуждаем о событиях, о развитии рыцарства в разные периоды Средневековья.

Как уже было сказано, Рыцарство возникло как военное сословие, состоявшее на службе у крупных землевладельцев. Стоит давать отчет о том, что Рыцарство на момент его зарождения представляло не только элиту средневекового общества, но и, фактически, являлось подавляющей частью элиты средневековой Европы.24  В скором времени образ жизни и идеалы это военной верхушки стали распространяться на все дворянское сословие, включая высшую аристократию и самих королей. В XIII в. слова "рыцарь" и "дворянин" стали практически синонимами.

Информация о работе Средневековое рыцарство