Становление и оформление российского абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:11, курс лекций

Описание работы

Предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в). Иван Грозный придавал своему правлению характер самовластия («государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим», «жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же» - писал он Андрею Курбскому) ( см. История России с древнейших времен до начала XXI века / Под ред.В.В. Керова.) Российская государственность 60-70-х гг. ХVI в. имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу.

Содержание работы

1)Общая характеристика российского абсолютизма.
2)Утверждение абсолютизма в России. Петр 1.
3)Особенности презентации царской власти от Петра 1 до Екатерины 2.
4) «Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Становление российского абсолютизма.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.

В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными. Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Е. в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294.   

Петр I унаследовал большую военную силу. Московское государство XVII века могло выставить армию более чем в 200 тыс. человек. Петр в своей военной политике Большие различия видны в реформах касающихся Армии и флота продолжил линию своих предшественников, только более энергично и последовательно. Основой новой армии стали Преображенский и Семеновский полки, которые выросли из «потешных» отрядов и к 1692 году были вполне сформированы и обучены. В 1705 году рекрутская система закрепляется окончательно. Набор рекрутов на пожизненную армию проводился не ежегодно, а по мере надобности. К концу царствования Петра I в регулярной армии было более 200 тыс. солдат всех родов и войск и с выше 100 тыс. в нерегулярной казачьей коннице.         

 По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, открыта Академия наук, принята  гражданская азбука. Но многие  предписания Петра о развитии  школ, науки, искусства были полны  утопических мечтаний. Средств, выделяемых  на это, было ничтожно мало  – все забирала война и постоянно  растущий бюррократический аппарат.

Еще проживая в Москве, Екатерина II после коронации, ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

Екатерина II, как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.

Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые. Это было новое дело.

Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу).

Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.         

 Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II и Петра I. Многие их начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что они просто воплощали в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжая политику, намеченную в предыдущие царствования.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ», -Л.:Лениздат, 1989

2.   Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая», - М.:Панорама, 1991.

3.   Казанцев Ю.И., Деева В.Г. учебник «История России», - «Сибирское соглашение», 2000

4.   Павленко Н.И. «Петр Великий», - М.:Мысль, 1990

 

4 вопрос: ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II

В после петровское время абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80-е гг. XVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма». Воцарившая на российском престоле Екатерина II, желала воплотить в жизнь передовые и популярные в Европе взгляды на отношения власти и общества.

Екатерина обосновала концепцию незыблемого самодержавия новыми идеологическими и правовыми аргументами. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Главное - ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Политическая доктрина Екатерины II была сформулирована в «Наказе Комиссии о сочинении нового Уложения». Наказ был написан самой императрицей в 1764-1766 гг. и представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов XVIII в. благодаря Наказу в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

Именно разработка целостного комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти» и стала главной задачей Екатерины II. «Просветительская» концепция самодержавия включала признание основой жизни общества законность, законы, устанавливаемые просвещенным монархом. Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации, трансформировалась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Вся система государственных учреждений - лишь механизм реализации верховной воли самодержца в жизнь. Такая ключевая функция государства как защита законов, соблюдение законности, ограничивалась тем, чтобы наблюдать соответствие текущего законодательства воле государя и тем принципиальным законам, положенным в основу монархии. Так, 1763 г. Императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно- апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стане усилился бюрократический аппарат.

Екатерина Великая стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности как непременным элементом просвещенной монархии. Ко времени правления Екатерины Великой шел процесс образования сословий. Они оставались слабо структурированными, не имели законодательно оформленных сословных прав и привилегий, сословной организации и сословного суда, то есть, в сущности, не являлись корпорациями публичного права. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием - такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего правления. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага - государства.

Как и регулярное государство Петра 1, сословный строй в завершенном виде создан не был, но одна цель достигалась каждый раз - система самодержавия укреплялась, этому старинному политическому институту власти в России придавалось новое оформление и политическая сила. Абсолютское государство усилило крепостничество и укрепило свое могущество (усиление крепостничество проявлялось: в широкой практике раздачи государственных крепостных крестьян и земель, в ликвидации остатков прав крепостных крестьян, увеличения зоны крепостничества, которое в 1783 г. Окончательно оформилось на Левобережной Украине, расширении привилегии дворян.).

Особую сложность в реализации стремлений императрицы создавали разнообразные геополитические факторы, связанные с расширением империи и оказывавшие все более серьезное влияние на внутреннюю политику, устройство государства. В екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской, то есть отражала устойчивый комплекс специфических имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Русификация проявлялась не только в естественных процессах усвоения ценностей европейской цивилизации через русскую культуру, но и в сознательном стремлении власти подчеркнуть русские культурные и политические приоритеты. На присоединенных землях проводилось выравнивание статуса этих территорий путем административных изменений, на основе унификации и централизации. Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.  К концу ХVII в. в России начинает складываться абсолютизм. Для него характерно:

1. Максимальное сосредоточение  власти в руках одной личности;

2. Наличие сильного разветвленного  бюрократического аппарата;

3. Наличие сильной постоянной  армии;

4. Ликвидация всех сословно-представительных  органов и учреждений.

Все эти признаки были присущи российскому абсолютизму, однако он имеет свои особенности:

- Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества ;

- Если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжение во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились в : стремление к расширению своей территории и выходу к морям; политики дальнейшего закрепощения, принявшее наиболее широкие формы в 18 в.; усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходило юридическая консолидация правящего класса, сложилось сословие дворянства.

В отдельные периоды существования абсолютной монархии и ее идеологии становилась идеология «просвещения»: возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские, предпринимались попытки создания правовых основ государственности, конституции, культурного просветительства. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые методы управления становились не эффективными.

В сфере экономической идеологии господствующей стала философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление и государственной протекционизм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов Е.В. Россия без Петра./ Анисимов Е.В. Спб. : Нева. 2006. 324с.

2. История России с  древнейших времен до начало XXI века./ Под ред. В.В. Керова. Учебник. М. : Астрель. 2004. 846 с.

3. История России с  древнейших времен до 1861 года / Под  ред. Н.И. Павленко. Учебник. М. : 2008. 408с.

4. Каменский А.Б. Под  сенью Екатерины. Спб. : Нева. 2006. 410 с.

5. Ключевский В.О. Исторические  портреты / Под ред. В.А. Александров. М.: Правда. 2002. 624с.

6. Омельченко О.А. Становление  абсолютной монархии в России. Учебник. М. : 1986. 456 с.

7. Толковый словарь русского  языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб. : Норит. 2009. 896 с.

 

 

 

 


Информация о работе Становление и оформление российского абсолютизма