Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:06, контрольная работа
Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.
1.Судебник Царя Хаммурапи (общая характеристика) (вопрос №9)
Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.
Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Памятник сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевёзшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей.
Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.
Первые 5 статей (нумерация статей установлена современными учёными) посвящены вопросам судопроизводства.
Статьи 6—13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.
Статьи 14—20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.
В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.
Статьи 26—41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.
Статьи 42—47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю.
Следующие пять статей (48—52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.
Статьи 53—56 налагают кару за небрежное использование ирригационной сети.
Статьи 57—58 защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами.
Статьи 59—66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.
Следующие статьи, содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.
К ним примыкают статьи 100—107, говорящие о купцах — тамкарах и их помощниках.
Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в статьях 108—111.
Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены статьи 112—126.
Очень большое место (статьи 127—195) занимает семейное право.
Отдел, содержащий статьи 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения.
Статьи 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.
Вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей, рассматривают статьи 228—235.
Разнообразные виды найма обстоятельно разобраны в статьях 236—277.
Заключительные статьи содержат постановления о рабах.
Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого “божьего суда”. К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу “око за око, зуб за зуб”. Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.
Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.
Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. В законах Хаммурапи отчётливо проступает классовый характер законодательства Вавилонского царства. Государство установлением суровых наказаний защищало рабовладельцев от “строптивого” раба. За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Виновный в убийстве раба давал взамен его собственнику другого раба. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа “преступников”, из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях. Средняя цена раба составляла 150—250 г серебра.
2. Великая Хартия Вольности 1215 г. (общая характеристика)
(вопрос 33)
Великая хартия вольностей (Magna Carta. The Great Charter of Liberties) — это жалованная королевская грамота, ставшая итогом борьбы феодальной знати (баронов) и примкнувших к ней других социальных сословий и групп против королевского налогового и административного произвола. Хартия была подписана 15 июня 1215 г. в долине Темзы, близ местечка Раннимед, где король встретился с мятежными вооруженными баронами. Король Иоанн Безземельный вызвал недовольство у своих подданных тем, что по своему произволу и неоднократно прибегал к различным поборам. Произвол творили и королевские чиновники, вершившие помимо административных также судебные дела. В конфликте короля с подданными важную роль выполняли две группировки — вооруженная оппозиция мятежных баронов и церковь, оказавшая им негласное сочувствие и поддержку необходимой аргументацией и документами. Общий перечень злоупотреблений короля Иоанна к моменту вынужденного подписания хартии выглядел следующим образом:
∙ король взимал чрезмерные платежи и субсидии (займы) таким способом и под такими предлогами, которые не были ни одобрены обычаем, ни установлены законами;
∙ без судебного разбирательства король мог конфисковать поместье у своего вассала;
∙ он произвольно забирал дела из баронских судов, переда вал их в ведение своих судей;
∙ король ввязался в войну с Францией из-за спора по вопросам престолонаследия со своим племянником Артуром;
∙ он вошел в конфликт с папой римским. (король Иоанн настоял на назначении своего человека -> был вначале отлучен папой римским Иннокентием III от церкви, затем помилован, но принуждался к выплате солидной суммы ежегодной контрибуции серебром).
На этой почве против короля возник единый фронт недовольных, возглавленный баронами и высшим духовенством. Мятежные бароны подготовили проект королевской хартии, известный в истории под названием "Баронские статьи". Большинство этих заготовленных статей вошли в текст.
Содержание хартии. Текст хартии был написан на латыни и впоследствии разбит на 63 статьи.
Областям регулирования:
1.Права церкви. Король
давал согласие на закрепление
свободы церкви в пользовании
своими привилегиями и
2. Права и вольности баронов и других свободных людей. Отныне все налоги и сборы могут взиматься только в строго определенных случаях (выкуп короля из плена, выдача дочери замуж, посвящение в рыцари королевского сына) либо по решению "общего совета королевства", состоящего из короля, архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов, которые вызывались письменно (с указанием повода) к определенному сроку в определенное место. Король подтверждал также имеющиеся "вольности и свободные... обычаи" города Лондона, других городов и портов (ст. 13), единство по всему королевству мер и весов (ст. 36), свободу выезда и передвижения по стране для иностранных и местных купцов (ст. 41), свободу выезда подданных в другие страны при условии сохранения ими преданности своему королю (ст. 42). При этом хартия замалчивает ненавистный горожанам налог под названием тпалъя, не подтверждает предоставленное предыдущей хартией Иоанна право Лондона выбирать мэра. Особо перечисляются способы обеспечения владельческих прав крупных феодалов и пресечения злоупотреблений королевских чиновников (ст. 7—И, 21, 37, 44, 46). Например, гарантировалось, что графы и бароны будут штрафоваться не иначе как "при посредстве равных себе и не иначе как сообразно роду поступка" (ст. 21). Тем самым знатные люди выводились из-под действия королевских судов с участием присяжных. О рыцарском держании было сказано, что никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, которая следует с него (ст. 16). А в другой статье говорилось, что положения хартии, регулирующие взаимоотношения короля и его вассалов, относятся также к отношениям между баронами и их вассалами (ст. 60). Самой важной и самой памятной оказалась ст. 39, в которой перечислялись гарантии личной и имущественной неприкосновенности для всех свободных людей королевства. "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем кого-либо на него иначе как по законному решению суда равных (by lawful judgment of his peers — равных ему По положению судей) или по законам земли (страны — by law of land)". В данной статье было сформулировано требование не от имени вассалов, а от имени особого разряда — свободных людей, которые должны будут лишаться своей свободы или имущества не по традиции или обычаю, а по судебному решению равных или по законам страны (здесь могли быть приняты во внимание и обычаи).
3. Гарантии обеспечения
прав и вольностей со стороны
короля. Король соглашается на
ограничение судебных
Информация о работе Судебник Царя Хаммурапи (общая характеристика)