Стиль Барокко в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Содержание работы

Введение 3
1.История зарождения барокко в западноевропейском искусстве 5
1.1. Характерные черты стиля барокко 6
1.2. Развитие стиля в искусстве в Западной Европе 7
1.3. Архитектура барокко 15
2. Барокко в русском искусстве 17
2.1. Нарышкинское барокко 19
2.2. Петровское барокко 25
2.3. Елизаветинское барокко 29
2.4. Убранство дворца. План дворца 37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая Стиль Барокко в России 18 века Хакимова.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

«Меншикова башня», или церковь  Архангела Гавриила (1704-1707),представляет собой характерную для русского церковного зодчества композицию из нескольких ярусов. В то же время по сравнению с XVII в. здесь использовались новые архитектурные приёмы. Особенно смелым и новаторским было использование в церковном сооружении высокого шпиля, столь успешно применявшееся затем русскими архитекторами. [4, с 69]

В середине XVII века крупные строительные проекты были осуществлены в одном из главных торговых центров Руси - Ярославле, избежавшем разорения во время смуты. Экономическое процветание способствовало превращению Ярославля в важный центр художественной культуры. Здесь были возведены церкви, по стилю напоминавшие соборы XVI века. Наиболее значительные из них церковь Ильи Пророка и храм Иоанна Златоуста в Коровниках.

Ансамбль церкви Ильи Пророка отличается асимметрией: к северной стене пристроен придел с шатровым верхом, а к южной - шатровая колокольня, они соединяются между собой невысокой галереей-папертью, опоясывающей южный и северный фасады здания. Сочетание луковичных глав и шатровых покрытий прихотливое декоративное убранство (стены расписаны красными и синими цветами), разновеликость частей здания придают ему живописность, сказочный вид.

Пятиглавый храм Иоанна Златоуста  имеет по бокам парные шатровые приделы, два парадных крыльца, опоясывающую здание открытую галерею, которая позже была закрыта и оформлена окнами с парадными наличниками. Позже подле церкви появился еще один храм, а между ними колокольня с шатром.

В XVII веке строили много деревянных церквей, их ставили на погостах, в центрах сел. Деревянные церкви имели многогранное основание, их традиционно увенчивали шатрами. Как правило, деревянные храмы, даже

 

  многоглавые. Имеют пирамидальный силуэт. В XVII веке деревянное зодчество достигло высшего совершенства, примером чему служит церковь Спаса Преображения в Кижах, предоставляющая собой восьмерик с четырьмя приделами, увенчанный шестью ярусами декоративных луковичных главок, восходящих к центральному куполу. Преображенскую церковь часто сравнивают с раскидистой гигантской елью, поскольку она поражает не только величием, гармонией пропорций, нарядностью облика, но и удивительной слитностью с окружающими просторами.

Гражданские постройки XVII века, напротив, ориентировались на западноевропейские образцы со свойственной им строгой симметрией, разделением на этажи, упорядоченностью декора. Вместе с тем пристрастие русских мастеров к красочному и живописному убранству не только сообщало зданиям парадность и величественность, но и вносило разнообразие в их внешний облик. Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, теремок в Крутицком подворье, трапезные палаты Новодевичьего, Симонова монастырей представляют собой прямоугольные здания, поднятые на высокий подклет, но внешне различающиеся благодаря декоративному убранству. Особенно интересным в этом плане был деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1667-1681) в селе Коломенском Дворец представлял собой сложное сочетание большого количества срубов, объединенных переходами. Перед подъездными воротами стояли львы медные. Они приветствовали подъезжающих рычанием, вращали глазами, разевали пасти. Над воротами в особом помещении находился механизм, который приводил львов в движение. Замурованные в кладку ворот «голосники» усиливали впечатление от «Львова рыканья».

Среди других построек бояр Нарышкиных примечательна трапезная Троице-Сергиевой  лавры, имеющая богато декорированный фасад с расписными стенами и  раковинами на карнизах, церковь в Троице-Лыково, храм Успения в Рязани. Строил их Яков Бухвостов, который возводил также церковь Спаса Нерукотворного в Уборах для Шереметева.

 

 

Архитектурным шедевром XVII в. стал Новодевичий монастырь, постройки которого вокруг уже существующего Смоленского собора составили целостный ансамбль с колокольней, трапезной, с Успенской церковью, надвратнымы церквами.

По композиции «нарышкинские церкви»  представляли собою традиционный восьмерик  на четверике, усложненный пышными  ордерным декором (виноградная лоза, гранаты, тюльпаны, фрукты, цветы) и кружевной орнаментикой из белого камня на красной кирпичной плоскости стены. «Нарышкинский стиль» в Москве сохранился довольно долго. Характерным примером эволюции московского барокко явился храм Архангела Гавриила, построенный для князя А. Меншкова, так называемая Меншикова башня. Это традиционный для древнерусского зодчества столпный храм, архитектурно соотносящийся с колокольней Ивана Великого, храмом Вознесения в Коломенском, но уже предвещающий золоченый шпицы петровской архитектуры.

