Становление и оформление российского абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:11, курс лекций

Описание работы

Предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в). Иван Грозный придавал своему правлению характер самовластия («государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим», «жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же» - писал он Андрею Курбскому) ( см. История России с древнейших времен до начала XXI века / Под ред.В.В. Керова.) Российская государственность 60-70-х гг. ХVI в. имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу.

Содержание работы

1)Общая характеристика российского абсолютизма.
2)Утверждение абсолютизма в России. Петр 1.
3)Особенности презентации царской власти от Петра 1 до Екатерины 2.
4) «Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Становление российского абсолютизма.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

 Кроме коллегий  было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.  Одни из них,  например Герольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой  и  производством  в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.       

 В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка  органов власти и управления на местах.  Страна была разделена на 8 губерний,  различавшихся по  территории  и  количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных  областей, а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр,  территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,  Костромской,  Московской,  Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.       

 Во главе губернии  стоял назначаемый  царем  губернатор,  сосредоточивавший  в  своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.       

 Губернии в  1719  г.  были  разделены  на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем.  Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной  канцелярией.  Некоторое  время в царствование Петра I уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров.  Его функции ограничивались сбором подушной  подати,  наблюдением за выполнением казенных повинностей,  задержанием беглых крестьян.  Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной канцелярии.  В  1713  г.  местному  дворянству было предоставлено выбирать по  8-12  ландратов  (советников  от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в  них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали  проявления  недовольства  и  антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию служащего люда.  Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и придворный,  с  разделением  каждого  на 14 рангов,  или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.        

 С момента восшествия  на престол и до коронации  Екатерина II участвовала в 15 заседаниях  Сената, и небезуспешно. В 1963 году  Сенат был реформирован: он был  разделен на шесть департаментов  со строго определенными функциями  и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом  контроля за деятельностью государственного  аппарата и высшей судебной  инстанцией. Сенат лишился своей  главной функции - законодательной  инициативы, она фактически перешла  к императрице.

В 1775 году, чтобы легче было управлять государством Екатерина II , издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.

Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.

Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.

Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное деление - до Октябрьской революции.

Дворянство было признано особым главным сословием. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворяне должны были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые области раньше управлялись иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое законодательство было введено повсеместно.

Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма Петр I способствовал упрочнению экономического и политического положения дворянства. В начале XVIII века происходит окончательное формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения. Петр I внушал поданным, что только тот дворянин достоин почитания, который служит.

В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерина II от 21/04/1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами.      

 В Петровскую  эпоху российская экономика,  и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью применения командных и протекционистских методов.     

 В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в сырье для российской промышленности привели к широкому  распространению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.      

 В Петровскую эпоху  происходит резкое разграничение  страны на две зоны ведения  феодального хозяйства - неурожайный  Север, где феодалы переводили  своих крестьян на денежный  оброк, зачастую отпуская их в  город и другие сельскохозяйственные  местности на заработки, и  плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины.     

 Также усиливались  государственные повинности крестьян. Их силами строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.     

По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государства (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).     

 В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможенный устав 1724 г.)     

 Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические  черты, но использование на ней  преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных  и др. - делало ее крепостническим  предприятием. В зависимости от  того, чьей собственностью они  являлись, мануфактуры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).     

 Государственные казенные  заводы использовали труд  государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессионные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.      

 Протекционистская политика  Петра I  вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в России впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,

пороховой, бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.     

 К концу царствования Петра I в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге,  Москве, на Урале. Крупнейшими  предприятиями были Адмиралтейская верфь,  Арсенал, петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.     

 Тысячи россиян  проходили  в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.     

 В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

В 1765 году, Екатериной II, в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.

Информация о работе Становление и оформление российского абсолютизма