Становление чиновничьей бюрократии в первой четверти XVIII века и ее роль в формировании российского абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Период оформления абсолютизма в России связан с именем Петра І, период дальнейшего усиления абсолютной монархии в XVIII веке – с именем Екатерины ІІ. Это имена, которые оставили в российской историографии противоречивые мнения о себе и о своей деятельности. В оценке этого времени среди историков нет и не было единогласия. По словам историка С.М.Соловьёва, Пётр І «проводил всю свою жизнь в борьбе и оставил по себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали».1
Русский абсолютизм начал складываться ещё в XVI веке, а в первой четверти XVIII века принимал свои окончательные формы, что давалось не без борьбы с боярской и церковной оппозицией. Активная внутренняя и внешняя политика российского абсолютизма выдвигали новые сложные потребности их идеологического обоснования.

Файлы: 1 файл

Курсовая по истории ГУ в России.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опирающейся на крепостническую экономику, сильную армию и флот. Созданное новое государство не только повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

За время петровского  царствования (первая четверть XVIII в.) произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем, именно в это время начали формироваться имперские стереотипы.

В первой четверти XVIII века в России происходит юридическое оформление абсолютизма. «Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов были сами монархи.».13 «Полное собрание законов Российской империи», изданное в 1830 году показывает, что за первое десятилетие XVIII века в него вошло 500 законодательных актов, за второе -1238, за последнее пятилетие (1720 – январь 1725г.г.) -  почти столько же.14

Развитие абсолютистского  государства, его активная внутренняя и внешняя политика выдвигали  новые сложные потребности их идеологического обоснования. В период развития, абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти – монарх  - это  «проводитель воли Божьей».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: в России в первой четверти XVIII века абсолютизм оформился в завершенном виде, то есть  в системе государственных органов не было такого органа, который мог бы ограничивать власть монарха. Для такого абсолютизма характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленность армии.

Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения составляли костяк российского государства весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 года, а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, – до 1917 года.    

Подводя итог данной работе, следует отметить, что Российское  государство XVIII века существенно отличалось от отсталой в хозяйственном, военном и культурном отношении России XVII столетия наличием более развитой промышленности, централизованными и упорядоченными административными учреждениями, первоклассными армией и флотом, светскими школами и общим подъёмом науки и культуры.

Развитие абсолютизма  сопровождалось развитием армии и флота. Русское государство  XVII века, не имеющее регулярной армии и флота, в XVIII веке превращается в государство, обладающее одним из лучших в мире флотом и современной армией, которые позволяют абсолютизму вести активную внешнюю и внутреннюю политику, в результате которой существенно изменилось геополитическое положение России. Из государства с ограниченной территорией, государства, не имеющего выхода к морям, Россия превращается в государство, которое заняло первостепенное место в международной жизни в Европе и Азии, в государство, без участия которого не решается ни один важный вопрос европейской политики.

После петровских реформ для России нового времени уже не было другого пути развития, чем тот, что был задан Петром I. Активная внешняя политика, мощная регулярная армия и флот, развитая торговля и промышленность, ориентированная прежде всего на нужды обороны, поощрение развития национальной культуры и образования – все эти аспекты политической доктрины Петра I стали признанной целью послепетровских правительств.

Развитие абсолютизма  в России в  веке сопровождалось экономическими изменениями в стране. В первой половине XVIII века в России при помощи политики, проводимой российскими монархами, была создана крупная промышленность, возросла внутренняя и внешняя торговля. Всё это достигалось в России, как и в странах Западной Европы, жестокими и принудительными мерами, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Но процесс первоначального накопления проходил в России в условиях господства феодально-крепостнических отношений, оказавших огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма и определившие,  в конечном счёте, с конца XVIII века экономическое отставание России от других европейских стран.

