Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:20, курсовая работа
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.
Введение 3
1.История зарождения барокко в западноевропейском искусстве 5
1.1. Характерные черты стиля барокко 6
1.2. Развитие стиля в искусстве в Западной Европе 7
1.3. Архитектура барокко 15
2. Барокко в русском искусстве 17
2.1. Нарышкинское барокко 19
2.2. Петровское барокко 25
2.3. Елизаветинское барокко 29
2.4. Убранство дворца. План дворца 37
Заключение 42
Список литературы 44
2.3. Елизаветинское барокко
После смерти Петра I полтора десятилетия можно назвать годами забвения петровской эпохи. Это время не способствовало развитию художественной национальной культуры. Не случайно в этот период почти прекратился приезд в Россию талантливых строителей из Европы. Вместе с тем безудержная жажда роскоши, родившаяся при дворе императрицы Анны Иоанновны, готовила почву для утверждения нового помпезного стиля барокко.
Окончательное торжество его наступило в годы царствования Елизаветы Петровны (1741-1761). И в этом заслуга одного человека -потомка древнего флорентийского рода Франческо Растрелли. Он сумел сочетать все достижения европейского стиля с особенностями русской архитектуры.
Франческо Бартоломео Растрелли ( 1700-1771; в России с 1716). Родился в Париже, в семье архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо, заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он с радостью принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.
Первой самостоятельной
Растрелли был очень требователен к себе в работе и того же требовал от своих помощников. С чиновниками и придворными служителями он ругался. Иногда сильная загруженность работой приводила Растрелли к некоторым просчетам.
28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина П. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Франческо с семьей
отправляется к себе на родину, в Италию, затем он подает прошение об отставке. Вернувшись снова в Россию, через год он ее покидает и уже навсегда. В Италии, в 1771 году, 9 января, было удовлетворено прошение о принятии Растрелли в члены Императорской Академии художеств. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер, оставив огромнейший вклад в развитие русского барокко.
Русское барокко отличается праздничной контрастной раскраской, наследованной от древнерусских теремов, и всефасадностью, когда каждой стороне здания присущ свой облик. По сравнению с Западом, барокко елизаветинской поры очень мирское, жизнерадостное, лишенное какого-либо религиозного мистицизма. Кроме того, русское барокко отличается подчеркнутой грандиозностью масштабов, каких не знали австрийские и южнонемецкие архитекторы конца XVII - первой трети XVIII века. Достаточно сравнить дворцы Цвингер в Дрездене или Сан-Суси под Берлином с пригородными дворцами Петербурга, и это различие становится очень убедительным. И еще одна особенность русского барокко середины XVIII века - активное использование элементов декоративного стиля рококо.
В 1708 году царь Петр подарил Саарскую мызу своей жене Екатерине Алексеевне. В 1717 году на месте старого деревянного дома начали возводить новый каменный. А вокруг - конюшенный двор, избы для дворни, сараи для карет и тяжелых фурманок, скотный и птичий дворы, амбары, овины. Не парадный и не увеселительный дворец - такой уже сооружался в Петергофе - а обычное поместье для тихой сельской жизни. Дом построили без затей, без роскоши, подобный жилым домам зажиточных людей Петербурга, двухэтажный, кирпичный, с двумя мощными выступами-ризалитами по бокам, с парадной дверью посредине и обязательным, по новой моде, большим залом в центре второго этажа.
Сохранилась старинная опись, в какой комнате что стояло и хранилось: в нижних сенях большой сундук, крытый кожей и белым железом; в комнате
направо шкаф с посудой, стол простой и 8 стульев; угловая комната тоже столовая, но парадная, а дальше спальня с зеркалами, расписными шкафчиками. Все, как у богатого помещика, только над кроватью балдахин, шитый золотом, и корона наверху. Первый этаж для повседневной жизни. Второй - для торжественных случаев.
После смерти Екатерины дом отошел к единственной оставшейся в России наследнице - царевне Елизавете Петровне.
В годы правления Анны Иоановны царевна Елизавета Петровна, пожалуй, только на Саарской мызе чувствовала себя в безопасности. Едва захватив престол, императрица Елизавета Петровна решила придать загородный родовой усадьбе новое, более торжественное обличье. Шли годы. Менялись проекты. Менялись архитекторы. Сначала Михаил Земцов, автор многих первых строений Петербурга. К сожалению, «птенец гнезда Петрова» скончался в скорости после утверждения его проекта. Потом ученик Земцова - молодой архитектор Андрей Квасов. Итальянец Джузеппе Трезини. Родственник прославленного Доменико Трезини, первого строителя Петербурга. Его сменил талантливый Савва Иванович Чевакинский. Но никто не мог потрафить вкусам капризной, взбалмошной императрицы. Наконец в 1749 году перестройку дворца поручили обер-архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.
