Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:41, доклад
Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями , оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.
Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры ингушей.
ТРАДИЦИИ ИНГУШСКОГО НАРОДА
Ингуши гордятся
своей древней, удивительно красивой
страной, прекрасными традициями и
обычаями , оставленными мудрыми предками.
В них непоколебимый дух
Доброта, открытость, душевность,
уважение собственного достоинства и
достоинства другого - основные духовные
принципы национальной культуры ингушей.
Уважение к родителям и старшим,
заботливое отношение к младшим, почтительное
обращение с женщиной, толерантность к
различным культурам, доброжелательность
во взаимоотношениях с соседями - всё это
проявления вековых традиций народа. Этикет
взаимоотношений ингушей друг с другом
и с представителями других народов - яркое
тому подтверждение.
Уважительное отношение к
родителям и забота о них, почтительное
отношение к старикам является святым
долгом. В будни и в праздники дом, в котором
есть старики, бывает наполнен гостями.
С особой любовью тянутся к старикам их
внуки. Ещё в первой половине XIX века В.Бурьянов
отмечал: "Они имеют чрезвычайное уважение
к старости, совет опытного старца всегда
имеет большое влияние на молодёжь ".
Самые значительные вопросы в жизни семьи
и общества ингуши не решают без их непосредственного
участия.
Кавказцы, по природе своей
философски относящиеся к жизни, высоко
ценят роль женщины в обществе. В ингушском
обществе с малолетства прививается чувство
высокой почтительности к женщине. В далёком
прошлом даже самый жестокий поединок
прекращался, если женщина, прося об этом,
снимала головной платок. Женщину издревле
называют "хранительницей очага".
Она обязана собою явить пример нравственности,
любви и верности, терпимости и миротворчества,
и в воспитании души и ума ребёнка развивать
его в верном направлении. Её роль всегда
ценилась в ингушском обществе. Ингушский
этикет требует относиться к женщине со
всем вниманием и предупредительностью.
Чувство внутренней свободы и ума, практическая
мудрость и такт поднимают авторитет женщине
в обществе.
В современном ингушском обществе
женщина - мать, педагог, профессор, врач,
художник, юрист, экономист. Гость для
ингуша - лицо священное. Всё лучшее в доме
подаётся гостю. Независимо от национальности
и вероисповедания гостю уделяется повышенное
внимание. В обществе ценятся такие обычаи,
как вежарил (побратимство) и доттагIал
(дружба) с представителями как своего,
так и других народов. Дружественные взаимоотношения
передаются через поколения.
Верность данному слову почитается
как высшая ценность. Уникальным мероприятием
в духовной культуре ингушей является
"ловзар". "Ловзар" - это шуточное
сватовство, зажигательные танцы, юмор,
шутки, песни. Это гимн жизнеутверждающего
началу ингушей. Свод неписанных правил
ингушской этики "ГIалгIай эздел",
по которым строит свой мир ингушский
народ, - это образ жизни и образ мышления,
мироощущение и нравственность, это строгое
следование традициям, благородство, обязательное,
как религия. Эздел - это культура интеллигентности.
Моральный кодекс ингушей "эхь-эздел",
традиции и обычаи, искусство каменного
зодчества - лучшее, что создано ингушским
народным гением. Оно по праву занимает
своё место в обществе сокровищнице материальных
и духовных ценностей своего мира. Общество,
умеющее ценить мудрое наследие предков,
проявляется в благородстве, внимании
и почтительном отношении друг к другу.
