Святые князья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Совсем недавно крещеный, а по сути, все еще языческий, русский народ постепенно усваивал учение Христа и был готов к переменам в сознании, быту и даже поступках. Однако одной теории для этого явно не хватало, ибо сказано, что «вера без дел мертва». Для перелома, который должен был произойти, требовались герои, готовые на практике исполнить заповеди библейских притч, и такие герои вскоре появились. Борьба за власть при Владимире Крестителе велась исключительно по языческим понятиям, жёстко и беспринципно. Сын восставал на отца, отец убивал сыновей, и хорошим тоном считалось отплатить своему врагу за смерть близкого тем же - смертью, поэтому кровная месть была в то время вполне обычным явлением.

Содержание работы

Введение
Объектом исследования является.
Предметом исследования являются.
Цель работы – раскрыть сущность и особенности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть
2. Проанализировать
3. Сформулировать выводы по теме.

Файлы: 1 файл

Святые князья.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Объектом исследования является.

Предметом исследования являются.

Цель работы – раскрыть сущность и особенности.

Задачи работы:

1. Рассмотреть

2. Проанализировать 

3. Сформулировать выводы по теме.

 

1. Князья Борис и Глеб

1.1. Борис и Глеб - первые русские святые

Совсем недавно крещеный, а по сути, все еще языческий, русский народ постепенно усваивал учение Христа и был готов к переменам в сознании, быту и даже поступках. Однако одной теории для этого явно не хватало, ибо сказано, что «вера без дел мертва». Для перелома, который должен был произойти, требовались герои, готовые на практике исполнить заповеди библейских притч, и такие герои вскоре появились.

Борьба за власть при Владимире  Крестителе велась исключительно по языческим понятиям, жёстко и беспринципно. Сын восставал на отца, отец убивал сыновей, и хорошим тоном считалось отплатить своему врагу за смерть близкого тем же - смертью, поэтому кровная месть была в то время вполне обычным явлением.

Под конец жизни Владимира против него восстали сразу двое его сыновей - Святополк, прозванный впоследствии Окаянным, и Ярослав (Мудрый). Сам Владимир намеревался передать власть своему любимому сыну - Борису, князю Ростовскому. В 1015 году великий князь заболевает и призывает 25-летнего Бориса к себе в Киев, чтобы передать ему в управление дружину. Однако вскоре становится известно о наступлении печенегов, и Владимир отправляет наследника с дружиною на борьбу с ними.

Печенегов Борис так и не встретил - по одной  версии, информация об их вторжении  была ложной, по другим сведениям, враги  бежали, услышав о приближающихся русских войсках. На обратном пути князь остановился на реке Альте, здесь он и узнал о внезапной кончине своего отца, а также о том, что великокняжеский престол занял его сводный брат Святополк.

Дружина Бориса, возмущённая захватом власти Святополком, предложила князю немедленно идти на Киев и сбросить негодяя с престола. Однако Борис, как следует из летописных источников, возгорелся праведным гневом и наотрез отказался идти войной на собственного брата. В результате дружинники покинули Бориса, и он остался в лагере один.

Известие  о смерти отца Борису прислал сам  Святополк. В своём письме новый  правитель предлагал брату жить в мире и любви и даже обещал увеличить его владения. Но это была всего лишь часть коварного плана: опасаясь мести Бориса, который был весьма популярен в народе, Святополк вслед за письмом послал и бояр, которые должны были убить князя. Последний был извещён о недобрых намерениях брата, но никаких активных действий для собственного спасения или устранения злоумышленников не предпринял.

Посланники  Святополка явились к шатру Бориса в ночь на 6 августа (по новому стилю) и услышали пение псалмов. Убийцы решили дождаться, пока их жертва уснёт, после чего ворвались в шатёр и пронзили Бориса копьями. Первым скончался слуга князя венгр Георгий, который собственным телом попытался защитить господина. Ещё живого, убийцы завернули Бориса в шатёрное полотно и повезли в Киев. Однако Святополк, узнав о том, что брат был только ранен, послал им навстречу ещё двоих варягов, которые и добили несчастного Бориса. Его тело было тайно вывезено в Вышгород и погребено в церкви святого Василия.

Для того чтобы  спокойно управлять государством, Святополку Окаянному надо было расправиться с  ещё одним потенциальным мстителем - князем Муромским Глебом, который  являлся не только единокровным, но и единоутробным братом убитого Бориса. Святополк призвал ничего не знавшего ни о гибели отца, ни о политической ситуации в Киеве Глеба в столицу.

