Теория денег С. Гезеля и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Иногда бывает так, что величайшие открытия человечества в какой-либо сфере совершали люди, не имеющие к данной сфере никакого отношения. Луи Пастер, не имевший медицинского образования мало того, что всю жизнь лечил людей, но и оказал огромнейшее влияние на развитие медицинской науки. Ларингоскоп изобрел испанский певец Мануэль Гарсиа. А, скажем, вспомнить пример Колумба, так тот вообще планировал плыть в Индию...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
1. ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ФУНКЦИИ ДЕНЕГ5
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ «СВОБОДНЫХ ДЕНЕГ» С. ГЕЗЕЛЯ13
2.1. Применение теории на практике13
2.2. Марочная форма теории18
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДЕНЕГ20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ25

Файлы: 1 файл

Теория денег ягезеля 2.docx

— 227.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра теоретической и  институциональной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Теория денег С. Гезеля и ее развитие

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса                                                   _____________В. Е. Лазовик

заочного отделения                                                 «___»________2013 г.

«Экономическая теория»

 

 

 

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры                           ____________Ю. А. Журавлева

                                                                                   «___»________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ3

1. ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ФУНКЦИИ ДЕНЕГ5

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ «СВОБОДНЫХ ДЕНЕГ» С. ГЕЗЕЛЯ13

2.1. Применение теории на практике13

   2.2. Марочная форма теории18

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДЕНЕГ20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

"Я убежден,  что будущее научится 

больше у Гезеля, чем у Маркса". 
    Джон Мейнард Кейнс

 

 

Иногда бывает так, что  величайшие открытия человечества в  какой-либо сфере совершали люди, не имеющие к данной сфере никакого отношения. Луи Пастер, не имевший  медицинского образования мало того, что всю жизнь лечил людей, но и оказал огромнейшее влияние  на развитие медицинской науки. Ларингоскоп  изобрел испанский певец Мануэль  Гарсиа. А, скажем, вспомнить пример Колумба, так тот вообще планировал плыть в Индию...

Человек, чьему учению суждено  похоронить капитализм, разрушить порочнейшую  систему денежного рабства и  открыть человечеству путь к свободе  и светлому будущему, по иронии судьбы никогда не был профессиональным экономистом, он был самоучкой. Более  того, он был одним из тех, на ком  держится капиталистическая система, он был предпринимателем в Аргентине, в Буэнос-Айресе у него была своя маленькая лавочка. В конце ХIХ  века С. Гезель, будучи коммерсантом (позднее он отошел от дел), заметил, что иногда его товары продавались быстро и за хорошую цену, а в другое время продавались медленно, с тенденцией к снижению цен. Он стал размышлять над этим и искать причину.

Причина оказалась вовсе  не в качестве его товаров или  в наличии спроса. Оказалось, что  деньги - вот корень всех бед, как  бы просто и избито это не звучало, даже точнее не они сами, а цена на них. С. Гезель установил, что когда процентная ставка на капитал была высокой, то покупательская способность снижалась, и наоборот.

С. Гезель объяснял этот феномен тем, что в отличие от всех других товаров и услуг деньги можно оставлять у себя практически без затрат. Если у одного человека есть корзина яблок, а у другого  есть деньги, то владелец яблок будет вынужден продать их уже через короткий срок, чтобы не потерять свой товар. А обладатель  денег  может  подождать, пока цена не придет в соответствие с его представлениями. Его деньги не требуют "складских расходов", а наоборот, дают "выгоду ликвидности", т.е., имея в кармане или на счете в банке деньги, можно ожидать того, когда наступит удобный момент или цена снизится до такого уровня, когда товар выгодно купить.

