Традиции русской и китайской свадьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей свадебных традиций в Китае и в России.
Данная тема относится к актуальным вопросам современной лингвокультурологии.
Для выполнения этой цели в данном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
1.Анализ традиций свадебного обряда в Китае;
2.Анализ традиций свадебного обряда в России;
3.Сопоставительный анализ китайских и русских свадебных традиций.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть.
1)Традиции старинной китайской свадьбы.
А) Сватовство.
Б) Приготовление к свадьбе.
В) Встреча новобрачной в доме жениха.
Г) Обряды послесвадебного периода
2) Традиции современной китайской свадьбы.
А) Изменение традиций свадебной церемонии в Китае.
Б) Современный китайский свадебный обряд.
3) Традиции старинной русской свадьбы.
А) Сватовство, смотрины и помолвка как важные ритуалы свадебного обряда в России.
Б) День свадьбы.
В) Обряд венчания.
4) Современный свадебный обряд в России.
3. Заключение.
Сопоставительный анализ русских и китайских свадебных традиций.
1) Сходство в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
2) Различие в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Свадебный паланкин ставили  на землю. Невесте помогали сойти  с паланкина две женщины: замужняя и девица. Последняя подносила  невесте блюдо, на котором лежали два вареных яйца без скорлупы, выкрашенные в красный и голубой цвета; кусочек сахара; сладкие лепешки, украшенные цветком; гребень и маленький кувшин, покрытый красным платком и перевязанный разноцветными шелковыми нитями. В кувшин клали золотые и серебреные вещицы, которые входили в число важнейших свадебных талисманов невесты. Кроме того, невесте подносили миниатюрное зеркало, отпугивавшее злых духов и две скрещенные палочки, символизировавшие новый брачный союз. Одна из женщин проводила гребнем по волосам невесты, клала ей в рот сахар и прикладывала яйца к ее щекам. У дверей дома новобрачная переступала через седло. Этот обычай вошел в быт китайцев в IV-VI вв., слово "седло" является в китайском языке омофоном слов "мир", "покой". Когда новобрачная переступала через седло, распорядитель церемонии произносил благопожелательное заклинание.

В дверях дома новобрачную  встречал жених, которому тоже клали  в рот кусочек сахара. Он держал перед собой два свернутых  отрезка красной материи, концы  которых свисали до земли. На этих отрезках ткани лежал календарь в виде свитка, именовавшийся в просторечии "книгой десяти тысяч глав". В сопровождении распорядителей церемонии жених и невеста шли по специально расстеленному ковру к жертвенному столику для совершения поклонений небу и земле. Встав перед столиком, жених зажигал на нем свечи и благовония и отвешивал четыре земных поклона: духам Неба и Земли, Солнцу и Луне, "государям и стихиям воды и земли" и, наконец, родителям. Невеста стояла неподвижно по правую руку от жениха, или кланялась вслед за ним. В конце церемонии молодые четыре раза кланялись друг другу. Обряд поклонения небу и земле рассматривался, как своего рода официальное уведомление божественных сил о состоявшемся браке. Отныне жених и невеста считались мужем и женой.

По окончании обряда жених вел невесту в комнату, отведенную для новой семьи. Переступив порог комнаты, молодой муж первым делом пускал стрелы во все ее углы, изгоняя, таким образом, злых духов. Затем новобрачные садились на ложе, и некоторое время сидели неподвижно в молчании. Пока молодая сидела с молодым мужем, с нее снимали закрывающее ее лицо красное покрывало. Новобрачным подносили два бокала, наполненные чаем или вином связанные красной нитью.

Каждый из них отпивал  глоток из своего бокала, потом они  менялись бокалами, отпивали еще раз, подливали друг другу из своих бокалов и пили вновь. Этот обряд именовавшийся "единением чаш", как бы скреплял новый супружеский союз. Молодая жена, как полагалось ей в течение всей свадьбы, хранила молчание (считалось, что это способствует рождению потомства в новой семье).

Г) Обряды послесвадебного  периода

 

После поклонений молодых  у семейного алтаря и обрядов  в их комнате, официальная часть  свадебной церемонии заканчивалась. Молодая жена прихорашивалась и  переодевалась к свадебному пиршеству, а жених выходил в главный зал дома к гостям. Начиналось время свадебных увеселений, которые продолжались обычно два дня после церемонии бракосочетания.

В день свадьбы в доме жениха собирались гости, включая сватов и родителей невесты. Ни один гость не мог явиться на свадьбу без подарка - чаще всего свертка с деньгами. К свадебному столу подавались лучшие сорта вин. Во время пиршества звучала музыка. А невеста же по обычаю на свадебном пиру не прикасалась к еде.

После окончания обеда  наступал период шутливых смотрин молодой жены. Этот обычай разрешал гостям, свободно входить в комнату новобрачной, бесцеремонно обсуждать ее внешность, говорить ей непристойные вещи и в тоже время запрещал молодой женщине как-либо реагировать на все эти насмешки и оскорбления.