Не смотря на то, что  некоторые западные исследователи  полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.15

В России, как и в  других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах. Расширение привилегий дворянства, укрепление феодального землевладения, развитие крепостного права привело к обострению противоречий между крестьянами и помещиками, которые вылились в антикрепостнические выступления крестьян, казаков, работных людей конца XVIII века. Размах борьбы заставил правительство немедленно реагировать и провести ряд мероприятий, укреплявших силу, гибкость и карательные функции самодержавно-крепостнического аппарата. Ряд реформ Екатерины ІІ, проведённый в стране, был направлен на усиление абсолютизма и его надёжный оплот – дворянство, передав в их руки весь административно-политический аппарат управления. Именно в период правления Екатерины ІІ  произошло дальнейшее развитие и усиление абсолютной монархии в России, через дальнейшее развитие бюрократии и усиление централизации государственного аппарата. Начатый Петром І процесс подчинения церкви государству, получил своё логическое завершение пари Екатерине. Вследствие секуляризации церковь стала полностью зависимой от государства, теперь даже с экономической точки зрения. Однако позиция российского абсолютизма по отношению к религии и церкви не была однозначной. Религия явилась мощной опорой самодержавия. Правительству и его идеологам приходилось думать и о подчинении церкви своей политике  и одновременно об идеологическом укреплении церкви, повышении её морального авторитета. Пока в России сохранялись феодальные отношения, сохранялись экономические, социальные и политические основы для существования церкви и религиозной идеологии.

Развитие абсолютизма  требовало преобразований в области  культуры и быта, которые довершали  общую картину изменений, протекавших в России  в первой четверти XVIII века. С реформ Петра I Россия начала поворот в сторону западной модели общественного развития. Характерной чертой преобразований, проводимых в XVIII веке, являлся ярко выраженный светский характер и ослабление церковного влияния. Потребности армии и флота, развивающейся экономики, государственного аппарата и другие важные изменения в жизни страны требовали соответствующих специалистов, которых необходимо было готовить. Всё это обусловило коренную перестройку системы образования за счёт открытия новых учебных заведений и увеличения объёма точных и прикладных наук. Активные мероприятия в области просвещения выразились в открытии большого числа светских школ, издание учебной литературы, открытие лабораторий, введение нового шрифта и так далее – все это свидетельствовало о большом подъёме культуры России. За очень короткое время из «варварской» страны Россия превратилась в передовое европейское государство, которое дало миру Ломоносовых, Державиных, Суворовых и многих, многих других видных учёных и деятелей. Восемнадцатый век, век развития абсолютизма, не прошел бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли множества известных и безызвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную.

Важнейшее значение для  развития русской культуры имело  то, что в XVIII веке интенсивно шел процесс складывания русской нации. Это обуславливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности. В свою очередь, развитие общественной мысли, образования, искусства и литературы способствовало процессу консолидации, влияло на складывающийся национальный характер.

В итоге преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. … К важнейшим  признакам абсолютизма относятся  бюрократизация аппарата управления и  его централизация. Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената до воеводской канцелярии в уездах.16

Остро была поставлена в XVIII веке проблема государственной власти. Трудно назвать мыслителя, публициста, писателя того времени, который так или иначе не коснулся бы вопросов о сравнительных достоинствах монархии и республики, о просвещенном монархе и монархе – тиране. Большинство мыслящих людей XVIII века идеальным строем для России считало монархию, которая противопоставлялась деспотии. Просвещенный монарх-мечта, идеал самых лучших умов этого времени.

 

 

 

 

Заключение

Создание чиновной бюрократии, создание механизма юридически разработанного функционирования государственного аппарата является выдающейся заслугой Петра I.

Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения "высшей воли" монарха была необходима совершенная государственная машина.

В конце 17 - начале 18 века в Европе и затем в России утвердились  рационалистические представления  об обществе и государстве, согласно которым не Бог, а разум человека являлся источником знаний и развития общества. В итоге "дух времени" также подталкивал к созданию новых учреждений власти. Петр надеялся, что с утверждением рациональной системы управления и изданием разумных законов он создаст "регулярное государство", в котором только и возможно достижение "общего блага". Этим объясняется активное законотворчество Петра I, не доверявшего своим подданным и стремившегося регламентировать практически все сферы их жизни, включая и личную.

В ходе областной реформы 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже - 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц.17 Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В подчинении губернаторов находилось обер-комендант (военное ведомство), обер-комиссар и обер-провиантмейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (судебные дела). К губерниям приписывались полки, которые они содержали за свой счет.

