Судебник Царя Хаммурапи (общая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Файлы: 1 файл

История Задание.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

Подробная регламентация гражданских прав и свобод по конституции 1867 г. осуществлена не была. Остался нерешенным и национальный вопрос: хотя официальными языками провозглашались английский и французский и для франко-канадского населения была предусмотрена свобода вероисповедания, права на самоуправление это население не получило. Сохранялась и расовая дискриминация в отношении “краснокожего” (индейцы) и “желтого” (китайцы, японцы) населения.

Поскольку Конституция Канады 1867 г. была учреждена в форме имперского статута, парламент Канады не мог изменять ее положения: такие изменения могли быть произведены только актами имперского парламента.

Конституция Канады явилась образцом для принятия соответствующих нормативных актов других переселенческих колоний, когда они получили статус доминиона (этот статус был предоставлен Австралийскому Союзу в 1901 г., Новой Зеландии — в 1907 г., Южно-Африканскому Союзу — в 1909 г.).

После образования доминионов их внешняя политика и вопросы обороны продолжали оставаться в компетенции правительства Великобритании. Формой взаимоотношений метрополии с доминионами стали т. н. имперские конференции, проводимые под эгидой Министерства колоний. Имперским конференциям предшествовали т. н. колониальные конференции, на которых присутствовали представители метрополии, переселенческих колоний, а также некоторых коронных колоний; первая такая конференция состоялась в 1887 г. Начиная с 1907 г. статус этих конференций был повышен (именно с этого времени они стали именоваться имперскими): они стали проводиться под председательством премьер-министра Великобритании и предполагали участие премьер-министров доминионов. На имперских конференциях рассматривались главным образом вопросы внешней политики Британской империи.

Таким образом, к началу XX века была создана достаточно гибкая и вместе с тем негромоздкая система управления Британской колониальной империей, в известной (а в доминионах — и в значительной) степени учитывавшая интересы верхушки местного населения. Это позволило Великобритании на протяжении последующих десятилетий эффективно эксплуатировать богатейшие природные ресурсы своих владений, уверенно сохранять статус великой державы и занимать одно из ведущих мест в системе международных отношений.

 

4. Изменения в государственном строе Англии в 19 веке (вопрос 87)

Традиционно, беря за основу экономические изменения, в истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода: 1. Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма; 2. 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма;  3. 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.

Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политико-правовых отношений.  Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:  -демократизация избирательной системы и политической жизни Англии; -обуржуазивание парламента и государственного аппарата;  - возвышение исполнительной власти.

Англия в период развития промышленного капитализма. В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60 годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне.  Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой  структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата). Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии. На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина XV111 века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений. Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори.                             

Интересы промышленной буржуазии,  стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и  финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы. Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему. Избирательная реформа 1832 года.  Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии,  сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата.  Сохранение практики посылки депутатов в парламент от "гнилых" и "карманных"  местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 "гнилых местечек" с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали. Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции.  Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. 

В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской  реформе".  Нижняя  палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения. В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему: 1. Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных  местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка. 2.Крупные промышленные города,  не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними  и  графствами). 3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: - избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах - строением; в деревне  - землей),  которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных;  - избирательным правом наделялись арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов; 4. Устанавливался ценз оседлости – 6 месяцев. Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX  века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы. Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм. Пролетариат, принимавший активное

участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих. Принятый парламентом в 1834 году "Акт об изменении закона о бедных", ограничивавший практику оказания помощи бедным со стороны приходов, способствовал активизации борьбы пролетариата за свои избирательные права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепроизводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне была создана "Ассоциация рабочих", ставшая ядром чартизма-  рабочего  движения  за всеобщее избирательное право.

Политическую платформу движения составила "Народная хартия" (хартия по-английски - чартер, поэтому движение названо чартистским), которая содержала шесть основных требований, предусматривающих создание основ новой избирательной системы: - равного представительства; - переизбрания парламента каждый год; - всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти  месяцев; - отмена имущественного ценза; -тайного голосования; - вознаграждения труда депутатов.  Неоднократно чартисты вносили  в парламент петиции о "Народной хартии", но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское  движение  подкрепляло  политические  требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями.  Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое  время угрозу новой парламентской реформы.  Реформа 1832 г.  и борьба за дальнейшую демократизацию  избирательной  системы  вызвали  изменения  в государственном строе, главными из которых стали: 1. Преобразование политических  партий.  Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии,  а  преемницей тори - консервативная партия, представлявшая  крупных землевладельцев  и  финансовых магнатов.   Появилось  понятие  постоянного  партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на  себя  функции  составления  избирательных списков и агитации  среди  избирателей.  2.  Дальнейшее  развитие принципа  ответственного правительства.  Исполнительную власть кабинета министров получила  партия,  победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин. 3.Влияние короля на деятельность правительства все  более

ослабевает.  Старая  формула  "король  не может быть не прав" оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - "король царствует,  но не управляет".  Англия в период расцвета промышленного  капитализма.  50-60-е годы XIX в.  стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма  и периодом  утверждения  политического господства промышленной буржуазии.  Палата общин,  где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов  и  сведя  к  минимуму роль короны.  В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение,  а  в  английском  обществе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский  конгресс тред-юнионов,  объединявший только квалифицированных рабочих,  в которых буржуазия  искала социальную опору своей власти среди пролетариата.     

В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе,  инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправками либералов. Избирательная реформа 1867г. предусматривала:  1.  Новое  перераспределение мест в парламенте(11 местечек лишились права посылать  депутатов;  35  -ограничили свое представительство до 1 депутата;  освободившиеся 52  парламентских  места  были  распределены между промышленными городами и графствами). 2. Снижение имущественного ценза. 3. Ценз оседлости был увеличен до 1  года.  Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет  мелкой буржуазии  и наиболее обеспеченной части рабочего класса.  Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования,  непредоставление избирательных  прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы. Англия в период перехода к империализму. В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма  к империализму,  главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала.  Английский  империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского  капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве.

Переход к империализму отразился на политическом режиме и  государственном  строе  Англии конца XIX - начала XX веков.  Третья избирательная реформа  1884-1885  гг.  В последней четверти XX в. в Англии принимается ряд законов,  предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права.  В 1872 г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное  голосование;в 1883 г.  принимается законопроект,  предусматривающий наказание за подкупы избирателей во  время  выборов;  в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах  и  ограничивавший,  тем самым,  расходы на проведение выборов.  Среди избирательных законов этого периода особое место  занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов,  составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось: 1. Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов ;  2.  Введение избирательных  округов  с  равным представительством  от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы  значительно  расширило избирательный корпус,  четко определило территориальные единицы,  избиравшие депутатов в палату общин,  но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система  относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.  Сохранение имущественного и  полового  избирательных цензов,  право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах,  сложный порядок регистрации избирателей,  отсутствие вознаграждения за  депутатский  трудставили  в

Информация о работе Судебник Царя Хаммурапи (общая характеристика)