По обычаю гости вольны оставаться в комнате молодоженов, сколько им заблагорассудится, и  свежеиспеченному мужу, удавалось выдворить  их лишь откупившись от них. Перед  уходом молодых на покой, им предлагали четыре чашки необычайно длинной  лапши ("лапши долголетия"). Те должны были отведать эту лапшу, забрав в рот несколько ее нитей целиком. В течение первой брачной ночи в спальне молодых постоянно горела "лампа долгой жизни". Постель новобрачных застилали полотенцем, с тем, чтобы на утро молодая жена могла предъявить свекрови доказательство своей невинности.

На следующий день молодожены, принарядившись, выходили из спальни и отправлялись в главный  зал, для поклонения предкам и  домашним богам - покровителям. Приличия требовали, чтобы жених в тот  же день с утра отправил семье невесты извещение о том, что молодая сохранила невинность до свадьбы, и приглашение на обед.

В большинстве районов  Китая молодожены на третий день свадьбы  отправлялись в отдельных палантинах погостить в дом жены. Нередко  родственники невесты устраивали мужу разные испытания. Например, ему преподносили пельмени с острейшим перцем, что по местному поверию способствовало карьере мужа и рождению умных детей. Тем не менее, молодой муж был обязан вместе с женой совершить в ее доме поклонение перед семейным алтарем. Молодоженам следовало до захода солнца вернуться домой, поскольку обычай запрещал новобрачной в течение первого месяца семейной жизни ночевать вне дома.

2) Традиции современной  китайской свадьбы.

А) Изменение традиций свадебной церемонии в Китае.

С течением времени такой  традиционный ритуал, как свадьба, неизбежно  претерпевает изменения. Изменяются традиции церемонии бракосочетания и проведения медового месяца. В 40-х годах ХХ века центральным моментом брачной церемонии  было присутствие почетного гостя в качестве брачного свидетеля. Церемония продолжалась около часа, в течение которого почетный гость поздравлял новобрачных, а гости угощались чаем, тортом и конфетами в общем зале. В 50-х годах свадьбы проводились очень скромно – тогда приглашались несколько близких друзей и родственников, накрывался скромный стол. Дружеская беседа за столом была главной составляющей этой незамысловатой свадебной церемонии.

В 60-х годах появилась  традиция свадебных фотографий, но по сравнению с сегодняшними свадебными фотографиями снимки тех лет выглядят строго и неромантично. Свадебный «банкет» тех времен тоже отличался скромностью – новобрачные раздавали друзьям и родственникам конфеты и орехи. Лишь состоятельные люди заказывали в столовых какие-либо блюда и пельмени для угощения.

В 70-х годах вместо свадебного кортежа использовались велосипеды – невеста нередко  приезжала в дом жениха на его  велосипеде. Многие добирались просто пешком.

В 80-х годах появилась  традиция преподнесения новобрачным  подарков в виде предметов быта, велосипедов, мебели, часов и т.д. Только во второй половине 80-х годов появилась традиция устроения настоящего свадебного банкета, что привело к появлению свадебных распорядителей – «церемониймейстеров».

В 90-х годах с ростом достатка свадебные церемонии стали проводиться с большим размахом. Центром церемонии становился богатый стол. Появились специальные рестораны, специализирующиеся на организации свадеб, а также компании, занимающиеся организацией свадебных мероприятий.

Наступивший XXI век знаменуется переходом от стремления провести пышную свадьбу к организации «особенных» свадеб. Некоторые после получения свидетельства о браке вообще не организуют никаких торжеств, а просто уведомляют родных и близких. Другие молодожены создают собственные свадебные интернет-сайты, посетив который, каждый может оставить свое пожелание новобрачным. Из роскошных интерьеров ресторанов и отелей свадьбы «выходят» на улицу, на природу и даже на небо: свадьбы проводятся на дачах, на море, на воздушных шарах и т.д.

 

Б) Современный китайский свадебный  обряд

 

Красный цвет – это  цвет свадеб в Китае. Во-первых, стоит  сказать о том, что красный  цвет является центральным цветом в  свадебной теме Китая. Красный цвет показывает и олицетворяет любовь, радость и процветание. Красный цвет используется для различных целей в традиционных китайских церемониях. Достаточно часто нижняя часть одеяния невесты красного цвета, также, красного цвета и свадебные приглашения, а также коробки, в которых кладут подарки на свадьбу или конверты, в которых дарят деньги. Даже дом жениха и невесты украшены красным цветом в этот знаменательный и торжественный день.

