Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей свадебных традиций в Китае и в России.
Данная тема относится к актуальным вопросам современной лингвокультурологии.
Для выполнения этой цели в данном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
1.Анализ традиций свадебного обряда в Китае;
2.Анализ традиций свадебного обряда в России;
3.Сопоставительный анализ китайских и русских свадебных традиций.
1. Введение.
2. Основная часть.
1)Традиции старинной китайской свадьбы.
А) Сватовство.
Б) Приготовление к свадьбе.
В) Встреча новобрачной в доме жениха.
Г) Обряды послесвадебного периода
2) Традиции современной китайской свадьбы.
А) Изменение традиций свадебной церемонии в Китае.
Б) Современный китайский свадебный обряд.
3) Традиции старинной русской свадьбы.
А) Сватовство, смотрины и помолвка как важные ритуалы свадебного обряда в России.
Б) День свадьбы.
В) Обряд венчания.
4) Современный свадебный обряд в России.
3. Заключение.
Сопоставительный анализ русских и китайских свадебных традиций.
1) Сходство в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
2) Различие в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
Список использованной литературы
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАНОГО
Тема: «Традиции русской и китайской свадьбы.
История и современность»
Выполнила:
Качалова А.А.
Владимир 2010
1. Введение.
2. Основная часть.
1)Традиции старинной китайской свадьбы.
А) Сватовство.
Б) Приготовление к свадьбе.
В) Встреча новобрачной в доме жениха.
Г) Обряды послесвадебного периода
2) Традиции современной китайской свадьбы.
А) Изменение традиций свадебной церемонии в Китае.
Б) Современный китайский свадебный обряд.
3) Традиции старинной русской свадьбы.
А) Сватовство,
смотрины и помолвка как
Б) День свадьбы.
В) Обряд венчания.
4) Современный свадебный обряд в России.
3. Заключение.
Сопоставительный анализ русских и китайских свадебных традиций.
1) Сходство в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
2) Различие в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
Целью данной работы является раскрытие особенностей свадебных традиций в Китае и в России.
Данная тема относится к актуальным
вопросам современной
Для выполнения этой цели в данном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
1.Анализ традиций свадебного обряда в Китае;
2.Анализ традиций свадебного обряда в России;
3.Сопоставительный анализ китайских и русских свадебных традиций.
Свадьба – это радостный момент, когда невеста является самой красивой девушкой в мире, когда всё внимание, все слова, все поздравления адресованы самой лучшей паре на свете.
Свадьба – это море радости, смеха, улыбок, брызги шампанского, танцы, веселые конкурсы, это тот момент, который запоминается на всю жизнь.
Свадебные обряды (традиции) - добрые, весёлые и красивые есть у каждого народа.
У Китая и у России
длинная история. Исходя из этого
нам будет интересно
В старом Китае заключение брака сопровождалось весьма сложным и растянутом во времени комплексом обрядов, отражавших важнейшие стороны традиционной культуры и общественной жизни китайцев. Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их.
Вопрос о браке был
делом семьи, прежде всего ее главы.
Именно он на специальном семейном
совете, часто при участии
Женитьба сына всегда считалась очень важным делом, ради которого не жалели ни сил, ни средств, влезая подчас в неоплатные долги. Прежде всего, в случае благоприятного ответа от родителей невесты следовало преподнести им подарки и получить документ, удостоверявший год, месяц, день и час рождения девушки. Затем этот документ, равно как и документ о рождении жениха, отдавали гадателю, который путем сложных выкладок устанавливал, не повредит ли брак благополучию жениха и его семьи. Если все было в порядке, снова начинались взаимные визиты, происходил обмен подарками, заключался брачный контракт и назначался, с согласия невесты, день свадьбы.
Существует несколько
стадий свадебного комплекса
обрядов: сватовство, приготовление
к свадьбе, встреча
А) Сватовство
Первый этап китайской свадебной обрядности - сватовство. Сватовство, непосредственно затрагивающее престиж семей, было чрезвычайно важным делом, которое непременно требовало посредников. Сватов в Китае именовали бин жень ("человек льда"). В деревнях роль посредников обычно исполняли мужчины из местных жителей, и лишь в городах имелись профессиональные свахи. В Южном Китае посредническая миссия при заключении браков отводилась обычно женщинам. Вначале семья жениха высылала семье предполагаемой невесты так называемую цао те узы - "предварительную записку" или карточку с указанием "8 иероглифов жизни", в которых сообщалась фамилия жениха, а так же год, месяц, день и час его рождения. В семье по этим данным гадали о возможности заключения брака и в случае благоприятного исхода гадания, высылали семье жениха сведения о дате рождения предполагаемой невесты.
