Традиции ингушского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:41, доклад

Описание работы

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями , оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.
Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры ингушей.

Файлы: 1 файл

ингуши,кеты,черкесы,карачаевцы.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

1427 год — Путешественнник Иван Шильбергер сообщал[4]:

У них (у черкесов) есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое  дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и  напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должен быть святой.

КАРАЧАЕВЦЫ

Язык и религия


Карачаевцы говорят  на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится северо-западной ветви тюркских языков.Письменность до революции была на основе латиницы. В данный момент на основе кириллицы. Карачаевцы преимущественно мусульмане-сунниты (99 %).

[править]Характер народа


Изолированный образ  жизни в гораx в течениe многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера  горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которыe подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своем поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.

[править]Жилище, пища, одежда


Традиционное оружие, перо с чернилами и священный Коран

Свет внутрь помещения проникал через дымовое отверстие камина или через небольшое окно. В средневековье очаг располагался в середине дома, на земляном полу и представлял собой открытый костер. Позже очаг располагали пристенно, дымовой проход, плетеный из прутьев и обмазанный глиной, выходил на крышу, возвышаясь над ней. Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В «большом доме» (уллу юй, от юй), где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья имели свои помещения (отоу). Наиболее почетную часть «большого дома» (тёр) занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Постройка нового дома была весьма трудоемким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких  случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).

Пища

Хозяйственный уклад  карачаевцев обуславливает и  специфику традиционного питания, основу которых составляют продукты животноводства. Наиболее распространенной пищей является баранина. В особенности - мясо овец карачаевской породы, получившей широкую известность за пределами Карачая своими высокими вкусовыми качествами. Реже употребляется говядина. Туша делится на 16 "обязательных" частей (юлюш) - порций, которые в случаях праздничного застолья распределяются строго по старшинству: наиболее "почетные" порции для самых старших, менее "почетные" - для более молодых и т.д. Позвоночные кости с мясом и блюда из внутренностей представляют собой "добавочные" порции. Тамада получает в качестве основной порции лопатку, в виде добавочной - рассеченную часть головы (баш джарты). Очень популярны молочные продукты, в первую очередь, айран и сыр. Из айрана готовят тузлук к мясу, применяющийся и в качестве заправки, приправы мясного бульона (шорпа). Карачаевцы также употребляют крученку (булгъама), кефир (гыпы айран), творог (къой сюзме), сливки (сютбаши, къаймакъ), пенки с айрана (хамеши), простоквашу (мысты), масло (джау). Растительная пища была дополнительной к мясомолочной. Из кукурузы, ячменя, пшеницы (будай), ржи (къара будай) и проса делают лепешки (гырджын). Карачаевцы делают мясные пироги (эт хычын), пирожки в форме полумесяца с начинкой из мяса или сыра (бёрек), печеные в масле коржи и др.

Приготовляют мамалыгу (как), которую употребляют с маслом, айраном или сметаной, похлебки (билямукъ). Популярны толокно из поджаренной  муки (къуут), джырна - вареные зерна  кукурузы, пшеницы, ячменя. В качестве праздничной пищи выступает халва. Из напитков популярными являются боза, балсуу, суусап, технология приготовления которых определялась веками.

Животноводство продолжает оставаться главным занятием населения  гор и предгорья. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы).Среди ремесел развиты сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьe. Традиционные карачаевские селения — в горах скученные, большие, разделeнные на родовые кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости — уличной, прямоугольной планировки. Памятниками традиционной архитектуры являются дома срубной техники, боевые башни, склепы.  
Национальная одежда карачаевцев сходна с одеждой народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня — кинжал или нож, кресало. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — овчинные шапки-папахи с суконным башлыком.  
Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей. Длинная рубаха из хлопчатобумажной или шeлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застeжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами. Длинные шаровары из тeмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь. Поверх рубахи надевали платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стeганной на вате шeлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда — каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы носили из мерлушки (курпея), а также беличьи. Праздничный убор девушки — шапочка (высокая конусообразная или усечeнная, богато украшенная галунами или золотым шитьeм), поверх неe большой платок.  
Традиционные блюда карачаевцев — варeное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджыны) и жареные или выпеченные пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, супы на мясном бульоне (шорна), среди сладостей — халва. Напитки: заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран). По праздникам пили бузу и пиво (сыра), популярен был чай из кавказского рододендрона (къара тай).  
Среди карачаевцев долгое время сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К концу 19 века в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги). В народной жизни большое значение имеет этикет. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей.  
С утверждением в конце 18 века ислама вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы — голлу, сандракъ, тепене, тeгерек. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Традиционные музыкальные инструменты — тростниковая свирель, двухструнная скрипка, трехструнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.

 

КЕТЫ

Быт [править]


Основным занятием большинства  кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища — землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно  из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также  заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой[9]. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия [править]


В основе религиозных  представлений кетов лежал анимизм[источник не указан 308 дней]. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло[10].

С приходом в Восточную Сибирь русских  землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение

В культуре кетов выделяется несколько типов жилищ. Полуземлянка - основная разновидность постоянного  жилища. В плане квадратная, имела  деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности очага - чуваша. На нем же готовится пища. 
 
Чум - универсальное жилище. Особенностью кетского чума является набор и характер соединения основных шестов. В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой. 

Традиционное жилище - конический чум с остовом из шестов и берестяными покрышками, а также землянка с каркасом из наклонных брёвен. Хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у Кетов появились в начале 20 века. Перекочёвывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долблёнки-однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом). 

Национальная одежда (мужская и женская): суконный халат и стёганый халат на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижняя одежда и летняя обувь изготовлялись из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь. 

Пища - варёная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пищу готовили на костре, пресные лепёшки выпекали из муки в золе  костра или глинобитной печи. Летом рацион питания Кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай. 

Характерны дуально-экзогамное деление, патрилинейный счёт родства, особая роль кровнородственных связей в производственной жизни, распределении добычи, использовании и наследовании угодий. С конца 18 века Кеты объединялись в управы (волости), внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. 

Сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь ("небо", "бог") олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелётных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев отдельных мест и промысловых животных. Охота на медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий праздник"). 

Шаманство у Кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказания. Среди мифологических и фольклорных сюжетов распространены космогонические: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея; о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и др. Популярностью пользовались загадки и песни-импровизации. Распространённым музыкальным инструментом был варган (из кости или дерева). Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.


Информация о работе Традиции ингушского народа