Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:41, доклад
Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями , оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.
Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры ингушей.
В более ранние времена в обязанности аталыка входило и подыскание воспитаннику невесты, а в случае необходимости — помощь в ее похищении. По достижении воспитанником совершеннолетия аталык должен был снарядить его для возвращения В! родной дом: обеспечить конем, оружием, богатой одеждой. Возвращение воспитанника в родительский дом обставлялось весьма торжественно. Вернув воспитанника отцу, аталык возвращался домюй с подарками, в число которых входил скот, иногда рабы, оружие. При своей женитьбе воспитанник делал ценный подарок аталыку.
На воспитание отдавались также и девочки. Во время пребывания в доме воспитательницы они обучались различным женским работам и рукоделиям, руководству хозяйством и т. п. По окончании воспитания они до замужества жили в доме родителей. Калым за девушку отдавался аталыку.
Широко было распространено у кабардинцев и черкесов гостеприимство. Гость— лицо почитаемое, священное для хозяина, который должен был находиться целиком в его распоряжении. Гостем мот быть любой: знакомый и незнакомый, дружелюбно настроенный и даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни именем гостя, ни его званием, ни целью его посещения. Пока гость не заговорит об этом сам (а он имел право и совсем не заговорить), хозяин ничего не должен был знать. Гость мог заехать в любой дом, точнее, в любую кунацкую, двери которой всегда были открыты и в буквальном, и в переносном смысле. Таким образом, гостеприимство было обязательно, отказ от гостеприимства немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяина, принимавшего гостя, его жены или кого-либо из их родных и слуг считалась позором; в старину такого человека судили и наказывали. Хозяин отвечал своим имуществом за имущественный ущерб, понесенный гостем во время пребывания в его доме; хозяин своим оружием должен был защищать гостя, если тому угрожала опасность.
Если гость не был родственником хозяина, то проводи# все время в кунацкой, не входя в унешхо. Во время пребывания в кунацкой гость, ,кро!ме времени она, не оставался один; не только хозяин и все мужчины — члены его семьи — считали своим долгом развлекать гостя, но эта '.обязанность во!Злагалась и на всех соседей, на все селение. Для его развлечения велись беседы, певцы и музыканты показывали свое мастерство, устраивались танцы, игры и скачки. Во всех этих развлечениях обычно участвовал и сам гость.
Хозяин был обязан не только кормить гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу. Гость сознавал свое право на все это и мог прямо сказать хозяину: «Я должен ехать, приготовьте мне, что нужно для дороги». Часто хозяин делал подарок гостю либо по собственной инициативе, либо по намеку, выраженному в форме похвалы желаемой вещи, скоту и т. п., либо, наконец, по прямой просьбе гостя (существовало выражение: «гость с просьбой»). Обычай обязательного гостеприимства сложился в эпоху первобытнообщинного строя и укрепился в условиях межродовой, а позднее межфеодальной борьбы. В этих условиях только взаимным гостеприимством можно было обеспечить безопасность путешествия и пребывания в среде чужого рода или народа. Обычаем гостеприимства широко пользовались торговцы, разъезжавшие по селениям для скупки местных изделий и продажи привозных товаров. Феодалы нередко превращали гостеприимство в тяжелую для крестьян повинность.
Если каждый являлся покровителем — защитником гостя на время его пребывания в доме, то обязанности кунака были значительно шире. Кунак — постоянный покровитель своего друга, где бы тот ни находился. Куначество требовало установления особых отношений типа побратимства. Союз этот скреплялся совместным питьем из чаши, в которую бросались серебряные монеты или настругивались серебряные стружки с рукоятки кинжала. Часто после этого следовал обмен оружием. Такой союз заключался на всю жизнь. В эпоху феодализма куначество приобрело характер покровительства со стороны феодального владетеля. Ищущий этого покровительства, являясь к феодалу, касался рукой полы его платья и произносил: «отдаюсь под твое покровительство». К этому часто прибегал преступник. Защищая кунака своим именем и влиянием или непосредственно оружием/владетель не только укреплял свое значение, но и получал материальные выгоды, так как в случае обиды кунака штраф с обидчика шел в пользу князя-покровителя.
Наряду с феодальным покровительством куначество имело место и у трудового населения как в среде самих кабардинцев и черкесов, так и с соседними народами. Отношения куначества в форме взаимной дружбы и взаимопомощи издавна устанавливались между местными крестьянами и русскими, прежде всего трудовым казачеством, и немало способствовали их сближению и взаимопониманию.
Куначество не гдавало црав члена рода. Для этого необходимо было усыновление. Усыновление считалось приемом в род с возложением на принятого всех обязанностей и црав как по отношению к роду в целом, так и к усыновившей его семье. Обряд усыновления состоял в том, что усыновляемый должен был трижды коснуться губами обнаженной груди своей названной матери. Это совершалось публично. Таким же образом закреплялся братский союз между двумя мужчинами, 'причем жена или мать одного из них должна была 'выполнить соответствующий обряд. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для усыновления и в других случаях. К этому прибегали часто кровники. Если убийца любым способом — силой или хитростью — касался груди матери убитого, то становился сыном ее, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.