 

С 1719 г. губернии стали  делиться на 50 провинций, а последние - на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, т.к. все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.

Особое место в формировании чиновничьей бюрократии принадлежит «Табели о рангах» 1722 года. Значение Табели о рангах состоит в том, что она привела в систему и унифицировала все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: сухопутной, военно-морской и гражданской - от прапорщика на военной и коллежского регистратора на гражданской до генерал-адмирала, фельдмаршала и канцлера.

Табель обязывала всех служить и объявила службу единственным источником получения соответствующего ранга и его последующего повышения: «Мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характеры не получат». Все 14 рангов, составляющих Табель, являлись ступенями служебной иерархии, по которым при надлежащем рвении и способностях мог продвигаться чиновник в любой отрасли службы.

В течение XVIII века Россия прошла гигантский путь экономического и социального развития, прочно заняв место великой мировой державы.

В курсовой работе рассмотрены проблемы организации и функционирования аппарата государственного управления, и, прежде всего, чиновничества как важнейшего его элемента.

Всякие однозначные  оценки российского дореволюционного чиновничества были бы неверны. Уже  в силу своего положения между  высшей властью и законом, с одной стороны, и населением, с другой, чиновничество как инструмент власти обречено на критику как сверху, так и снизу. Деловой и нравственный уровень чиновничества соответствовал и политическому строю в стране, и состоянию государственного бюджета, и, конечно, культурному уровню массы населения. Постоянная критика чиновничества - это показатель не только его недостатков, но и требовательности к нему властей и общества. Было бы несправедливо не отметить, что именно повседневная и, может быть, малозаметная работа тысяч чиновников разных рангов обеспечивала нормальное функционирование государственного механизма Российской империи.

Нет смысла сравнивать достоинства  и недостатки прежней и послереволюционной систем организации государственной службы, поскольку коренным образом изменились политические условия жизни страны. Еще раз хочется отметить, что, реализуя в процессе государственного управления передоверенную ему властью функцию руководства страной, чиновничество имеет возможность более или менее влиять на интерпретацию этой функции и, наконец, использовать ее в своекорыстных целях (включая казнокрадство и взятки). Среди многих факторов, от которых зависит эффективность управления, решающее значение имеют культурный и нравственный уровень, как самих государственных служащих, так и народонаселения вообще, уровень, обусловленный главный образом длительным историческим опытом нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Андреев С.Ю. Наше прошлое, настоящее, будущее: структура власти и задачи общества // Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989.
  2. Баггер, Х. Реформы Петра Великого [Текст]: Обзор исследований / Ханс Баггер; Перевод с датского кандидата исторических наук В. Е. Возгрина. - М.: Прогресс, 1985. – 432 с.
  3. Брикнер А. Г. История Петра Великого: В 2 т. Т. 2. - М.: ТЕРРА, 1996. 608 с.
  4. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. Москва. Наука. 1989.-192 с.
  5. Гудков А., Левада Ю., Лсаинсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Коммунист. 1988. № 12.
  6. Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII веках.// Абсолютизм в России (сборник статей). -М.: Знание, 1963 .
  7. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. M., 1968.
  8. История государственного управления России. Под ред. В.Г.Игнатова, М.; изд-во «Феникс».- 1999.
  9. История государственного управления в России. Под. ред. А.Н.Марковой. - М.: ЮНИТИ. – 1997.- 319 с.
  10. Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. – М.: Новое литературное обозрение, 1999.
  11. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре І.- М.: учпедгиз,1955.- 176 с.
  12. Ключевский В.О. Сочинения в 9т. Курс русской истории/Т.5/ - М.: Мысль, 1989.
  13. Козлов В.Т. Грани российской государственности. - М.: Знание, 1992.
  14. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга 3.- М.: А/О «Книга и бизнес», 1992.Ред. Чистякова О.И. История Отечественного государства и права. - М.: Наука, 1996.
  15. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986. - 284 с.
  16. Павленко Н.И: Петр Великий.-М.:Мысль,1990.- 591 с.
  17. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России.- М.: Правда, 1990.
  18. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России.-СПб.: изд. «Искусство – СПБ».-1999.

Информация о работе Становление чиновничьей бюрократии в первой четверти XVIII века и ее роль в формировании российского абсолютизма