По пути в Киев Глеб сделал остановку неподалёку от Смоленска, где получил печальное известие от другого своего брата - Ярослава Мудрого. Тот сообщал о смерти Владимира, занятии престола Святополком и намерении последнего убить Глеба. Юный князь остался под Смоленском, где усердно молился об отце и брате.

Посланники  Святополка явились к Глебу в сентябре 1015 года. Они приказали зарезать князя его собственному повару, что тот и сделал. Убитого погребли здесь же, на берегу Днепра, в простом гробу из двух выдолбленных брёвен. Только спустя четыре года, когда престол занял Ярослав, тело Глеба было отыскано. Его перевезли в Вышгород и похоронили рядом с братом Борисом в церкви Святого Василия.

Почти сразу  после мученической гибели оба брата, Борис и Глеб, были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев. С  тех пор они стали считаться заступниками Руси и покровителями русских князей, их почитание было очень распространено в народе. Святые князья не стали воздавать злом за зло, и, как это бывает в подобных случаях, справедливость восторжествовала. Разбитый Ярославом, Святополк Окаянный бежал в Польшу, где и сгинул, в бесславии и позоре.

Впрочем, Борис  и Глеб не единственные сыновья Владимира, которые погибли от рук Святополка в междоусобной брани. В Карпатских горах людьми Святополка был убит их брат, князь Древлянский Святослав. Однако он не был канонизирован Церковью, поскольку начал вооружённую борьбу против своего брата и даже собирался привести в Киев венгерское войско, чтобы отвоевать великокняжеский престол.

В этом и  заключается подвиг Бориса и Глеба - в поистине христианском смирении и следовании Христовым заповедям. Их поступок во многом изменил ход русской истории, в которой кровная месть отныне перестала являться благородным обычаем, но, наоборот, - злом, противоречащим христианской морали, тяжелейшим грехом.

Многим  современникам было трудно понять мотив князей-мучеников. Да что современники - порой и нам кажется странным такое поведение. В связи с этим вспоминается один случай, который произошёл несколько лет назад на выставке художника Ильи Глазунова. Посетивший экспозицию Владимир Путин внезапно завёл разговор о Борисе и Глебе, которые в числе прочих русских исторических деятелей были изображены на известной картине «Вечная Россия».«Борис и Глеб - святые, это понятно. - Сказал Путин. - Но они всё отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют».  На это Илья Глазунов заметил, что ему «это тоже чуждо».

Тогда, больше тысячи лет назад, первым русским  святым это не показалось чуждым, - они решили принести свои жизни в жертву любви, главной христианской добродетели. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Святые  князья явили образец послушания, без которого немыслима жизнь христианина. Вот что по этому поводу говорит преподобный Нестор Летописец: «Видите ли, братия, как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

В свою очередь  ряд исследователей называют основной причиной канонизации Бориса и Глеба  многочисленные чудотворения, которые  происходили от их мощей. (К слову, у гроба убитого в Карпатах Святослава никаких чудес зафиксировано не было). Как известно, именно по причине отсутствия чудес Церковь долгое время не канонизировала многих праведников, подвижников и великих христианских деятелей, что, кстати, относится и к самому Владимиру Крестителю.

Однако  князья-страстотерпцы известны не только даром исцелений, но и своей защитой Русской земли от врагов и помощью в тяжелейших сражениях. Они неоднократно являлись в самые трудные временна - в частности, Александру Невскому накануне Ледового побоища и Димитрию Донскому в день Куликовской битвы.

Центром почитания  Бориса и Глеба стала построенная  в их честь церковь в Вышгороде (1115 г.). Именно в ней хранились  святые мощи князей, а также их личные вещи и оружие. Впоследствии по всей России появилось множество храмов и обителей в честь страстотерпцев. Однако церковь в Вышгороде была разрушена и разорена во время нашествия в 1240 году на Киев Батыя, в результате чего мощи князей были утрачены. На протяжении XVIII и XIX вв. предпринимались попытки обрести их вновь, которые не принесли результата. Редчайшей святыней сегодня являются частицы мощей Бориса и Глеба, которые находятся в старейшей церкви города Боровска.

Примечательно, что Борис и Глеб под именами  Роман Русский и Давид Польский (Роман и Давид - имена князей, принятые во святом крещении) входят в список святых Римско-Католической церкви.

1.2. Мученики благоверные князья Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

 «С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Информация о работе Святые князья