Средневековое рыцарство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Традиционно термин «Рыцарство» относят к средневековой истории стран Западной и Центральной Европы. В расцвет этого периода к рыцарям относили всех светских воинов-феодалов. Нередким явлениям являлось и то, что чаще термин употреблялся в отношении мелких и средних феодалов. Рыцарство для некоторых авторов и историков является воплощением добродетели и благочестия (Ж.Ж.Руа) , кто-то характеризует рыцарство как свойственное тому времени историческое явление (Кин Морис) , кто-то трактует этот феномен с точки зрения влияния Церкви на ход развития данного феномена (Ж. Флори).

Файлы: 1 файл

Курсоваяработа.docx

— 67.32 Кб (Скачать файл)

Почти все религиозные рыцарские ордена получили свое начало в Палестине. Именно там собирались все паломники на поклонение Гробу Господню. Туда же стремились рыцари, чтобы «вырвать святыню из рук неверных».39  
 Особые права орденов, прежде всего иоаннитов и тамплиеров, способствовали выделению их из локальных церковных организаций и ставили в независимые условия по отношению к князьям и другим феодалам. Кроме того, ордены не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и не платили церковных налогов. В орденских церквах службу отправляли священники - члены ордена, которых только у иоаннитов в 1179 г. было уже более 14 тысяч человек.40 Даже папские предписания, адресованные всей церкви, имели силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался тот или другой орден, в результате чего обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского патриарха и епископов и кончая местными священниками. 

Возникновение орденов – это один из основных моментов в истории рыцарства в целом. Он показывает, что единые цели и нормы морали способствовали объединению представителей одного социального слоя в более тесные и более сплоченные организации, которые, будучи строго структурированы, добивались больших успехов во внутренних делах и на внешнеполитическом поприще.

            

                 §2. Рыцарские ордена, их цели и значение

 

Рыцарская арена пестрила разнообразными орденами, которые появлялись один за другим и достигли такого масштаба, что к XIV в. не осталось ни одной христианской страны, в которой не было бы ордена. Некоторые из них останавливали свое развитие на объявлении об их существовании. Однако некоторые ордены закрепили за собой богатую историю и не менее яркую репутацию. В первые годы после создания каждый орден стремился выполнять возложенные на него обязательства и достигать поставленных целей.

Духовно-рыцарские ордена, которые стали создаваться благодаря стремлениям папы Урбана II организовать новое рыцарство под знаменем Церкви, стремились обрести спасение души в самом исполнении своей профессиональной функции.41 Конечно, основными целями таких орденов (как утверждал папа) являлось освобождение от мусульман Палестины и Гроба Господня, который, по преданию, находился в городе Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате новых земель.

Рыцари, дав клятву беспрекословно подчиняться приказам своих гроссмейстеров (магистров, возглавляющих ордена), были самой боеспособной силой на рубеже XI – XV вв.42 Естественно, такая сила имела огромное влияние на весь христианский мир. Такие ордена выполняли сразу две функции и достигали две цели сразу: с одной стороны, защищали Святую и землю и весь христианский мир; и с другой стороны, укрепляли папскую власть.

Наиболее жизнеспособными орденами оказались три: орден госпитальеров (или иоаннитов), орден тамплиеров (храмовники) и Тевтонский орден (орден дома святой Марии Тевтонской). Эти исторические ордена существовали долгое время и успели зарекомендовать себя как крупную, самостоятельную и организованную единицу.

Благодаря колоссальным военным успехам ордена имели достаточно крупную материальную базу для приобретения хороших земель по всей Европе. Не стоит упускать из внимания то, что некоторые ордена чеканили свои монеты из серебра и золота, и эти деньги спокойно входили в финансовый оборот по всей Европе.

Слияние воинского и религиозного духов породило духовно-монашеские рыцарские ордены, которые остаются на сегодняшний день одним из наиболее загадочных явлений средневековой истории. Остается лишь строить новые теории и предположения относительно данного феномена, ведь с изучением новых материалов мы получаем ответы на поставленные вопросы и с таким же успехом находим новые аспекты, которые вызывают еще больше вопросов и которые впоследствии становятся основой для новых научных исследовательских работ.

 

Заключение

Итак, в заключении хотелось бы сказать, что в идеале рыцарство представляет собой дворянское, без каких-либо моральных пороков, благородное сословие. Для рыцарей ценности – есть нормы поведения, которые требуют беспрекословного подчинения.

Подводя итоги, стоит отметить, что мы рассмотрели основные черты и особенности средневекового рыцарства, а именно способы их организации сначала в просто рыцарские, а затем и в духовно-монашеские ордены; обеты, даваемые молодыми рыцарями при получении титула; так же нами были описаны правила проведения турниров и сделаны выводы о значимости данных мероприятий как для самих участников, так и для простых обывателей. Под наш обзор данной темы не мог попасть и факт  возникновения рыцарства как такового: были рассмотрены различные теории происхождения данного средневекового феномена, а также его развитие на рубеже X-XV вв.

Нами были раскрыты особенности «куртуазной» культуры, воплощавшей в себе всю прелесть идеальных представлений о рыцарстве. На основе рыцарской культуры возникло множество литературных течений, которые в свою очередь и по сей день раскрывают нам тайны современного им исторического явления.

Идеология рыцарства играла главную роль в формировании понятия об «истинном дворянине» и одновременно придавало этому явлению военизированный характер.43

Безусловно, данная организация  не могла быть идеальной во всех отношениях хотя бы по тому, что рыцари, как бы прекрасно их не воспевали, оставались обычными людьми со своими желаниями и потребностями, которые редко, но шли наперерез нормам и канонам морали, которые они же сами и проповедовали. В ордены проникали и корысть, и бесчестие, ставшие последствием тривиальной жажды наживы. Как бы то ни было, именно этот дворянский слой и стал той элитой, которая была способна возглавить страну и объединить ее под эгидой любви к Богу и верности королю.

