Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:41, доклад
Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями , оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.
Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры ингушей.
1427 год — Путешественнник Иван Шильбергер сообщал[4]:
У них (у черкесов) есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должен быть святой.
Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится северо-западной ветви тюркских языков.Письменность до революции была на основе латиницы. В данный момент на основе кириллицы. Карачаевцы преимущественно мусульмане-сунниты (99 %).
Изолированный образ
жизни в гораx в течениe многих
веков послужил причиной формирования
уникального национального
Традиционное оружие, перо с чернилами и священный Коран
Свет внутрь помещения проникал через дымовое отверстие камина или через небольшое окно. В средневековье очаг располагался в середине дома, на земляном полу и представлял собой открытый костер. Позже очаг располагали пристенно, дымовой проход, плетеный из прутьев и обмазанный глиной, выходил на крышу, возвышаясь над ней. Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В «большом доме» (уллу юй, от юй), где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья имели свои помещения (отоу). Наиболее почетную часть «большого дома» (тёр) занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.
Постройка нового дома была весьма трудоемким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).
Пища
Хозяйственный уклад
карачаевцев обуславливает и
специфику традиционного
Приготовляют мамалыгу (как), которую употребляют с маслом, айраном или сметаной, похлебки (билямукъ). Популярны толокно из поджаренной муки (къуут), джырна - вареные зерна кукурузы, пшеницы, ячменя. В качестве праздничной пищи выступает халва. Из напитков популярными являются боза, балсуу, суусап, технология приготовления которых определялась веками.
Животноводство продолжает
оставаться главным занятием населения
гор и предгорья. Преимущественное
направление получило разведение крупного рогатого
скота и овцеводство (тонкорунные мериносы
и карачаевские овцы).Среди ремесел развиты
сукноделие, выделывание войлочных шляп,
бурок, производство узорных войлоков,
ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных
изделий, обработка кож, шкур, резьба по
дереву и камню, золотое шитьe. Традиционные
карачаевские селения — в горах скученные,
большие, разделeнные на родовые кварталы
(тийрс), а в предгорьях и на плоскости
— уличной, прямоугольной планировки.
Памятниками традиционной архитектуры
являются дома срубной техники, боевые
башни, склепы.
Национальная одежда карачаевцев сходна
с одеждой народов Северного Кавказа.
Мужская одежда состояла из рубахи, штанов,
бешмета, черкески, овчинной или меховой
шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого
ремня — кинжал или нож, кресало. Летний
головной убор — войлочные шляпы, зимний
— овчинные шапки-папахи с суконным башлыком.
Женская одежда отличалась разнообразием
типов и возрастных особенностей. Длинная
рубаха из хлопчатобумажной или шeлковой
ткани туникообразного покроя с разрезом
на груди и застeжкой у ворота, с длинными
и широкими рукавами. Длинные шаровары
из тeмных цветных тканей заправлялись
в сафьяновые носки или обувь. Поверх рубахи
надевали платье. Талия перехватывалась
широким серебряным поясом. Из стeганной
на вате шeлковой или бумажной ткани шилась
верхняя одежда — каптал, повторявшая
покрой черкески. Шубы носили из мерлушки
(курпея), а также беличьи. Праздничный
убор девушки — шапочка (высокая конусообразная
или усечeнная, богато украшенная галунами
или золотым шитьeм), поверх неe большой
платок.
Традиционные блюда карачаевцев — варeное
и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого
мяса и жира, различные виды сыра. Из мучных
блюд популярны пресные лепeшки (гырджыны)
и жареные или выпеченные пироги (хычыны)
с разнообразной начинкой, супы на мясном
бульоне (шорна), среди сладостей — халва.
Напитки: заквашенное молоко (айран), кефир
(гыпы айран). По праздникам пили бузу и
пиво (сыра), популярен был чай из кавказского
рододендрона (къара тай).
Среди карачаевцев долгое время сохранялись
пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной
собственностью на скот и землю, с совместным
трудом и уравнительным потреблением.
К концу 19 века в связи с распадом семейных
общин в сельской общине стали преобладать
моногамные семьи (юйдеги). В народной
жизни большое значение имеет этикет.
Многочисленные народные праздники (календарные,
вывода стада на альпийские пастбища,
уборки урожая) сопровождаются конными
скачками, джигитовкой, борьбой силачей,
метанием камней, играми ряженых, поднятием
тяжестей.
С утверждением в конце 18 века ислама вошли
в традицию: пост (ораза), моления (намаз),
жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими
танцами (лезгинка, исламей) распространены
также ритуальные карачаево-балкарские
танцы — голлу, сандракъ, тепене, тeгерек.
Сохраняется богатый фольклор: нартские
сказания, исторические, трудовые, героические,
сатирические, любовные и колыбельные
песни, сказки, пословицы и поговорки,
рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине).
Традиционные музыкальные инструменты
— тростниковая свирель, двухструнная
скрипка, трехструнный щипковый инструмент,
трещотка из чинаровых дощечек, доул и
гармонь.
КЕТЫ
Основным занятием большинства
кетов была охота и рыболовство
Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища — землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.
Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.
Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой[9]. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.
В основе религиозных
представлений кетов лежал аним
Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло[10].
С приходом в Восточную Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение
В культуре кетов выделяется
несколько типов жилищ. Полуземлянка
- основная разновидность постоянного
жилища. В плане квадратная, имела
деревянный каркас, который сверху
покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Отапливалась
при помощи разновидности очага - чуваша.
На нем же готовится пища.
Чум - универсальное жилище. Особенностью
кетского чума является набор и характер
соединения основных шестов. В летний
период на рыболовных угодьях в качестве
жилища могла использоваться дощатая
лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн.
На илимке из гнутых прутьев делалась
каюта, покрытая берестой.
Традиционное жилище - конический чум с остовом из шестов и берестяными покрышками, а также землянка с каркасом из наклонных брёвен. Хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у Кетов появились в начале 20 века. Перекочёвывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долблёнки-однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).
Национальная одежда (мужская и женская): суконный халат и стёганый халат на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижняя одежда и летняя обувь изготовлялись из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.
Пища - варёная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пищу готовили на костре, пресные лепёшки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания Кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.
Характерны дуально-экзогамное деление, патрилинейный счёт родства, особая роль кровнородственных связей в производственной жизни, распределении добычи, использовании и наследовании угодий. С конца 18 века Кеты объединялись в управы (волости), внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей.
Сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь ("небо", "бог") олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелётных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев отдельных мест и промысловых животных. Охота на медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий праздник").
Шаманство у Кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказания. Среди мифологических и фольклорных сюжетов распространены космогонические: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея; о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и др. Популярностью пользовались загадки и песни-импровизации. Распространённым музыкальным инструментом был варган (из кости или дерева). Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.