Никто не станет отрицать, что деньги играют в нашей жизни далеко не последнюю роль. Именно поэтому так  важно представлять себе, какими законами определено денежное обращение, как  можно его регулировать и какое  это воздействие может оказать  на экономическую ситуацию. Чтобы  хорошо ориентироваться в современной  ситуации нужно знать историю  развития представлений о деньгах, развитие денежной теории. Связь денег  с производством замечена давно. Деньги являются важным элементом любой экономической системы, содействующей функционированию экономики. В зависимости, прежде всего от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Эти теории возникают, получают подтверждение и какое-то время продолжают господствовать. Однако некоторые из них, напротив, не получают распространения, поскольку практика не подтверждает, а то и просто опровергает их.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что теория денег С. Гезеля — одна из самых сложных и в то же время политически острых областей экономической науки. Бурные дискуссии по роли и влиянию денег на развитие экономики проходили в XIX веке. Значительное Американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и другие придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Монетаристы, обосновывая свои выводы, ссылались на А. Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р. Кантилона, Г. Тортона.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и показать значение теории денег С. Гезеля, которая в свое время получила широкое распространение, и была применима на практике.

Задачи курсовой работы:

    • изучить постулаты теории;
    • показать ее применение на практике;
    • проследить развитие этой теории на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

 

 

День за днем практически  каждый человек на нашей планете  пользуется деньгами. Большинство зарабатывает деньги своим трудом и тратит их на те товары, в которых нуждается. Но очень немногие четко представляют себе, как функционируют деньги и  каково их прямое или косвенное влияние  на нашу жизнь. Сначала мы рассмотрим положительную сторону этого  феномена: деньги чрезвычайно облегчают  обмен товаров и услуг в  обществе, основанном на разделении труда, что и делает их одним из наиболее гениальных изобретений человечества. Если бы вы, например, жили в деревне, где царит натуральный продуктообмен, и создали бы произведение искусства, то смогли бы обменять его только на гробы и скоро перестали бы заниматься искусством. Итак, деньги делают возможной специализацию и служат, таким образом, основой нашей цивилизации.

Проблема теперь заключается  в том, что деньги служат не только для обмена товаров и услуг. Они  могут и тормозить его, если они  накапливаются у тех, у кого денег  больше, чем им нужно и не поступают  в обращение. Таким образом, создается  своеобразный частный “таможенный  пункт”, на котором те, у кого денег  меньше, чем им необходимо, платят пошлину  тем, у кого их больше, чем им требуется. Разве это честно? Ни в коем случае. Фактически нашу современную денежную систему, показанную ниже, можно назвать беззаконной для всех демократических наций. [3]

Для того, чтобы пояснить это, необходимо рассмотреть четыре заблуждения относительно функции  денег. Конечно же, в действительности их значительно больше. Наши представления  о деньгах являются довольно точным отражением мира в нас самих, и  эти образы так же многообразны, как и сами люди на нашей планете. Тем не менее, рассматриваемые ниже четыре заблуждения являются основными препятствиями на пути понимания конструктивных изъянов современной денежной системы. Вместе с тем они очень важны для понимания тех возможностей, которые открываются для новой денежной системы. [5]

ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 1:

СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ РОСТА.

Мы склонны думать, что  существует лишь одна разновидность  роста, а именно та, которую мы знаем  по собственному опыту. Наряду с ней, однако, существуют и другие, нам  они известны меньше.

 

Рис. 1. Кривая “а” показывает в упрощенной форме динамику роста  в природе, которой подвластны и  наш организм, и растения, и животные. На ранней стадии жизни мы растем довольно быстро, затем медленнее, а по достижении 21 года, как правило, расти прекращаем. С этого момента, наиболее продолжительного периода нашей жизни, в нас  происходят уже не “количественные”, а “качественные” изменения, поэтому  эту кривую обозначим как кривую “качественного” роста. Но кроме нее, как видно из рис. 1, существуют и две другие, совершенно различные кривые роста.