Не любившая заниматься серьезными
делами, веселая императрица вместе
с тем прекрасно понимала, что
за внушительными размерами и
пышностью дворцов можно укрыть
от западных наблюдателей истинное
состояние оскудевшей государственной
казны. И поэтому она с особым вниманием
следила за всеми работами в Царском Селе.
Будущая императрица Екатерина II оставила
заметки о строительстве нового Царскосельского
дворца: «Это была работа Пенелопы, завтра
ломали то, что сделано было сегодня. Дом
этот шесть раз был разрушен до основания
и вновь построен прежде, чем доведен до
состояния, в каком находится
теперь»[5,с 68] Наконец, к весне 1756 года, Франческо Растрелли завершил строительство нового дворца в Царском Селе.
С утра 30 июня 1756 года в новопостроенном дворце воцарилось напряженное ожидание. Настежь распахнули огромные центральные ворота из кованого железного кружева. За обилием позолоты их прозвали «Золотые». Замерли на постах рослые гвардейцы. Разошлись по своим местам в ожидании приказаний многочисленные слуги в парадных ливреях и арапы-скороходы. Сегодня обер-архитектор граф Франческо де Растрелли должен был, наконец, показать огромный дворец императрице, иноземным послам и придворным вельможам. «Знатному шляхетству», как их тогда называли. Во втором часу пополудни в распахнутые ворота вкатились под охраной конных гвардейцев сверкавшие позолотой и зеркальными стеклами придворные кареты. Вкатились и тут же свернули налево, направляясь вдоль одноэтажного полукруглого здания - циркумференции. Два таких флигеля с западной стороны дворца, как гигантскими руками, обхватывали парадный двор с нарядными цветниками. Движение карет вдоль левой циркумференции было хитроумным замыслом архитектора. К парадному подъезду нельзя было проехать прямо. Следовало сначала сделать небольшой полукруг, чтобы потом проехать вдоль всего здания, протянувшегося на 325 метров с юга на север. Из окон карет гости должны увидеть парадный фасад дворца во всем его блеске и величии.
Сначала перед ними возникла церковь с ее сверкавшим на солнце золотым пятиглавием. Протяженная галерея соединяла ее с большим флигелем. А следующая галерея уже вела от флигеля к центральной части здания - бывшего дома царя Петра, надстроенного, расширенного и переделанного внутри. И снова тот же ритм: галерея, флигель, опять галерея и корпус парадного входа во дворец. Центральные части флигелей и крайние их тоже чуть поднимаются над всем трехэтажным строением, как бы подчеркивая их самостоятельное значение. Но вместе с тем все части дворца объединены единым ритмом белых колонн, лепниной оконных наличников,
львиными и женскими масками - маскаронами, рустованными лопатками. В разное время суток тени от выступающих вперед флигелей, от массивных колонн по-разному ложатся на фасад дворца, порождая впечатление бесконечного, едва заметного движения. И, кажется, что все строение дышит, борясь с окружающим пространством. В этом бесконечном ощущении движения архитектурных масс, в постоянной игре света и тени, в непомерной роскоши и пышности внешнего убранства фасада, утверждающих богатство и могущество владельца дворца, и заключалась особенность стиля барокко.
...Кареты гостей катились к северной оконечности дворца, к корпусу парадной лестницы. А навстречу им с такой же скоростью двигались мощные колонны. Они то ритмично разделяли широкие окна и остекленные двери галерей, то группировались на фасадах флигелей, выделяя их центры. Могучие атланты, согнувшись от напряжения, держали на плечах непомерную тяжесть колонн. И вдруг всеобщий вздох удивления: нарушая привычный ритм, зодчий заменил могучую колонну пилястром, а на освободившийся пьедестал поставил раззолоченную статую. И снова ритм колонн. И снова золоченая статуя.
Позолотой сияют капители колонн, пилястров, скульптурные детали фасада, бесчисленные статуи вазы на кровле дворца. Сияние золота, белизна колонн и пилястров на фоне светло-лазоревых стен - все придает дворцу характер драгоценного украшения грандиозных размеров. Наконец кареты, круто развернувшись, остановились перед корпусом с одним куполом, увенчанный многоконечной золотой звездой. По изогнутым дугой всходам-пандусам пораженные внешним видом дворца гости проследовали внутрь.
Справа и слева полого уходили на второй этаж дубовые лестницы. Вызолоченные статуи на тумбах перил и в нишах стен, казалось, приветствовали утомленных дорогой гостей. Услужливые лакеи распахнули зеркальную дверь в первую залу - антикамеру, и тотчас же, словно по команде, стали распахиваться три двери на противоположном конце и двери в следующем зале, и еще дальше, открывая вид на бесконечную анфиладу,
полную золотого сияния и какого-то еле ощутимого движения. И сразу вдалеке зазвучал торжественный марш.