Пережитки более ранних общественных отношений связаны были и с занятиями народа. Так, обычай охотников, распространенный и в среде других кавказских народов, делиться своей добычей с первым встречным являлся далеким отголоском первобытнообщинных отношений с коллективным производством и коллективным потреблением. Долгое время сохранялся также обычай, согласно которому в случае нужды можно было взять из табуна на время лошадь без разрешения хозяина. Возможно, что он восходит к отдаленному периоду общей родовой собственности на скот.
Существование общинного землепользования с переделами пахотных земель всегда было связано с некоторым принудительным для членов общины порядком севооборота, а в Кабарде и Черкесии даже с обязательным единовременным началом пахоты.
Как уже отмечалось, после весеннего, передела пахотных земель (на которых зимой паслись стада селения) пахари всего селения единовременно выезжали в поле. На время работ из опытных стариков выбирали старшего —тхамаду (тхъэмадэ), его помощников и «крикуна» для объявления распоряжений тхамады. Тхамада распоряжался порядком работы, ее началом и окончанием, разбирал ссоры и т. п. Сигнал начала и окончания работы, а также обеденного перерыва подавался подъемом и спуском флажка на шесте у шалаша тхамады. Питание на время пахоты организовывалось коллективно — или для всех работающих, или по упряжкам.
На упряжке, состоявшей из четырех пар волов, работало четыре-пять человек — пахарь, человек, очищавший лемех плуга от налипшей земли, погонщики волов. Сначала упряжка принадлежала членам одной семьи, но в XIX в. чаще всего для ее организации прибегали к супряге —объединению нескольких хозяйств. Старший в супряге, шедший за плугом, назывался «старший плута» и распоряжался в своем маленьком коллективе. Каждая супряга обрабатывала и засевала землю, отведенную ее членам. Однако по обычаю соседской взаимопомощи сообща запахивали участки больных, сирот и вдов, которые, впрочем, должны были за это поставить, угощение.
Во время пахоты в поле находился общественный кузнец, выполнявший все ремонтные работы. За это крестьяне обрабатывали его участок,, так же как участок сельского пастух:а. В стане находился ряженый — ажегафа (ажэгъафэ), веселивший пахарей в часы отдыха. В роли ряженого выступал кто-либо из наиболее живых, остроумных парней, наряженный в маску из войлока с рогами, белой бородой, нашитыми побрякушками и тряпками. Он был вооружен деревянным оружием, мог подшучивать над каждым, судить своим судом и накладывать шуточные наказания. Он штрафовал всех прохожих и проезжих. Собранные им в виде штрафов деньги или продукты использовались во время праздника возвращения' пахарей в селение.
Обычай совместной пахоты, являвшийся пережитком коллективных земледельческих работ сельской общины, сохранился вплоть до конца XIX в., а в отдельных местах и позднее. Известны случаи совместной пахоты в первые годы Советской власти.
Внешняя патриархальная форма совместной пахоты в условиях классового общества скрывала жесточайшую феодальную, а позднеее и кулацкую эксплуатацию, проявлявшуюся, в частности, в обычае супряги, при котором бедняки работали 1на хозяина плуга и волов за право вспахать свой крошечный надел. Однако сохранение этой формы совместной работы являлось и своеобразной попыткой сельской общины сохранить себя, противопоставить своп интересы интересам феодала.
В быту кабардинцев и черкесов значительную роль играли общественные праздники и развлечения. Среди них надо различать народные трудовые праздники и празднества феодалов. Первые были обычно связаны с календарем сельскохозяйственных работ и отмечали окончание их важнейших этапов. Радостным праздником отмечалось возвращение пахарей с поля. Устраивались праздники по поводу окончания уборки урожая, при таврении конского молодняка и т. п. Все эти народные праздники сопровождались скачками, стрельбой в цель, танцами, песнями, играми спортивного характера, состязаниями в силе и ловкости.
Основное занятие — отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.
Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.
Черкесы были объединены
в независимые сельские общины «лъэпкъ»,
имевшие органы самоуправления из выходцев
из родовых групп (в основном — из
зажиточных общинников). Их члены были
связаны круговой порукой, пользовались
общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных
собраниях. Сохранялись патрилинейные
родственные группы (члены которых иногда
образовывали особые кварталы в селениях),
обычаи кровной мести, гостеприимство,куначест
Возникновение большей
части современных аулов
В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо, либжа (шыпс) — курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Это блюдо также является национальным у абазин, но называется дзырдзой. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью (бжыныху шыпс). После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бэхъсымэ (мэхъсымэ) (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъум, дэлэн, хьалывэ, хъыршын).
Основная статья: Мифология адыгов
Основная статья: Религии адыгов
Основная статья: Боги древних адыгов
В древней культуре адыгов (черкесов) центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа.
В фольклоре центральное место занимает нартский эпос, положительные герои которого служат образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».
Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.
Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох», «смерть наездника в бою — плач в его дому, а потеря оружия — плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением» и др.
Из истории известно, что в древности у черкесов бытовал Обряд воздушного погребения (обряд не совершается более 150 лет).
Обряд воздушного
погребения — один из древнейших религиозных обрядов похорон ум