Судебная реформа Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Ни в юности, ни в зрелые годы Александр II не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855 году, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………………………………3
Глава 1. Подготовка и проведение судебной реформы 1864 года………………….5
Глава 2. Судебная система……………………………………………………………10
Часть 1. Мировые судьи и окружные суды………………………………………… 11
Часть 2. Судебные палаты……………………………………………………………14
Часть 3. Сенат, Верховный уголовный суд и прокуратура………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Судебная реформа Александра II

 (курсовая работа)

 

 

Выполнила студентка

1

курса,

гр.

314

Марина  Сергеевна Бургард

(Ф.И.О.)

(подпись)

Научный руководитель

(ученая  степень, звание)

кандидат юридических  наук, доцент

Иван Юрьевич Маньковский

 

(подпись)

Работа защищена «___»_____200_ г.

(оценка)

(подпись  научного руководителя)


 

 

 

Барнаул – 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…...……………………………………………………………………………3

Глава 1. Подготовка и проведение судебной реформы 1864 года………………….5

Глава 2. Судебная система……………………………………………………………10

Часть 1. Мировые судьи и окружные суды………………………………………… 11

Часть 2. Судебные палаты……………………………………………………………14

Часть 3. Сенат, Верховный уголовный  суд и прокуратура………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………………...19

 

Введение

Ни в юности, ни в зрелые годы Александр II не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855 году, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

 В своей курсовой работе я решила описать судебную реформу 1864 года, которая считается самой буржуазной и последовательной реформой Х1Х века в России. В ходе проведения данной реформы предполагались изменения в разных областях судопроизводства: в организации судебной системы (например, введение суда присяжных), в профессиональном статусе судей (институт мировых судей, пожизненное избрание), в процедуре вынесения приговора (“двухэтапного” формирования приговора - присяжными и судей) и т.п.  

На характере и темпах этой реформы  самым непосредственным образом  сказалось освобождение крестьян, поскольку  с уничтожением крепостного права  всякий смысл утратил прежний  вотчинный суд, который творил помещик.

Отмена крепостного права это первые шаги развития капитализма. На Западе, где давно он развивался, правовые вопросы решались давно, и был накоплен большой опыт. А в России приходилось считаться с тем обстоятельством, что 90% населения России это крестьяне, как правило, неграмотные, с ними обращаться как с гражданами, которые способны нести ответственность или предъявлять обвинения, было практически невозможно. До реформы Александра II существовали два вида судов для крестьян – нижний и верхний, которые назывались – нижняя расправа и верхняя( что, в принципе, недолгое время сохранялось и после реформы, но впоследствии суд стал бессословным). Отмена крепостного права и наделение крестьян землей, привела к расширению правового статуса сельских жителей, в связи с чем потребовалось разработать систему мер, гарантировавших реальное пользование приобретенными правами, чего нельзя достичь без коренной перестройки других сфер общественной жизни, особенно судебной.

Преобразования императора переросли в реформу феодальной системы, что послужило существенным скачком в развитии общества того периода. Попытка охарактеризовать дореформенный суд в России приводит к выводу, что последний находился в достаточно скверном состоянии. Доказательствами этого служит немало фактов: сложность и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, бюрократизм, взяточничество. Старый дореформенный суд в России справедливо почитался не правосудием, а «кривосудием».

 

  

 

 

 

 

Глава 1.  Подготовка и проведение судебной реформы 1864 года

Столько же времени, сколько существует государство, как форма организации  общества, существует и проблема организации  судебной системы и ее органов.  Концентрация власти в одних руках всегда вела к произволу и злоупотреблению.  Изначально, вся власть, в том числе и судебная, находилась в одних руках. Впоследствии, с развитием государства и общественной жизни,  начали возникать предпосылки разделения государственной власти в России. Процесс этот был очень долгим и шел несколько столетий. Так появилась судебная власть и все отсюда вытекающие проблемы ее несовершенства. Основным пороком были такие социальные препятствия, как: отражение и защита интересов правящего класса; взяточничество; произвол и невежество чиновников; бюрократизм; в дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства; тайный процесс судопроизводства.

Дореформенный суд до этого момента  основывался на законодательстве Петра I и Екатерины II, в отдельных случаях  использовались даже нормы Соборного  уложения 1649 года. Как писал А.Ф. Кони по поводу книги второй тома XV «Свода законов Российской империи», подготовленного  М.М. Сперанским, получилось «бессвязное  собрание самых разновременных постановлений».

Огромное количество судебных органов, запутанная система, низкая грамотность  судей, чрезмерное взяточничество –  все это способствовало тому, что  необходимость судебной реформы  начали осознавать все слои общества. В столь скверном состоянии, как судебные органы, не находился ни один орган государственного аппарата .

История подготовки судебной реформы уходит своими корнями в первую половину XIX века, когда еще в 1803 году М.М. Сперанский предложил программу усовершенствования судебной системы России.

С восхождением на царство Александра II в условиях начавшегося в обществе умственного и нравственного  подъема сразу же произошло оживление работ по судебной реформе. Уже в 1857 г. граф Блудов решительно высказался за необходимость не частичных улучшений судопроизводства, а коренных его изменений. В 1857 - 1860 годах им были составлены подготовительные проекты будущих уставов «сообразно требованиям непреложных начал юридической науки». После предварительного рассмотрения этих подготовительных проектов в Государственном совете было решено получить заключение практиков.

Отправным моментом для подготовки судебной реформы считается 15 ноября 1857 года – день, когда в Государственный  совет был внесен проект реорганизации  гражданского судопроизводства.