Гости ступили на узорчатый цветок паркет, и в зеркалах простенков возникло множество шитых золотом мундиров и кафтанов. Отраженные зеркалами солнечные зайчики вспыхивали на резных листочках и лепестках цветов золоченых гирлянд. На изразцовых печах меж дверьми плыли синие корабли, прогуливались дамы с кавалерами, спешили за добычей охотники. А с десюдепортов лукаво улыбались пухлые купидоны, каждый отличный от другого и вместе с тем очень друг на друга похожие.
Особой пышностью выделялась последняя, пятая от входа, или, как ее называли, первая антикамера, где по углам стояли фигурные столики для игры в карты. Три двери вели в главный зал дворца, или Большую галерею 17 метров шириной, 47 - длиной, 7 - высотой. 800 квадратных метров и не единой опоры для крыши. Чудо расчета и мастерства. С востока и запада у длинных стен по 12 стеклянных дверей и 12 окон над ними. В торцах зала над дверьми по 3 фальшивых окна с зеркалами вместо стекол. И зеркала в простенках. В солнечный день сияние, почти осязаемое, заполняло до предела весь этот огромный зал. Где-то высоко под потолком, разместившись попарно над окнами, взирали сверху на гостей амуры атрибутами искусства -палитрами и лирами - и невозмутимые девы с эмблемами правосудия и верности. Над каждой из дверей две резные богини бережно несли украшенный гирляндами картуш с вензелем императрицы. А над всеми, над колоннадами и портиками, на плафоне, расписанном художником Валериани, парила в вечно голубом небе Россия - прекрасная женщина с чертами императрицы Елизаветы - в окружении крылатых гениев науки и искусства.
Радостно зазвучали серебряные трубы неведомо, где укрытого оркестра. И оживленная императрица милостиво пригласила прибывших осмотреть свою резиденцию. Процессия двинулась в глубь дворца. Приветливо взирали на гостей расположенные в едином музыкальном ритме многочисленные лики античных красавиц и пухлых ангелочков, вырезанные
кавалеры, сердитые воины и наглые торговки. Миновав еще два или три зала, послы вдруг ощутили, как вместо запаха ароматических эссенций в лицо пахнуло свежестью летнего сада. Перед ними открылся «висячий» сад разбитый на крыше. Вокруг тихо шелестели ветки растущих в землю цветов. Где-то совсем рядом отчаянно ссорились нахальные воробьи. А во всем остальном это был обычный дворцовый зал, только без крыши. Те же стены, те же окна и резные позолоченные украшения. Именно здесь приятно было присесть и, ни о чем, не думая, вдыхать свежий ароматный воздух. Но императрица уже вела гостей на хоры церкви - милость и почет высочайшие. Все стали осторожно спускаться по крутой лестнице вниз.[4, с 96]
Очнувшись внутри храма, в этом ни на что не похожем мире темно-голубых стен и сверкающего золотом иконостаса, где все, казалось, источало дурманящий аромат ладана, гости вдруг ощутили легкую усталость от множества новых впечатлений, от невиданной роскоши. Императрица стояла радостная, довольная, ожидая восторга и похвалы гостей. И послы не заставили себя ждать. Стараясь опередить друг друга, высказывали они свое восхищение и удивление. Лишь посол Франции молчаливо стоял в стороне. Раздосадованная Елизавета, сдерживая обиду, обратилась к нему: «Я вижу, для господина министра мой новый дом слишком беден и некрасив...» Гости замерли. И тогда, галантно поклонившись, посол ответил в наступившей тишине: «Ах, Ваше Императорское Величество, я не увидел здесь самого главного...Достойного футляра для столь великой драгоценности...»[2, с. 63] В этот день посол Франции обедал за одним столом с императрицей...
Помимо Царскосельского дворца Франческо Растрелли возвел дожившие до наших дней великие здания известные сегодня в мире: Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец (1754-1762) - последнее и самое совершенное произведение Растрелли, обозначающее единый архитектурный ансамбль с обнесенной открытой колоннадой Дворцовой площадью, одной из красивейших площадей в мире.
Во внешнем облике Зимнего дворца на фоне светло-зеленых стен выделяются стройные белые колонны: одинарные, парные и даже собранные в пучки. Они располагаются в два яруса, причем верхние колонны охватывают второй и третий этажи. Стены прорезаны длинными рядами окон, очень больших и широких во втором этаже, меньших в третьем и нижнем, цокольном. Привлекает внимание пышная декоративная лепнина: головки амуров, маскароны. Вдоль крыши, на каменном парапете, помещены аллегорические фигуры нимф, морских божеств, статуи рыцарей и красивые вазы. Середина фасад отмечена треугольным фронтоном, крышу которого украшают фигуры бога морей Посейдона и его жены Амфитриты. Во фронтон вмонтированы часы с боем, круглым черным циферблатом, позолоченными римскими цифрами и стрелками. Со стороны Невы, на северном фасаде дворца, главный вход с колоннами слегка выступает за общую линию.1