Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 02:28, курсовая работа
Традиционно термин «Рыцарство» относят к средневековой истории стран Западной и Центральной Европы. В расцвет этого периода к рыцарям относили всех светских воинов-феодалов. Нередким явлениям являлось и то, что чаще термин употреблялся в отношении мелких и средних феодалов. Рыцарство для некоторых авторов и историков является воплощением добродетели и благочестия (Ж.Ж.Руа) , кто-то характеризует рыцарство как свойственное тому времени историческое явление (Кин Морис) , кто-то трактует этот феномен с точки зрения влияния Церкви на ход развития данного феномена (Ж. Флори).
Не стоит признавать повсеместно существовавшую связь между рыцарством и свободным состоянием. Такая связь станет нормой во Франции лишь в конце XII в. и в XIII в., ибо были также и рыцари лично несвободные, то есть министериалы. Различным был их личный статус, социальный и экономический, общим же для всех рыцарей был, пожалуй, «образ жизни». Именно он отличал их от всех прочих, как свободных, так и несвободных, но безоружных граждан. Во время войны рыцари вставали под начало своего сеньора. Однако он не был для них dominus, то есть «господин и судья», как для rustici (сельских жителей); он был senior - «старший».25
Стоит отметить, что во время расцвета рыцарства звание могли получать только дворяне. Да, случались единичные случаи возведения простолюдинов. Фридрих Барбаросса, к примеру, посвящал в рыцари простых воинов и даже крестьян на поле битвы! Этот период уже считался упадком рыцарства, ведь оно потеряло свой прежний престиж.
В заключение хотелось бы сказать о том, что существует множество трактовок как происхождения, так и значимости Рыцарства как исторического явления. Каждый автор, исследуя данное явление и анализируя множество источников, делает свои выводы, не уклоняясь, конечно, от собственного субъективного мнения. Поэтому следует подходить к содержанию данной литературы с долей критицизма.
Глава 2. Обычаи и традиции рыцарства
§1. «Куртуазная культура» рыцарей
Периодом расцвета принято считать XII – XIII века. Это обуславливается тем, что происходит окончательное формирование Рыцарства в самостоятельное и могущественное сословие. Все более интенсивно Рыцарство приобщается к образованию (в предшествующий период большая часть сословия была необразованной).
К XII в. происходит становление рыцарских идеалов. Отражением рыцарских нравов и обычаев является создание средневековой литературы, которая характеризуется своим особым жанром. Наряду с героическим эпосом (Песнь о Роланде26) появились рыцарская поэзия (лирика трубадуров) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды27). Все эти течения составляют так называемую «куртуазную» литературу с обязательным культом дамы.
Куртуазия – это особый, отличный от других, ритуал отношений, диктуемых придворным этикетом.
Куртуазность в купе с мужеством, доблестью и верностью составляют образ, который мы инстинктивно ассоциируем с рыцарем. Это лишний раз доказывает, что важны не только идеи, преподносимые в литературных произведениях.
Вообще термин куртуазность (courtoisie) подразумевает набор манер, соответствующих поведению при дворе правителя. По мнению Андрея Капеллана, «давно решено, что все прекрасное в мире, как и всякая куртуазность, проистекает только из любви».28
Таким образом, при куртуазных любовных отношениях одобрение со стороны благородной дамы выглядело и воспринималось как совершенно новая и весьма могущественная поддержка - как светская, так и психологическая, - требований рыцарского кодекса куртуазной добродетели и боевой чести. Как заявил Виллехам, герой Вольфрама фон Эшенбаха, в своей замечательной речи, обращенной к рыцарям накануне битвы, «нас ожидают две награды: рай и признательность благородной дамы».29 Этими словами он как бы подтверждает общий для всех рыцарей девиз, о котором говорилось ранее в данной научной работе.
Проанализировав основные аспекты рыцарской культуры, мы понимаем, какой сложностью она обладает. Именно под ее влиянием появляются новые течения в литературе. Например, куртуазная литература. С этих пор куртуазная культура и куртуазная литература являлись одним целым и ориентированы на представление повседневной жизни рыцаря как на сплетение обыденности и возвышенных ценностей.