В октябре 1858 года комиссия, созданная  для реформы, представила императору Александру II доклад, предлагавший отделить исполнительную власть от судебно-следственной и создать мировые суды, которые  рассматривались как перспективный  орган судебной власти,  разрешавший  маловажные споры вообще.

Член  Владимирского комитета И. С. Безобразов заявил о невозможности крестьянской реформы без судебной. Если последняя не будет осуществлена, то выход из крепостной зависимости приведет крестьян к тому, что «...лишив их защиты крепостной власти, передать на жертву произвола, жадности и лихоимства чиновников. Что, если одно крепостное право, то суровое, то мягкое, заменится другим, всегда суровым и никогда не смягчающимся? Напрасны будут труды наши, напрасны жертвы».

Гарантировать беспрепятственное владение, пользование  и распоряжение землей крестьянству мог только суд. Он же обеспечивал  в этом случае и интересы помещика, рассчитывавшего на вознаграждение.

Владимирское  дворянство убеждало царя в адресе 15 января 1860 г. в невозможности крестьянской реформы без судебной, «потому  что освобожденные крестьяне, лишенные защиты помещиков, при отсутствии правосудия и ответственности должностных  лиц подвергнутся еще большей  и невыносимой зависимости от произвола чиновников и через  то могут совсем потерять уважение к действительной законности».

Поэтому «для мирного и благоприятного исхода предстоящей реформы» необходимо:

1) разделить  власти: административную, судебную  и полицейскую; 

2) определить  «ответственность всех и каждого  перед судом»;

3) ввести  гласность гражданского и уголовного  судопроизводства;

          4) учредить суд присяжных1.

 

Провозглашение 19 февраля 1861 года акта о крестьянской реформе влило новые силы в  ход судебно–правовых преобразований. Анализ поступивших из разных концов России практических замечаний на составленные Блудовым подготовительные проекты будущих уставов и разработку «главных основных начал» реформы был поручен Государственной канцелярии вместе с прикомандированными к ней юристами. Причем не просто чиновниками-«законоведами», а виднейшими представителями правовой науки, в числе которых были Н.А. Буцковский, Н.И. Стояновский, К.П. Победоносцев , чья деятельность затем была отражена в замечательной книге Анатолия Федоровича Кони «Отцы и дети судебной реформы: к пятидесятилетию Судебных Уставов». Юристам при этом было дано «высочайшее повеление»: «изложить в общих чертах соображения Государственной канцелярии и прикомандированных к ней юристов о тех главных началах, несомненное достоинство коих признано в настоящее время наукою и опытом европейских государств и по коим должны быть преобразованы судебные части в России»2.

 В  конце 1862 года в судебной инстанции  был представлен проект “Основных  положений судоустройства”. Там  были высказаны новые принципы.    К ним относились: идеи отделения суда от администрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей и образование института мировых судей.

 

1 Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России, 1989. С.94.

2См.: Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы: Сборник статей . ─ М.: «Статут»; РАП, 2004. С.55-56.

 

В августе 1864 года проекты судебных уставов  были вынесены на обсуждение в Государственный  совет, одобрены и утверждены монархом.3

Утверждая 20 ноября 1864 г. Судебные Уставы, император  Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, в котором, в частности, говорилось: «По вступлении на прародительский  престол одним из первых наших  желаний, всенародно возвещенных в  Манифесте 19 марта 1856 года, было: «да правда и милость царствуют в судах»... Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние…»4.

Судебные  уставы 20 ноября 1864 г. включали в себя:

  1. Учреждение Судебные установления.
  2. Устав гражданского судопроизводства.
  3. Устав уголовного судопроизводства.
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Именно эти  уставы составили в целом судебную реформу.

Введение  Судебных уставов на всей территории Российской империи потребовало  бы не только значительных денежных средств, которых в казне просто не было, но и необходимых кадров, с которыми было еще сложнее, чем с финансами. В связи с этим Александр II поручил  особой комиссии разработать план введения Судебных уставов в действие. Председателем  был назначен В.П. Бутков, который  ранее стоял во главе комиссии, составлявшей проекты Судебных уставов.

Итак, завершая данную главу, хотелось бы отметить принципы судебной реформы:

 

 

3Вицин С. От формирования судебной системы ее реформированию // Российская юстиция. 2001 №4 с. 2 – 5

4 Карнозова Л. М. Возрожденный суд присяжных: замысел и проблемы становления. – М., 2000. С.18.

 

1. Отделение  судебной власти от исполнительной (административной) и законодательной,  а в гражданском судопроизводстве  – отделение власти судебной  от обвинительной.

2. Провозглашение  начала гласности в гражданском  судопроизводстве и уголовном  процессе.

3. Провозглашение  принципа несменяемости судейских  должностей.

4. Устройство  самостоятельной ветви мировой  юстиции для маловажных дел  отдельно от общих судов.

5. Введение  присяжных поверенных (адвокатов)  и их советов.

6. Учреждение  института присяжных заседателей,  который являлся не самостоятельным  учреждением, а особым присутствием окружного суда.

7. Отмена  теории формальных доказательств  в уголовном процессе.              

8. Учреждение  кассационного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Судебная система

 

Судебная реформа отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочения  своих позиций нуждалась в  объявлении формального равенства  всех перед судом, в утверждении  начал буржуазной законности. Это  проявилось во введении суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры, в новой организации судебного  процесса и судебных учреждений. Характеризуя экономическую и политическую сущность крестьянской реформы 1861 года, В. И. Ленин  подчеркнул неразрывную связь всех реформ 60-х гг. XIX в.: «Если бросить  общий взгляд на изменение всего  уклада российского государства  в 1861 году, то необходимо признать, что  это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в  буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с  политической точки зрения.

Информация о работе Судебная реформа Александра II