В данной научной работе мы попытались проследить, как же развивалось рыцарство от периода становления до его непосредственного упадка. Постепенно вооружаясь и строя замки, рыцари активно выполняли свой долг перед Церковью и Отечеством, что послужило основой для создания того идеального образа рыцаря, который и существует по сей день на страницах литературы и в умах наших современников.

 

Список используемых источников и литературы

 

Список источников:

  1. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде / Пер. с франц. А.А. Веселкова. – М.: 1955. – 26 с.
  2. Песнь о Роланде / Пер. со старофранцузского Ю. Корнеева. – М.: Художественная литература, 1976. – 443 с.

 

Список литературы:

  1. Андреев А. Монашеские ордена. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 81 с.
  2. Басов И.И Западноевропейское рыцарство XII – XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства: опыт сравнительно-исторического исследования. Дис. … к.и.н. – Армавир, 2005. – 259 с.
  3. История Крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 495 с.
  4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – 384 с.
  5. Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. – М.: Науч. мир, 2000. – 516 с.
  6. Монусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге. – М.: АСТ, 2010. – 199 с.
  7. Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. – М.: Алетейа, 1996. – 244 с.
  8. Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения: В 5 ч. / Под ред. А.Л. Ястребицкой. – М.: Интерпракс, 1995. Ч.1. – 130 с.
  9. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века / Пер. с франц. Ф.Ф. Нестерова. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 355 с.

 

Справочные и библиографические издания:

  1. Советская историческая энциклопедия // Под ред. Е. М. Жукова. – М.: Советская энциклопедия,  1973-1982.
  2. Соколов О. Рыцарство как элита средневекового общества // «Империя истории». 2000 - №2. – С.10-12.
  3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.

 

1 Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. – 244 с.

2 Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой.  М.: Науч. мир, 2000. – 516 с.

3 Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века / Пер. с франц. Ф.Ф. Нестерова. М.: Молодая гвардия, 2006. – 355 с.

4 Басов И.И Западноевропейское рыцарство XII - XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства: опыт сравнительно-исторического исследования. Дис. … канд. ист. наук.  Армавир, 2005. – 259 с.

5 Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде / Пер. с франц. А.А. Веселкова. М.: 1955. – 26 с.; Песнь о Роланде / Пер. со старофранцузского Ю. Корнеева. М.: Художественная литература, 1976. – 443 с.

6 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс,  1987. – 384 с.; Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. – 244 с.; Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века / Пер. с франц. Ф.Ф. Нестерова. М.: Молодая гвардия, 2006. – 355 с.; Басов И.И Западноевропейское рыцарство XII - XV вв. в евразийском историко-культурном контексте: этика противоборства: опыт сравнительно-исторического исследования. Дис. … канд. ист. наук.  Армавир, 2005. – 259 с.; Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой.  М.: Науч. мир, 2000. – 516 с.; Монусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге.  М.: АСТ, 2010. – 199 с.; Соколов О. Рыцарство как элита средневекового общества // «Империя истории». 2000 - №2.; Андреев А. Монашеские ордена. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 81 с.

7 Андреев А. Монашеские ордена. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С.2

8Советская историческая энциклопедия // Под ред. Е. М. Жукова.  М.: Советская энциклопедия,  1973-1982. С. 211.

9Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.С.198

10Там же. С.198

11 Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой.  М.: Науч. мир, 2000. С.8. 

12Там же. С.9

13Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.7

14Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987. – 384 с.

15Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой.  М.: Науч. мир, 2000. – 546 с. 
   Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. – 384 с.  
   Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века / Пер. с франц. Ф.Ф. Нестерова. М.: Молодая гвардия, 2006. – 355 с.

16Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.20.

17Там же. С.20

18Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.:Алетейа, 1996. С.20.

19Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения: В 5 ч. // Под ред. А.Л. Ястребицкой. М.: Интерпракс, 1995. Ч.1. С.102

20 Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.23

21Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века / Пер. с франц. Ф.Ф. Нестерова. М.: Молодая гвардия, 2006. С.25

22Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.22.

23Там же. С.22

24Соколов О. Рыцарство как элита средневекового общества // «Империя истории». 2000 - №2. – С.10-12

25Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987. С.338-340.

26Песнь о Роланде / Пер. со старофранцузского Ю. Корнеева. М.: Художественная литература, 1976.

27Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде / Пер. с франц. А.А. Веселкова. М.: 1955.

28Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. М.: Науч. мир, 2000. С.59

29Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. М.: Науч. мир, 2000. С.59

30Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.25

31Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.32

32 Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.34

33 Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.40

34 Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. М.: Науч. мир, 2000. С.152

35 Монусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге.  М.: АСТ, 2010. С.2

36 Руа Ж.Ж.. История Рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. М.: Алетейа, 1996.С.141

37 Монусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге. М.: АСТ, 2010. С.2

38 История Крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман.  М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. c.219-220

39 Руа Ж.Ж. История Рыцарства / Пер. с франц. Г Веселкова. М.: Алетейа, 1996. С.141

40 Монусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге. М.: АСТ, 2010. С.32

41 Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века / Пер. с франц. Ф.Ф. Нестерова. М.: Молодая гвардия, 2006. С.31

42 Андреев А. Монашеские ордена. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С.81

43 Кин М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. М.: Науч. мир, 2000. С.443


Информация о работе Средневековое рыцарство