Своеобразным завершение зодчества  XVII в. и началом архитектуры XVIII в. стала церковь Знамения Богоматери, построенная воспитателем Петра I Б. А. Голицыным в своём подмосковным имении Дубровицы. План церкви представлял собою типично ренессансное решение, основанное на сочетании окружностей и двух объёмов: центрического бесстолпного храма, имеющего в плане крест, и двухъярусного восьмерика с ярко выраженными барочными чертами. В соединении с причудливым рельефным растительным орнаментом, обилием скульптуры и ажурной золотой короной взамен традиционной главы церковь в Дубровицах явила пример уникального, нигде более не повторяющегося стиля, получившего название «голииынского барокко».[5, с 122]

О развитии стиля свидетельствует архитектура церкви в Петрове и надвратно церкви Донского монастыря.

Экономическое оживление, последовавшее  за временем смуты, способствовали   возрождению   монументальной   живописи   на  Руси.   При

 

  Михаиле Романове были заново расписаны соборы московского Кремля. В 1642-1643 годы живописное оформление Успенского собора поручили Ивану Пасеину с мастерами. Перед ними были выставлена задача повторить композиции росписи начала XVI века, поэтому наиболее значительные фрески были посвящены покровительнице Москвы - Богоматери новозаветной Троице. Роспись иллюстрировала идею бога избранности московской церкви как средоточия мирового православия. В 1652-1666 годы Яков Казанец, а затем Симон Ушаков осуществили роспись Архангельского собора. Основная тема фесок - прославление московской династии, поэтому над каждым надгробием помещено изображение святого покровителя того или иного московского князя. Сами князья представлены как праведники с нимбами вокруг головы. В XVII веке успехи образования, расширение связей с Западом, а, следовательно, и усилением влияния западной культуры неизбежно укрепляли светское начало и в изобразительном искусстве. Новые росписи, в основе своей, повторяя прежние, отличались большей декоративностью и некоторым отступлением от живописных канонов.

По сравнению с кремлевскими фресками стеновая живопись в других церквах носила менее официальный и более свободный характер и сплошным многоцветным ковром покрывала стены и своды, столбы и купола. Устремленность к бытовому жанру и отход от старых канонов в иконографии становились приметой времени. Такова, например, стенопись церкви Троицы в Никитниках. При этом художник выбирал те сюжеты из Старого и Нового заветов, где он мог полностью выявить свой интерес к реальной действительности: «брак в Кане Галилейской» и «Блудный сын в обществе прелестниц». На стене южного придела в группе людей без нимбов были изображены члены семьи купцов Никитниковых. Западная стена храма с проходом в трапезную умело обыгрывалась фреской, иллюстрирующей притчу о разумных и неразумных девах: юных дев художник изобразил поднимающимися по ступеням лестниц, расположенных по сторонам арочного проема.

 

Особую линию развития в русской  монументальной живописи XVII века составляли ярославские стенописи. Во второй половине века в Ярославле было создано около тридцати больших фресковых ансамблей. Подобного размаха не знала даже Москва. В них ценились, прежде всего, занимательность изображения, многочисленные бытовые подробности, использование европейских образцов, в том числе гравюр из известной Библии Пискатора, изданной в Голландии в 1650 году. При этом росписи по духу оставались русскими. Художники рисовали массовые сцены, и многие лица в толпе были портретно узнаваемы. Характерной особенностью многофигурных композиций стала передача движения, динамичность. Росписи делились на три, пять ярусов, и сцены переходили одна в другую, объединенные общим фоном, что было характерно только для живописи Ярославля. Лишь грандиозный Страшный суд, занимающий, по старому обычаю, западную стену, выглядит обособленно.

Итак, для «нарышкинского барокко» характерны оптимистичная приподнятость  и праздничность. Этот стиль получил свое развитие в Москве. Там культовые конструкции постепенно утратили черты строгости, пришедшие к нам из-за границы. Стиль стал более изящен, утонченен. В середине XVIII в. многие архитектурные формы начали постепенно утрачивать практическое значение и превратились в декоративные элементы, в основном используемые в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий, что свидетельствовало о завершении эволюции стиля барокко.

 

  2.2. Петровское барокко

В XVIII столетии в России сложился тип культуры Нового времени, которая многим отличалась от средневековой. Ее главной особенностью был светский характер. Образование, искусство, литература - все это освободилось от влияния церкви.

На протяжении всего XVIII века Россия постоянно испытывала сильное культурное влияние наиболее развитых европейских стран, прежде всего Франции и Италии. Русские люди ездили туда учиться. Многие иностранцы - ученые, живописцы, скульпторы, архитекторы - работали в России. Петербург был построен в основном усилиями заграничных мастеров.

В Новое время русская культура стала более разнообразной. В  XVIII столетии в России появились такие самостоятельные виды искусства, как театр, скульптура. Богаче и разнообразнее стала живопись, литература, музыка.

Изменилась не только художественная, но и бытовая культура. Это лучше всего заметно на примере дворянства, которое стало одеваться, есть, пить и развлекаться на «европейский манер». Вообще культура XVIII века по своему содержанию была дворянской, то есть выражала интересы и вкусы этого сословия русского общества.