Религиозные воззрения
Стержнем сохранения любой национальной культуры является принятые религиозные воззрения. Средневековым ингушам были присущи тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, культ предков, культ очага, солнца и др. Тотемными животными считались олень, сокол, волк, медведь. Почитались туры, лошади. Анимистические представления были связаны с духами природы и стихии, среди которых: Хин-Нана (Мать воды), Дарз-Нана(Мать вьюги), Мих-Нана(Мать ветров) и другие. Почитались священные камни, родники, рощи и деревья(особенно грушевое дерево). Культ гор и горных вершин являлся яркой стороной религиозных верований. Для ингушей центром, вокруг которого слагали поэтические были, сказания, легенды о всемогущих богах и героях, были горы Баш-лоам (Казбек), Цай-лоам (Священная гора), и Маьт-лоам (Столовая гора). И в то же время можно утверждать, что предки ингушей пришли к монотеизму издревле. Обращение к Дяла стояло выше культовых наименований. «Религия ингушей очень проста: они почитают одного Бога, которого они называют Дяла, писал И.Бларамберг. Обращение к Дяла подразумевало обращение ко всем остальным значимым культам.
Гостеприимство
Согласно вековым ингушским традициям, гостеприимство является священным законом, обязательным для всех. О гостеприимстве ингушей как отличительном свойстве их национальной души писали ученые и писатели XVIII – XIX веков, которые на своем опыте могли судить о щедрости и радушии ингушского характера. Забота о госте, как и семейный долг, входит в этический кодекс народа. «Для приема гостей мало – мальски зажиточный человек имеет особое помещение – кунацкую». И сегодня гостя принимают в лучшем помещении «х1аьша ц1а»(комната гостя), специально отведенной для него ,сохраняющем свое старое название. «Х1аша ца везар – Дала а везац», т.е. «Кто не привечает (любит гостей), того Бог не любит» - говорят в народе. Ингушам нравится приглашать к себе гостей. Любой сложный церемониал взаимной обходительности с людьми завершается у ингушей приглашением их к себе в гости. Уважительно относятся ингуши к гостеприимным людям. Одна из главных обязанностей хозяина, принявшего гостя, - это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы того ни было, иногда даже с риском для собственной жизни.
В каждом доме принято отдельно хранить угощения для гостей – «хьаьша даар». Изысканный прием, оказываемый гостю, имеет самые разнообразные проявления. Нередко приглашают соседей, для общения с гостем. Готовя угощение. Причем, если в честь гостя режут барана, индюка, кур, это должно быть сделано незаметно, чтобы каждый гость насладился по возможности более и обслуживался, хорошо сыновьями, которые разрезали мясо на маленькие кусочки, с тем чтобы каждый мог с удобством» поесть вспоминал об ингушском гостеприимстве Фон Энгельгардт, побывавший на Кавказе в начале XIX века. В честь гостей в прошлом устраивались увеселительные мероприятия – ловзар.
Покидая дом, гости выражают благопожелания: « Беркат ма эшалда укх фусаме» (Пусть изобилие не покидает этот дом).
Национальная кухня.
Ингушская кухня – одна из древнейших. В значительной степени пища ингушей состояла из молочных, мучных и мясных блюд. Наиболее излюбленным и распространенным блюдом является мясо с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. Острые приправы, лук, чеснок, перец, чабрец являются важными компонентами мясных блюд. Из мучных изделий распространенным блюдом был чурек из кукурузной муки – сыскал. Почитательным блюдом были и есть чаьпильгаш (тоненькие пироги) из пшеничной муки с начинкой из творога, картофеля, тыквы, черемши и крапивы. К сыскал и чаьпильгаш подают к1одар (соус из топленого масла и мелко натертого творога). В праздники и на поминках готовят сладкую халву – хьовла. Плоды и коренья растений, ежевика, земляника, смородина и другие ягоды занимали определенное место в питании. Много блюд готовилось из черемши, тыквы, кукурузы, крапивы. Разные виды трав с ранней весны до поздней осени сменяли друг друга. Их полезные свойства знали. Напитки из меда и трав являлись тонизирующими и целебными.
Важную роль в общественном быту ингушей играл обычай гостеприимства. Гость вне зависимости от национальности и вероисповедания получал без какого либо вознаграждения отдых , пищу и ночлег. Хозяин нес полную ответственность за его жизнь и безопасность. Нарушение обычая гостеприимства влекло за собой суровое порицание и даже расценивалось обществом как преступление.
