Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:20, курсовая работа
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.
Введение 3
1.История зарождения барокко в западноевропейском искусстве 5
1.1. Характерные черты стиля барокко 6
1.2. Развитие стиля в искусстве в Западной Европе 7
1.3. Архитектура барокко 15
2. Барокко в русском искусстве 17
2.1. Нарышкинское барокко 19
2.2. Петровское барокко 25
2.3. Елизаветинское барокко 29
2.4. Убранство дворца. План дворца 37
Заключение 42
Список литературы 44
Через многие десятилетия
Джакомо Кваренги, знаменитый мастер
классицизма и противник
Таким образом, роскошный стиль русского барокко, рожденный Франческо Растрелли, быстро стал модным. На десятилетия он определил характер русской архитектуры. Эхо его торжества прозвучало и в середине XIX, и в середине XX столетия.
Императрица Елизавета подхватила начатое Петром дело. Она смогла развить в стиле новые черты, такие как: торжественность и пышность, великолепие и грациозность. В эпоху правления Елизаветы, стиль барокко наиболее расцвел и стал незаменимым звеном в истории искусств России.
Центральная часть дворца - Средний дом - возникла из "каменных палат о 16 светлицах" Екатерины I, построенных архитектором И. Браунштейном в 1724 году. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.
Средний дом декорирован атлантами, кариатидами, картушами и маскаронами на фронтонах и над окнами, богато оформленными капителями колонн (ранее на кровле стояли статуи и вазы). На главном фронтоне Среднего дома - картуш с короной и вензелем Императрицы Екатерины I "Е". В 1756 году скульптурные украшения дворца были покрыты позолотой. Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено под стать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса. Не менее величествен и строг Зубовский корпус. Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота. Кроме центральных, "золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны железные, примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони. Став главным архитектором Царского Села в 1748 году, Ф.Б. Растрелли немедленно приступил к работам во дворце. Основной этап перестройки проходил с 1752 по 1756 год. Выдающийся архитектор сразу определил важнейшее звено преобразований: формирование ансамбля вокруг главной оси Арсенал - Эрмитаж и необходимость замены деревянных галерей с колоннами между флигелями (архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский) на полноэтажные конструкции. Поистине величествен Большой, или Тронный, зал дворца площадью 1000 квадратных метров, с высотой потолков семь метров. Он залит потоками света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга, а обилие позолоченной деревянной резьбы и зеркал в отделке стен создает иллюзию безграничности пространства зала. Всю площадь потолка с 1753 по 1757 год занимал живописный гигантский трехчастный плафон "Триумф России" работы художника Д. Валериани. Впоследствии его заменили росписями Франчуоли и Вундерлиха. В настоящее время угловые части плафона "Аллегория Победы" и "Аллегория Мира" в свое время изъятые по указу Павла I, обнаружили в Инженерном замке и вернули на прежнее место.
Среди прочих помещений богатым убранством выделяются Зеленая столовая, Картинный и Лионский залы. В облицовке стен последнего использован лазурит, а паркет этой комнаты, набранный из 12 ценнейших пород дерева, инкрустирован перламутром. Сразу за Картинным залом дворца располагалась Янтарная комната. Она создавалась по проекту А. Шлютера с 1701 по 1711 год группой известных немецких мастеров-янтарщиков, в которую входили Годфрид Туров и Готфрид Туссо. Существует предание, что комната была бесцеремонно выпрошена у прусского короля Фридриха-Вильгельма I Петром I во время пребывания его в Берлине в 1716 году и в следующем году отправлена в Россию. По другой версии Петр I обменял ее у короля за 55 русских гренадеров, токарный станок и бокал ручной работы. Без движения это сокровище пролежало в Санкт-Петербурге до 1743 года, а затем мастер Мартелли смонтировал Янтарную комнату в Зимнем дворце Санкт Петербурга. В 1755 году, по указу Екатерины II, убранство комнаты было перенесено солдатами гвардии на руках в Царское Село, и Мартелли вновь воссоздал ее в одном из залов Большого дворца. Уникальное убранство комнаты выполнено из мозаичных янтарных панелей, декорированных узкими зеркальными пилястрами, вместо капителей, завершенных скульптурными женскими головками. Наверху - широкий фриз, расписанный под янтарь, на фоне которого выделялись резкие рамки, гирлянды цветов, фигуры амуров. Двадцать два больших панно дополняли 180 янтарных досок и врезанных украшений в виде головок, щитов, тюльпанов, роз, раковин.
В пять панно Ф. Растрелли вмонтировал мозаичные картины из цветной яшмы - аллегории пяти чувств человека. Золотистые и темные пластины полированного янтаря в сочетании с разноцветной яшмой и золоченым деревом создавали фантастическое зрелище. Изысканное убранство комнаты органично дополняли плафон "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви" и узорный паркет из редчайших пород дерева, созданный по рисункам В.И. Неелова. Плафон кисти Фонтебассо был утрачен в ХIХ веке, сама же Янтарная комната исчезла во время оккупации и до сих пор не найдена.
В одно время с дворцом создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле. Над их планировкой трудились садовники Я. Розен и И. Фохт. Пейзажный парк был вписан в окружающую панораму местности, а регулярный устроен в виде нисходящих террас, уступами. В 1721 году сделаны два уступа, разделяющие парк на Верхний и Нижний. В 1725 году - третий уступ, к мельничному каскаду прудов. Парк богато украшен скульптурой, но в ансамбле доминируют павильоны: Эрмитаж, Нижняя ванна, Верхняя ванна, Грот и другие. Характерная особенность облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложно профилированный карниз большого выноса. Барочному облику здания контрастно противопоставлен классический декор интерьеров, созданный в 1785 - 1800 годах по проекту Д. Кваренги.
В Екатерининском дворце имеется девять помещений, образующих две параллельные анфилады, одновременно связанные между собой. Восточная анфилада включает Зеленую гостиную, Желтый зал. Синюю гостиную; западная - Переднюю (Вестибюль), Подогревальню, Опочивальню (Спальню), Кабинет. К передней примыкают Угловая (Павловская) гостиная и Проходна.
Декор парадного Желтого зала, Зеленой
и Синей гостиных, выходящих окнами
в Монплезирский сад, а также
Передней, Спальни и Кабинета отличен
благородной простотой и
Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведена живописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированы стены, десюдепорты, но главным образом - падуги и потолки. По своему образному строю живопись типична для классицизма.
Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающей стилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часами и другими предметами из бронзы русской и французской работы.
С момента постройки
Заключение
Барокко является стилем и направлением основополагающей чертой, которого можно считать стремление к синтезу искусств, объединению архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.
Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность переживающая конфликты.
В этом стиле нет соблюдения гармонии. Искусству барокко свойственны: смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета совмещение реальности и фантазии.
Основные черты: парадность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер.
Проделав работу по исследованию особенностей русского барокко, можно сделать следующие выводы:
1. Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им, прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши и цветовое решение.
2. Екатерининский дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и "живописностью" декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
3. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера.
4. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.
5. Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
6. Характерная особенность облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложно профилированный карниз большого выноса.
7. Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведена живописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированы стены, десюдепорты, но главным образом - падуги и потолки. По своему образному строю живопись типична для классицизма.
8. Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающей стилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часами и другими предметами из бронзы русской и французской работы.
Заключение не полное, отформатировать работу, нумерация с 3 стр. содержание
правильно перепечатать, подглава одна-
2.4. Екатерининский дворец, кавычки