Родители жениха тоже справлялись у гадателя о результате намеченного бракосочетания. Кроме того, они в течении трех дней держали на семейном алтаре карточку, полученную от семьи невесты, и если за это время случалось какое-либо несчастье - например, заболевал кто-нибудь из семьи, то сватовство могло быть немедленно прекращено. В любом случае сразу принимать, или отвергать решение о свадьбе считалось неприличным, а решающее слово принадлежало старшим в семье.
Гадания по гороскопам женщинами и мужчинами проводились разными способами. Наибольшее значение придавалось знакам двенадцатилетнего звериного цикла. К примеру, брак ожидался несчастливым, если юноша и девушка родились соответственно, в год лошади и быка, змеи и тигра, крысы и барана, курицы и собаки. Принималась в расчет и позиция годов рождения женщины и мужчины в цикле пяти мировых стихий: дерева, огня, земли, металла, воды. Считали, что непременным условием счастливой семейной жизни являлось доминирующее положение животного или стихии, которые соответствовали году рождения жениха. Нередко были случаи, когда дата рождения невесты фальсифицировалась, чтобы сделать брак возможным. По традиционным китайским представлениям, все браки заключались на небесах Лунным Стариком, и не встретить своего суженного было невозможно.
Если сватовство было успешным, семья жениха высылала невесте украшения и другие подарки, что в просторечии называлось юэдин - "малым соглашением". После этого семьи жениха и невесты обменивались брачными поручительствами, которые писались на бумаге "счастливого" красного цвета, нередко украшенной изображениями дракона (для юноши) и феникса (для девушки). В поручительствах сообщались подробные сведения о будущих новобрачных и их семьях, а также указывали сумму вносимого за невесту выкупа: так называемого "чайного подарка" (чай в Китае символ плодородия и супружеской верности).
Подарки для невесты включали в себя, как правило, пару сережек, два или четыре браслета, отрезы материи красного цвета, золотые монеты и прочее. В специальных красных коробках непременно высылалась и провизия: отборный рис, различные сорта чая, соль, вино и.т.д. По обычаю семья невесты принимала все высланные ей драгоценности и украшения, но около половины даров продуктами отсылала обратно, поскольку определение сроков свадьбы требовало, как правило, нескольких визитов сватов к обеим сторонам. Обычно ее назначали на конец года, после того, как завершались хозяйственные работы.
Заключение брачного контракта служило поводом для первой встречи родителей жениха и невесты. Родители жениха, прибыв на встречу, сначала совершали поклонение перед семейным алтарем (выставлялись фигуры "зайца счастья" или "рыбы счастья"). Затем хозяева и гости участвовали в церемониальной трапезе, во время которой все выпивали чашку "вина долгой жизни". Жених получал в подарок пару горошин, которые он, возвратившись, домой, клал в воду, а потом съедал, что, как верили, способствовало появлению потомства.
Б) Приготовление к свадьбе
Приблизительно за месяц до предполагаемого переезда невесты в дом жениха, родители последнего выбирали день свадьбы. Для этого вновь прибегали к услугам гадателей, которые определяли также даты совершения всех обрядов, связанных с подготовкой свадьбы; присутствие желательных и нежелательных с астрологической точки зрения лиц среди свадебных гостей и прочее. Вместе с запиской о дате свадьбы, семья жениха высылала невесте выкуп: свадебный наряд, различные свадебные принадлежности, а также ритуальные подарки, среди которых наибольшее значение имели круглые пшеничные или рисовые лепешки. Эти лепешки семьи жениха и невесты раздавали родственникам и друзьям, что служило уведомлением о готовящейся свадьбе. За три дня до свадьбы семья жениха вновь посылала невесте ритуальные дары к свадьбе. Невеста же высылала в дом жениха предметы своего личного и домашнего обихода: одежду, туалетные принадлежности, утварь и даже мебель, что называлось пу фан "оборудовать комнату".
Тем временем в доме жениха готовились к приезду новобрачной. В комнате будущих супругов обновляли бумагу на окнах, заново белили стены, производили уборку. Причем позволялось это делать, только тем женщинам и мужчинам, у которых были дети, еще не потеряли родителей и не были вдовыми. Особое значение придавалось подготовке брачного ложа: его окружали сразу несколькими талисманами и оберегами. Под кровать клали пять монет выпущенных в царствовании пяти разных императоров, над кроватью вешали пять канонических свертков с вареным рисом. Сверху клали пару ножниц, маленькие весы, миниатюрное зеркало, стрелы, а рядом лук. Наконец, до свадьбы в постели новобрачных должен был спать кто-нибудь из неженатых младших братьев жениха или невесты, ибо, как считалось, "постель невесты не должна пустовать".