Своими корнями русская культура Нового времени уходит в Петровскую эпоху. При Петре в России зародилось просвещение, появилась газета, открыли  свои двери первый музей и публичная  библиотека. В начале XVIII века стала складываться система светского образования: появились разнообразные школы, университет. Петр подписал указ о создании Академии наук. Именно в петровское время большие перемены произошли в архитектуре. Появились новые типы зданий, которые не знала средневековая Русь: адмиралтейство и музей. Известные ранее постройки - храмы, дворцы, крепости - приобрели новый облик. Стал широко использоваться архитектурный ордер.

 

В начале XVIII века в русском искусстве господствовал художественный стиль барокко, поражавший пышностью и красотой. Этот стиль первой четверти XVIII века наиболее полно воплотился в архитектуре Петербурга - новой русской столицы, подлинно европейского города. Лейтмотивом архитектуры петровского барокко станет идея триумфальности.

В это время в Петербурге работали архитекторы-иностранцы из многих стран Европы. Они привносили в свои проекты национальные приемы, черты индивидуального творческого почерка. Но закрепилось лишь то, что отвечало русскому вкусу, социальному заказу Петра и его сподвижников. Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774) - это один из виднейших мастеров московской градостроительной школы середины XVIII века. Возведенная по его проекту колокольня Троице-Сергиева монастыря (1740-1770) вошла в сокровищницу русского зодчества. Именно здесь мы видим наиболее ярко слияние русского барокко и древнерусской традиции. Колокольня состоит из пяти облегающих кверху ярусов, увенчанных короной с крестом, и гармонично вписывается в архитектурный ансамбль монастыря.

С именем Ухтомского связаны и два других замечательных памятника русской архитектуры: каменные Красные ворота в Москве (1753-1757), которые, к сожалению, не сохранились, и каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную. Он также разработал проект торговых лавок, которые должны были составить с мостом единый ансамбль.

По характеру своего творчества Ухтомский довольно близок В. В. Растрелли. Его творения монументальны и  праздничны. Он стремился к разработке ансамблевых решений, хотя наиболее крупные его проекты -Инвалидного  и Госпитального домов в Москве осуществлены не были.

В облике Петербурга нашли яркое  отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования  таких зодчих, как итальянец В.В. Растрелли, француз Ж.Б.А. Леблон, швейцарец  Д. Трезини, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени.

 

  Блестяще была решена трех лучевая планировка центра города (Невский и Вознесенский проспекты и возникшая несколько позже Гороховая улица). Происходят изменения в дворцово-парковой архитектуре. В культуре барокко дворец как бы продолжался в парке.

Ярчайший образец русского барокко - Петергофский дворцово-парковый ансамбль, его главная идея- триумф российской государственности, прославление морского могущества страны. Петергоф был основан  Петром I почти одновременно с Петербургом как «попутный двор» и пристань для переправы на остров Котлин. Позднее «попутный двор» решено было превратить в загородную парадную резиденцию царя. Центр ансамбля - большой Петергофский дворец. Его строительство началось в 1714 году и продолжалось вплоть до самой смерти Петра, то есть до 1725 года. Проектировали дворец и руководили строительными работами лучшие архитекторы того времени - Земцов и Браунштейн, Леблон и Микетти. Однако отцовский дворец показался, дочери чересчур скромным и Елизавета велит верному Растрелли достроить царскую резиденцию. Растрелли решил не менять кардинально облик дворца, сооруженного столь именитыми предшественниками. Он расширил среднюю часть здания, к одному из его торцов пристроил изящную и праздничную дворцовую церковь, к другому - еще один корпус. А главное, Растрелли заново создал все интерьеры. «Рамка» для елизаветинских дворцовых церемоний получилась в прямом смысле слова блестящей: многочисленные зеркала, узорчатый паркет, мерцающая позолота деревянной резьбы, яркая роспись плафонов.

Еще одно из творений Растрелли - Смольный собор. Точнее - собор Воскресенского Новодевичьего (Смольного) женского монастыря. При Петре I в излучине Невы устроили Смоляной двор, где хранили смолу и варили деготь для флота. Там же построили и скромные деревянные палаты - так называемый Смольный дом. Именно в нем провела Елизавета Петровна десять долгих лет царствования Анны Иоанновны  - под   надзором

 

 ненавистного Бирона. Именно оттуда в 1741 году во главе Преображенского полка отправилась она свергать правительницу Анну Леопольдовну. Неудивительно, что, задумав, по примеру отца, построить в городе монастырь, она избрала для него именно это место. Петровские планы воплощал аскетичный Трезини, замыслы Елизаветы - изысканный Растрелли: разные эпохи, разные взгляды на мир, разные представления о красоте и величии.

Таким образом, реформы, проведенные Петром, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. Петровское время- период ученичества. Петр смог наиболее развить только что появившийся, еще юный стиль.

Информация о работе Стиль Барокко в 18 веке