§2. Посвящение в рыцари. Рыцарские турниры
Посвящение в рыцари – важный обряд для каждого юноши, ведь все детство и отрочество проходило в подготовке к этому событию. Даже детские игры были настроены на укрепление силы будущего рыцаря. В качестве симулятора военных действий ребенку выдавался кол, деревья же представляли собой вражеские гарнизоны. Таким образом, ребенок учился проявлять свою силу и сам старался разрабатывать тактические ходы. Зимнее время считалось наиболее благоприятным периодом для этих учений. Мальчики учились строить укрепления из снега, возводить башни. Естественно, приходилось оборонять свои сооружения и осаждать крепости противников. «И под его рукой рассыпались снежные ограды», - так пишет Лакюрн де Сент-Пале в своих «Записках и древнем рыцарстве» о юном претенденте на гордое звание Рыцарь.30
Естественно, ребенок не оставался наедине со своими амбициями. В возрасте 10 лет мальчика отдавали на воспитание к Рыцарям-наставникам, чье влияние, как показывала практика, составляло истинное и законченное воспитание.
Приезжая в дом патрона, юноша получал звание пажа. Там он занимался физическим и духовным саморазвитием. Если рыцарь-патрон убеждался, что отданный ему на воспитание юноша преуспел в военном деле и отличился благочестием, то он повышал пажа до оруженосца. Оруженосцу впервые давали меч в руки. В 14-ти летнем возрасте паж уже мог стать оруженосцем.
Каждый оруженосец обязан был следить за своим патроном во время сражений.
Когда оруженосец после нескольких лет учения в доме патрона достигает успехов, он запрашивает разрешения на получение рыцарского звания. Государь назначал дату посвящения в рыцари, причем дата выбиралась обычно накануне какого либо торжества. Например, «объявление мира или перемирия, коронование королей, рождение, крещение или браки принцев, большие церковный праздники и преимущественно канун Пятидесятницы (праздник седмиц, также праздник жатвы). 31
Подготовка к посвящению проходила намного дольше, чем само долгожданное событие. Оруженосец обязан был очиститься в Церкви и покаяться во всех грехах, дабы непорочным принять этот титул.
Порядок действий был очень специфичен, особенно для исследователей и простых обывателей нашего времени, когда такое событие осталось в далеком прошлом, оставив нам лишь рукописные источники и огромный пласт для построения новых теорий.
Да, для современников тех событий эти процедуры являлись чем-то обыденным. Но суть не в ежедневном наблюдении за рядом устоявшихся церемоний, а в том, чтобы подчеркнуть единство религиозных настроений будущих рыцарей и тех, кто присутствовал при данных событиях.
Важно в данном аспекте стоит упомянуть рыцарские законы, статьи которых, по сути, регламентируют идеалы, к которым должны стремиться юноши, принявшие на себя рыцарское звание. Вот некоторые из этих статей:
После прочтения рыцарского устава и после слов Короля, рыцарь произносил клятву, обещавшую соблюдать все предписанные нормы. Далее следовало запомнившееся всем трехкратное касание королевским мечом плеча новоиспеченного рыцаря.
То, что упоминалось выше, далеко не весь перечень составляющих полную церемонию вручения звания Рыцарь. Но суть довольно ясна. Но тут возникает вопрос: происходит ли в военное время эта же самая церемония?
Нет!33 Вся помпезность события исчезает в потоке волнений и нарастающих страстей. Но не забывается благословление высших сил, никогда.
Посвящение, как было доказано, имело большое значение как для дворянской элиты, так и для простолюдинов. Но не меньшей значимости удостаиваются, безусловно, рыцарские турниры.
Рыцарские, или куртуазные романы являются вполне существенным источником истории первых турниров. Анализируя их, можно податься в ложное представление о чрезмерности упоминания о турнирах в этих произведениях. Однако это всего лишь доказывает значимость турниров для подлинного образа жизни средневековых рыцарей.