Характерной чертой бытовавших
среди ингушских традиций было уважительное
отношение к родителям и
У ингушей сохранились остатки патриархально – родового строя – фамильно - патронимич. Организация, кровная месть и др. При преобладании малых семей прослеживались и больше семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, имело место брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны для современных ингушей. Существовал цикл до свадебной и свадебной обрядности, мн. Обычаи и обряды были связаны с рождением и воспитанием детей
"Семья и семейный быт ингушей"
избегание встреч с женихом
<>
Во избежание прослыть нескромной, невоспитанной,
невеста должна была особенно избегать
встреч с женихом. Последний, напротив,
обычно искал случая увидеть свою невесту,
но тайно, скромно, чтобы не увидели старшие.
Свидание жениха и невесты устраивали
его друзья, подруги невесты, их молодые
родственники. Подобные обычаи известны
у народов Средней Азии и Казахстана. «Избегания
между женихом и невестой, — пишет Н. А.
Кисляков, — не мешали практиковавшимся
у ряда народов Средней Азии и Казахстана
свиданиям молодых людей в период между
помолвкой и свадьбой; свидания эти были
тайными, во всяком случае им старались
придать тайную форму»*.
Избегания продолжаются не только до свадьбы, но и во время нее. Именно поэтому в свадебном поезде у ингушей никогда не бывает виновника торжеств — жениха. Иногда он вместе со свои ми друзьями сопровождает поезд, стараясь не попадаться на глаза и держаться поодаль, в стороне.
В дни свадьбы он прячется у родственников или соседей, где веселится в обществе исключительно своих друзей. Вечерами при удобном случае, когда приглашенные расходились, молодые родственницы жениха устраивали ему короткую встречу с невестой. Все остальное время жених и невеста, как мы увидим при характеристике свадьбы, избегали друг друга.
На свадьбе невеста обычно мало говорила, а при пожилых и старших молчала. С таким же молчаливым почтением относилась и к мужчинам — родственникам, друзьям жениха. Как только прибывал свадебный поезд, невесту приводил за руку один из ближайших родственников (не член семьи) — юноша и заводили ее в одну из предназначенных для нее комнат. Если гостей бывало много и в доме тесно, ее помещали в комнату, где находились женщины. Участники свадьбы направлялись в эту комнату, чтобы увидеть невесту и оценить ее внешний облик. Через не которое время после оценки женщин к ней направлялись молодые люди: братья жениха, друзья, чтобы познакомиться, поговорить с невестой. Но невеста упорно молчала, на все шутки отвечала лишь улыбкой, что означает знак уважения к братьям, друзьям мужа. Молодежь всячески пыталась добиться от нее хотя бы одного слова, что означало «развязывание языка». Молодежь обычно шутит: «Может быть, наша невеста немая, а может быть — глухая». Просят ее угостить их водой и предложить им выпить ее, иначе они отказываются пить. В конце концов невеста вынужденно говорит: «Пейте воду» («хий мала»), и удовлетворенные друзья, братья отпивают глоток воды и, благодарные, одаривают невесту деньгами. Невеста отказывается, а молодые люди кладут их ей в сумку. С этих пор они становятся «друзьями», их взаимоотношения упрощаются.
Запреты и избегания
не прекращались у ингушей и после
окончания свадебных обрядов. Первые
месяцы после женитьбы муж старался
приходить в комнату молодой
жены тайком, незамеченным. После появления
детей жена с детьми располагалась
в хозяйской половине дома, а муж в отдельной комнате
или в кунацкой. Эти обычаи упростились
в более поздние времена. Старших детей
изолировали в отдельные комнаты, а супругов
— в отдельной.