Кривая “б” иллюстрирует механический или “линейный” рост, т.е. чем больше станков, тем больше товаров, чем больше угля, тем больше электроэнергии, и т.д. Для нашего анализа она имеет меньшее  значение. [3]

Важно, однако, понимание  кривой “в” для так называемого  экспоненциального роста, которую  можно назвать прямой противоположностью кривой “а”. Для кривой “в” рост вначале очень незначителен, затем, однако, неуклонно возрастает и, наконец, переходит в почти вертикальный количественный рост. В физическом мире такой рост обычно происходит там, где есть болезни или смерть. Например, рак развивается по сценарию экспоненциального роста. Сначала  рост происходит медленно. Из одной  клетки развиваются две, из них 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 612 и т.д., то есть темпы  роста постоянно ускоряются, и, когда  болезнь, наконец, выявлена, она уже  на такой стадии роста, когда затормозить  ее развитие зачастую уже невозможно. Показательный рост обычно завершается  смертью “гостя” и организма, от которого он зависит. Поэтому непонимание  такой разновидности роста приводит к заблуждению относительно функции  денег, приводящему к тяжелым  последствиям. За счет взимания процентов  и сложных процентов денежные состояния удваиваются через  регулярные промежутки времени, т.е. они имеют экспоненциальную динамику роста, что и объясняет, почему в прошлом через регулярные промежутки времени возникали сложности с системой денежного обращения, почему возникают они и сейчас. Фактически проценты на кредиты — это рак нашей социальной структуры. [5]

ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 2:

ПРОЦЕНТЫ МЫ ПЛАТИМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА БЕРЕМ ДЕНЬГИ ПОД ПРОЦЕНТЫ.

Еще одной причиной того, что воздействие процентного  механизма на нашу денежную систему  трудно для полного понимания, является его частичная замаскированность. Большинство людей считает, что  они платят проценты только тогда, когда  берут деньги в кредит, и, если уплата процентов нежелательна, достаточно просто не брать деньги в кредит.

 

Рис. 3 показывает, что это  не так, потому что цена каждого товара, который мы оплачиваем, включает в  себя процентную часть. Эта доля колеблется для товаров и услуг, приобретаемых  нами в соответствии с величиной затраченного капитала. Несколько примеров из повседневной жизни наглядно иллюстрируют эту разницу. Доля издержек оплаты процентов по кредитам (капитальных затрат) в плате за вывоз мусора составляет 12%. В данном случае доля процентов относительно невысока, так как преобладающими являются расходы по заработной плате. Положение меняется для цены за питьевую воду и канализацию, для которых доля издержек оплаты процентов составляет уже 38 и 47%. Для платы за пользование квартирами социального жилищного фонда эта доля составляет уже 77%. В среднем доля процентов или капитальных затрат составляет для цен на товары и услуги повседневного спроса 50%.

Итак, если бы мы устранили  проценты и заменили их на более  совершенный механизм, то теоретически большинство из нас стало бы как  минимум вдвое богаче или же нам  нужно было бы работать для поддержания  нашего теперешнего уровня жизни  только половину рабочего времени. [5]

ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 3:

СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, СЛУЖИТ ВСЕМ В ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ.

Третье заблуждение относительно нашей денежной системы может  быть сформулировано следующим образом: поскольку каждый должен платить  проценты, когда берет деньги в  кредит и покупает товары и услуги, поскольку каждый получает проценты при хранении денег в банке, современная  денежная система оказывает на всех одинаковое положительное (или отрицательное) воздействие.

Но и это неверно. В  действительности между теми, кто  выигрывает при такой системе, и  теми, кто платит, существует огромная разница.

 

На рис. 4 представлено сопоставление  получения и платы процентов  для 10 одинаковых по численности групп  населения ФРГ. Выясняется, что первые 80% населения больше платят по процентам, чем получают, 10% получают несколько  больше, чем платят, а последние 10% получают в два раза больше, чем  платят. Это в совокупности и есть та часть, которую потеряли первые 80% населения. Этот факт превосходно объясняет  сущность механизма, может быть, самого важного, позволяющего богатым становиться  все богаче, а бедных делающего  все беднее.

Если мы более пристально посмотрим на последние 10% населения  относительно их доходов от процентов, то снова столкнемся с феноменом  показательного роста. Для последнего 1% населения столбец доходов от процентов следует увеличить  в 10 раз, а для последних 0,1% — более  чем в 100 раз.

Информация о работе Теория денег С. Гезеля и ее развитие