Кин Морис относит зарождение турниров к середине XI в. и определяет границу их становления. Это примерно середина XII в. Писатели XII века, впервые использовавшие слово «турнир», похоже, в большинстве своем считали его неологизмом. Однако уже к концу первой четверти XII столетия турниры стали достаточно популярны во Франции.34
С увеличением роли турниров возрастает необходимость установить ряд ограничений и предписаний, обязательных для выполнения. Основными целями являлись одновременно организация представления для присутствующих и для поддержания нравственности в людях дворянского происхождения. Методы немного строгие, конечно. Однако они удерживают представителей этого сословия от вероломства и корыстолюбия, ведь никто из них не хотел бы с ужасающим позором вылететь из турнира.
На турнире дамы избирали почетного рыцаря, который должен был следить за честным и бескровным проведением турнира. Ведь, как известно из устава турнира, бои на смерть запрещались.
Турнир посещали дворяне вместе со своими семьями, пажами, слугами и оруженосцами. Дворяне с одного округа носили платье одинаковых цветов.
Не редким явлением на турнирах было то, что часто в них участвовали неизвестные рыцари, которые после победы просто скрывались от глаз короля и благородных дам. Конечно, за ними пускались в погоню, дабы вознаградить победителя. И столь же очевидно, что редко королевской гвардии редко это удавалось.
Уподобляясь подробным рассказам о прохождении турниров и подготовки к ним, мы рискуем потерять первоначальную цель своего исследования, а именно значимости турниров в жизни Рыцарей.
Подводя итоги к главе, можно сказать, что при анализе исторических источников и тематической литературы становится понятным смысл этих самых ритуалов и церемоний. Они укрепляли в рыцаре сознание необходимости следованию Церковным канонам, которые лежали в основе рыцарских уставов и правилах турнира. Рыцарь становился идеалом без каких-либо пороков. В связи с этим его образ навеки остался подобный благородному человеку, не стремящемуся к безнравственной жизни и порочным поступкам.
Глава 3. Рыцарские ордена
§1. Возникновение рыцарских орденов
Рыцарские ордена – это абсолютное воплощение средневекового духа, достигнутое соединением двух основных составляющих – монашеских постулатов и идеалов рыцарства.35 Первые ордена были образованы еще при развитие Средневековья, в ту чарующую и полную тайнами эпоху, когда еще имели большое значение духовные обеты, и был в особой чести рыцарски-игровой элемент.
Все ордены делились на 3 категории: к первой относят легендарные рыцарские союзы, которые существуют лишь на страницах романов (рыцари Круглого Стола). Вторая – это реально существовавшие ордены, которые большей частью возникли во времена крестовых походов. К третьей категории принадлежат почетные ордена, имеющие целью награждение заслуг, а не какую-либо особую деятельность. История почетных светских орденов составляет важную часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы.
В это время вся Европа стремилась к освобождению Гроба Господня. Происходит формирование тех орденов, каждый из которых имеет свою историю и ознаменовал себя чем-то особенным в истории Западной Европы. В пример приведем несколько знаменитых орденов: Орден тамплиеров (или храмовников), орден иоаннитов (или орден св. Иоанна Иерусалимского), Тевтонский орден, Мальтийский орден, который получил свое название от острова Мальта.36
Позднее рыцарские товарищества трансформируются в крупные политические и экономические институты. Они быстро становились могучей силой и реально повлияли на ход истории. Как утверждает Е. Монусова, некоторые ордены существуют до сих пор (Мальтийский орден, к примеру).37
Рассматривая ордена как исторический феномен, можно сказать о том, что они возникали в странный период, в котором переплетались благородство и жестокость, невежество и отвага, нищенство и богатство. Ордены воплощали в себе слияние монашеских предписаний и рыцарских идеалов.
Возникновение военно-монашеских орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни. Если ранее рыцари подвергали себя опасности, лишь бы доказать свою любовь «даме сердца», то монашеские рыцари посвящали всю свою жизнь служению Богу и защите бедных и страждущих. Алан Флори, британский историк, высказывается на этот счет следующим образом: «Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле».38