Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:28, реферат
Из курса истории нам известно, что Александр Колчак - российский военачальник, полярный исследователь, командующий Черноморским флотом, военный стратег и советник Государственной думы, лидер белого движения в России. Его считают способным минером.
Однако в настоящее время существует много сведений о том, что Колчак был английским агентом и что он был завербован американцами
Введение 3
Детство 4
Начало научной работы 5
Экспедиция Толля 7
Русско-японская война 9
Развитие русского флота 10
Первая мировая война 12
После присяги временному правительству 16
Инспекция Рута 20
Гражданская война 22
Конец Первой Мировой войны. Компьенское соглашение. 26
Белый террор 30
Золотой запас 32
Поражение и смерть 33
Заключение 35
Список литературы 37
Министерство сельского хозяйства российской федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГОу впо «санкт-
КАфедра истории и экономической теории |
Реферат по истории |
Судьба английского агента Колчака |
Лямцева Евгения Алексеевна, студентка1 курса, 7 группа |
Доц. Кафедры истории и экономической теории Шахворостов Николай Михайлович
Санкт-Петербург 2010 |
Оглавление
Введение 3
Детство 4
Начало научной работы 5
Экспедиция Толля 7
Русско-японская война 9
Развитие русского флота 10
Первая мировая война 12
После присяги временному правительству 16
Инспекция Рута 20
Гражданская война 22
Конец Первой Мировой войны. Компьенское соглашение. 26
Белый террор 30
Золотой запас 32
Поражение и смерть 33
Заключение 35
Список литературы 37
Из курса истории нам известно, что Александр Колчак - российский военачальник, полярный исследователь, командующий Черноморским флотом, военный стратег и советник Государственной думы, лидер белого движения в России. Его считают способным минером.
Однако в настоящее время существует много сведений о том, что Колчак был английским агентом и что он был завербован американцами.
Особенно кощунственно звучит титул Колчака – «Верховный правитель». Известно, что такой титул принадлежал только одному человеку в России – Государю Императору. Кто и по какому праву присвоил этот титул вице-адмиралу Колчаку?
Также известно, что адмиралу Колчаку власть преподнесли, как в народе говорят, «на блюдечке с синенькой каемочкой». Случайно он получил в свое распоряжение весь золотой запас России. Ему помогали все страны Антанты, и не только оружием, боеприпасами и снаряжением.
Всего лишь за один год своего
правления адмирал сумел
Что в историях о нем правда, а что вымысел? Был ли Колчак в действительности агентом английской разведки? Кто несет ответственность за "белый террор" в Сибири? Почему про Колчака говорили: «мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский…»
Цель работы:
Узнать кем же действительно был для России адмирал Колчак и какова была его судьба.
Задачи:
Александр Васильевич родился в семье представителя этого рода Василия Ивановича Колчака (1837—1913) — штабс-капитана морской артиллерии, впоследствии генерал-майора по Адмиралтейству. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853—1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он окончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.
Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Посохова, происходила из одесской купеческой семьи.
Сам Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 в селе Александровское под Петербургом.[2] Небогатую и не особо знатную семью можно было считать типичной для служилого дворянства. Хотя, по семейному преданию, род восходил к турецкому военачальнику Илиасу-паше Колчаку, коменданту взятой русскими в 1740 году крепости Хотин, достоверно будущий Верховный правитель мог проследить свою родословную только до прадеда — украинского казака Лукьяна Колчака[1]
Начальное образование будущий адмирал получил дома, затем поступил в 6-ю Петербургскую классическую гимназию, где в 1885—1888 годах окончил 1—3 классы (из 8). Во время обучения в гимназии имел плохую успеваемость, и при переводе в 3 класс получив двойку по русскому языку, тройку с минусом по латинскому, тройку по математике, тройку с минусом по немецкому и двойку по французскому языку, чуть не был оставлен на второй год. На повторных устных экзаменах по русскому и французскому языкам исправил оценки на тройки, и был переведён в третий класс[3].
В 1888 году А.В. Колчак поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1894 году, выдержав все экзамены на «отлично» кроме минного дела, по которому удовлетворительно ответил на 4 из 6 вопросов. Несмотря на это, должен был стать первым по успеваемости в своём выпуске, но запротестовал и первым в выпуске стал его друг Дмитрий Филиппов, а сам получил одну из денежных премий имени адмирала П. И. Рикорда как второй в выпуске[3].
15 сентября 1894 года Колчак был произведён в мичманы, в конце года зачислен в Петербургский 7-й флотский экипаж, в марте 1895 года назначен для занятий штурманским делом в Кронштадтскую морскую обсерваторию, и спустя месяц его определили вахтенным офицером на броненосный крейсер «Рюрик».[4]
Флот переживал
в ту пору не лучшие времена. За внешним
блеском и кажущейся мощью
скрывалось множество проблем: чрезмерно
бюрократизированное
5 мая того же года на «Рюрике» он вышел из Кронштадта в заграничное плавание через южные моря к Владивостоку[3] В походах он не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием, пытался изучить китайский язык, также он увлёкся океанографией и гидрологией Тихого океана, особенно его интересовала северная его часть: Берингово море и Охотское море.
В 1897 году Колчак подавал рапорт с просьбой перевести его на канонерскую лодку «Кореец» которая направлялась в то время к Командорским островам, где он планировал заняться исследовательской работой, однако вместо этого был направлен в качестве вахтенного учителя на парусный крейсер «Крейсер» который использовалось для подготовки боцманов и унтер-офицеров.
5 декабря 1898 года «Крейсер» отправился из Порт-Артура в расположение Балтийского флота, 6 декабря Колчак и Алексей Геркен были произведены в лейтенанты. На подходе к Шанхаю штурман посадил судно на мель и вскоре был списан, на его место назначили сына адмирала Геркена Алексея, а Колчак стал его помощником[4].
В 1899 году он опубликовал статью: «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1899 года»[4].
По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ, так как ко времени подачи прошения экипаж экспедиции был полностью укомплектован. После этого, некоторое время входя в личный состав судна «Князь Пожарский», Колчак в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в упомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в Петербург. Начальник экспедиции предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а кроме того быть вторым магнитологом. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.
21 июля 1900 года экспедиция на шхуне «Заря» двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.
Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.
По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось выяснение судьбы экспедиции Толля. Экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннета, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.
За участие в экспедиции Александр Васильевич был награждён Константиновской медалью.
В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.
Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова. Вскоре после этого Колчак стал командиром миноносца «Сердитый». Совершив ночную опасную вылазку, Колчак расставил мины, на которых взорвался японский крейсер «Такасаго»[8]. К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм — следствие двух полярных экспедиций — заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл четыре месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием — Золотой саблей с надписью «За храбрость».
Освободившись из плена, Колчак получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.
В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб (в том числе и по инициативе Колчака), взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был заведующим его отделением русской статистики, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно — 6 (из 8) линкоров, около 10 крейсеров и несколько десятков эсминцев и подводных лодок вступили в строй только в 1915—1916 гг., в разгар Первой мировой войны, а некоторые из заложенных в то время кораблей достраивали уже в 1930-е годы.
Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива — при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрывавшихся береговыми батареями.
Капитан второго ранга Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование — монографию, обобщавшую его исследования в Арктике, — «Лёд Карского и Сибирского морей» (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909. Т.26, № 1.).
Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909—1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.
С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.
В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.