<>
избегание молодой снохой
родителей мужа
<>
Продолжительность избегания молодой
снохой свекра или свекрови в рассматриваемое
нами время уже во многом зависела от поведения
самих стариков. Иной свекор уже через
некоторое время после свадьбы заходил
в комнату, где находилась невестка, и
просил оказать ему ту или иную услугу:
подать воды, налить чай. Эта просьба была
предлогом, чтобы заговорить со снохой
и прекратить избегание и молчание. Невестка
после некоторого сопротивления подавала
голос и начинала односложно отвечать
на вопросы свекра, заставлять старика
долго себя упрашивать неудобно. Но и в
дальнейшем она оставалась с ним немногословной
и старалась не докучать ему.<>
избегание зятем родителей
жены, умение владеть своими чувствами
<>
Мужчины, зятья также сталкивались со
всякого рода запретами. В частности, они
должны были избегать стариков со стороны
невесты. При вынужденной встрече с ними,
а также при общении с более молодыми родственниками
жены они должны были быть немногословными
и почтительными. Готовность быть им полезными,
прийти на помощь в случае малейшей нужды
считалась важнейшим качеством хорошего
зятя.
Со временем зять мог непосредственно обращаться с отцом жены, ее дядями (но не дедом), но с тещей и старыми тетками жены он мог не видеться на протяжении всей своей жизни. Нарушение этого обычая, правда, никогда не считалось вызовом общественному мнению. Его соблюдали в зависимости от семейных традиций и в прежние времена, а в наше время он очень часто не соблюдается совсем. Иногда мать невесты, естественно, интересуясь избранником дочери, по инициативе молодых женщин — младших дочерей, снох, племянниц, старается незаметно посмотреть на зятя. Но чаще в среде, где так высоко ценилось самообладание, умение владеть своими чувствами («дог дIахайташ яц»), проявление такого интереса не одобрялось. Зять оставался сдержанным и почтительным со старшими братьями и сестрами жены очень дол го, а то и всегда: не садился в их присутствии, даже если они предлагали ему это сделать, был немногословен и всегда предупредителен. В дальнейшем, если зять сумел себя хорошо зарекомендовать, отношение к нему становилось более снисходительным: он уже не юнец, показал себя, хватит с него. Эти обычаи ингушей сходны, по мнению М. О. Косвена, с обычаями чеченцев и адыгов*. К тому же выводу приходит и А. А. Исламов* В присутствии родных, как своих, так и жениных, мужчина должен был быть очень сдержанным и с собственными детьми. Он не брал их на руки, не ласкал, не утешал плачущих, не помогал нуждающимся в помощи. По отношению к ним он всегда был требователен и внешне грубоват. Присутствующие понимали истинные чувства отца и его самообладание и поэтому негласно одобряли его. Отец, выражавший на людях свою любовь к ребенку, беря его на руки, сажая на колени, проявлял, по мнению ингушей, слабость, неумение владеть своими чувствами. Дед, в отличие от отца, мог позволять себе такую слабость: он ласкал, целовал детей, брал их на руки, сажал на колени, давал гостинцы. Однако с детьми дочери на людях он был более сдержан, чем с детьми сына: то — «наьха нах» — «чужие люди» (иного тайпа), а эти «ший нах» — «свои люди» (своего тайпа).
Одним из пережитков родового строя, также подвергшимся трансформации в период феодализма, являлось аталычество. Дети кабардинских князей воспитывались в зависимых от них княжеских 'семьях соседних народов или в семьях кабардинских уорков первой степени. Дети уорков воспитывались в семьях уорков низших степеней или в семьях крестьян- общинников (тлхукотлов). Крестьянские дети получали воспитание дома. Ребенка отдавали на воспитание сразу после рождения. Воспитанник —кан (къап) обучался в семье аталыка всему, что надлежало знать кабардинскому князю или дворянину, т. е. умению ездить верхом, владеть оружием, кодексу приличий, красноречию и т. д. Мальчик совершал путешествия (вместе с аталыком) к соседним народам, участвовал в набегах, причем его добыча шла аталыку, в военных играх, скачках молодежи и т. д. Аталыки его жена называли своего воспитанника «мой сын». Настоящий же отец в течение всего периода воспитания не видел сына.