Широко распространен был обычай дарить молодым супругам картинки с изображением популярных персонажей народного пантеона, например богов долголетия, радости и богатства.Картинку снабженную специальной благопожелательной надписью, вешали в комнате новобрачных. С того момента, как был установлен день свадьбы, невесте не полагалось покидать женскую половину дома. Эти дни она проводила в обществе подружек, провожавших ее в новую семью. Обычай предписывал ей причитать и плакать, выражая свою скорбь по поводу расставания с родными. Во многих районах невеста и ее подружки пели песни, в которых содержалась брань по адресу сватов и семьи жениха и даже будущего мужа, носившую впрочем - игровой характер. Накануне свадьбы в домах жениха и невесты устраивали пиршество, в котором участвовали приглашенные родственники и друзья.
Предлагавшееся на нем угощение называлось по традиции "четырьмя большими блюдами" и включало в себя в качествеглавной обрядовой еды просяную кашу с мясом. Для невесты же важнейшей обрядовой едой в канун свадьбы было мясо высланных ей женихом свиньи и петуха. За день до переезда в дом жениха, невеста начинала наряжаться к свадьбе и примеряла свадебное платье. По обычаю ей следовало выщипать все волосы на лице ("обновить себя"). Лицо невесты в соответствии с китайскими представлениями о женской красоте, было густо напудренным и нарумяненным, губы выкрашены помадой. Свадебное одеяние состояло из короткого красного халата, украшенного цветками и помпонами из разноцветного шелка и платья (красного или зеленого). Невеста носила специальный головной убор, который представлял собой металлический каркас с накладкой из птичьих перьев, шелковыми помпонами и медальонами, прикреплявшимися к каркасу пружинами. Лицо невесты скрывала вуаль из красного (иногда черного) шелка чтобы "спрятать стыд". На вуали, головном уборе и даже платье невесты нередко имелись изображения дракона - символа духовной власти.
Накануне свадьбы невеста совершала ритуальное омовение, отвешивала прощальные поклоны перед семейным алтарем и меняла свою девичью прическу на прическу замужней женщины. Аналогичные обряды совершались тем временем в доме жениха, на которого его отец торжественно надевал шапку взрослого мужчины.
В) Встреча новобрачной в доме жениха
В день свадьбы невеста с самого утра наряжалась для церемонии переезда в дом своего будущего мужа. Затем она прощалась с родителями и другими родственниками. Невеста не должна была, есть перед свадьбой, т.к. обычай запрещал ей это. Жених же в эти утренние часы съедал полную чашку мяса - знак достатка в будущей семье, и тоже начинал одеваться к свадьбе. Тем временем люди жениха в сопровождении музыкантов и слуг, отправлялись за невестой, неся для нее красный свадебный паланкин, разукрашенный различными счастливыми символами. Нередко в паланкин сажали мальчика, что должно было обеспечить появление мужского потомства.
Обычно представители семьи невесты дожидались гостей (посланцев жениха) где-нибудь на дороге, обменивались с ними ритуальными визитными карточками жениха и невесты, приглашали их в свой дом и устраивали в их честь небольшой пир. Гости преподносили подарки для невесты - деньги, отрезы ткани и.т.д. Отец невесты в свою очередь, одаривал гостей, а носильщикам паланкина давал чаевые. В назначенный гадателем час один из родственников новобрачной, чаще всего муж старшей сестры, переносил сидящую на стуле невесту в паланкин, который предварительно вносили в главный зал дома. Древний обычай строго запрещал невесте идти в эту минуту по земле, "она не должна была принести грязь в дом жениха". Невеста в этот момент ничего не должна говорить, а только плакать, так что старинная китайская поговорка определяла поведение невесты на свадьбе в следующих словах: "Она уезжает, плача, и возвращается смеясь".
Под оглушительные разрывы хлопушек и петард свадебный картеж трогался в путь. Невеста в этот час была окружена различными талисманами, которые привлекали счастье и отвергали напасти. Свадебная процессия выглядела следующим образом: впереди шли два представителя жениха, державшие в руках большие факелы, на которых был начертан фамильный знак жениха. За ними шествовали два представителя невесты, люди с красным зонтом. Обычно семья невесты отряжала ей в помощь в помощь женщину, которую несли в зеленом паланкине, в конце процессии. Свадебному картежу полагалось идти не спеша и обязательно окружным путем.
Приблизительно на середине
пути процессия останавливалась
и устраивалась церемония "передачи"
новобрачной людям жениха, после
чего представители невесты