Что происходит до начала свадебной  церемонии. Перед тем, как начнут праздновать традиционную китайскую  свадьбу, традиционно, согласно древней китайской традиции, невеста входит в уединенное место вместе со своими близкими друзьями. Эта традиция была создана для того, чтобы у невесты было время для того, чтобы символически оплакать потерю своих друзей и своей семьи. Спустя некоторое время семья жениха несет свадебные подарки в красных корзинах и коробках непосредственно дому невесты. В одной из таких корзин обязательно должны быть "uang susu" (уанг сусу) или 'деньги молока'. В других корзинах находятся личные вещи невесты для того, чтобы в день свадьбы все её свадебное имущество находилось в доме жениха. Невеста принимает подарки в другой комнате, где подарки сортируют. За три свадебных дня, женщины из семьи невесты оплачивают подарки, перенося подарки - включая некоторые 'возвращения' - в красных обертках семье жениха.

День свадебной церемонии. Хотелось бы сказать вам о том, что годовщины  свадьбы в Китае очень тщательно  подбираются согласно астрологическим  признакам. Именно поэтому, общепринято  то, что пары соединяют священным союзом во второй половине часа, а не в первые тридцать минут. Таким образом, пара начинает свою семейную жизнь как бы на подъеме, когда стрелки часов идут вверх, а не вниз. Утром, в день свадебной церемонии, жениха, как принято согласно древней традиции, одевают его родителями. Жених прибывает в дом своей невесты на пути к свадебной часовне. Жених приносит в дом невесты денежные подарки, подарки обернуты в красную ткань. Эти подарки жених дает подругам невесты в обмен на то, чтобы невесте разрешили выйти. В некоторых семьях, свадебная пара предлагает выпить чай обои родителям, становясь при этом на колени перед ними. Этот символический жест обозначает просьбу жениха и невесты разрешить родителей вступить в священный союз. После этого, жених с невестой уезжают вместе.

Как правило, на свадебную  церемонию приходит несколько пар. Только после непосредственно церемонии  и перед свадебным приемом  невеста, которая соблюдает сложившиеся  традиции, будет предлагать чай своим  новым родственникам со стороны  супруга на формальной церемонии. Также, стоит сказать о том, что жених с невестой, как правило, направляются в профессиональную фотостудию до того, как они приходят на официальный свадебный прием. Необходимо, также, упомянуть о том, что свадебный прием – это достаточно сложное дело, требующее постоянного внимания. Приветственная речь произносится мегагерцем, которого специально нанимают для этого торжественного случая. Приветственная речь, как правило, сопровождается выносом свадебного торта. Стоит сказать о том, что традиционный свадебный пирог просто огромен, он состоит из очень многих слоев. Дело в том, что большое количество слоев в свадебном торте, имеет свой скрытый смысл, а не просто является предметом кулинарного искусства. Слои в свадебном пироге символизируют лестницу, которая идет от сегодняшних времен в будущее. Таким образом, пары, кушая свадебный торт, как бы проходят свой совместный путь. Внесение свадебного торта – это единственное событие свадебного приема. Новобрачные кормят друг друга частью свадебного торта, при этом руки их переплетены. Перед новобрачными, когда они кормят друг друга свадебным тортом стоит достаточно сложная задача не разрушить сложный макияж невесты. Куски свадебного торта дают каждому из родителей невесты, а также бабушкам и дедушкам. Время от времени провозглашаются свадебные тосты, и гостей приглашают приветствовать молодоженов и их родителей. Музыкальное сопровождение свадьбы может быть самым различным, это может быть один музыкант, а может быть и целый оркестр. Общепринятым является то, что гости обмениваются рукопожатиями перед тем, как покинуть прием. На более сложных и, соответственно, более богатых свадебных приемах, во врем приема происходит девять – десять смен блюд. Также, стоит сказать о том, что китайские невесты меняют свой наряд, как минимум, три раза во время свадебной церемонии.

3) Традиции старинной  русской свадьбы

Женились в России рано - в 12-13 лет. Такого понятия, как “старый холостяк” не существовало. Препятствием к браку могли служить или тяжкая болезнь, физическое уродство, или обет уйти в монастырь. Свобода выбора молодыми себе пары практически отсутствовала. Браки “само- круткой”, “убегом” до XX века были крайне редки. Выбор своей половины был возможен только для людей зрелого возраста, как правило, вступавших в повторный брак ( для вдовцов и вдов). Подбор пары для сына или дочери осуществлялся родителями, исходя из сословных или имущественных интересов, о чувствах жениха и невесты речи не было. И чаще всего брак по принципу “стерпится слюбится” оказывался удачным. Свершались браки и по воле высочайших особ, например, царей и цариц. Свадебные обряды на Руси изображали вступление жениха и невесты в новую жизнь, новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини. Отсюда и свадебные чины : старший - тысяцкий (распорядитель всей свадьбы), большой и меньший боярин, дружка, поддружье и дворецкие; бояре, все гости, поезжане ( обычно это крестный, он же посаженный отец жениха; он распорядитель поезда, меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых); сидячие бояре и боярыни, свадебные дети или поезжане.  
   Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем осыпали хмелем или зернами, смешанными с деньгами, после богоявленской свечи зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Затем брачные свечи слепляли и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей, где свечи должны были оставаться целый год.  
   Помещение - сенник, где должны были спать новобрачные убирали так : по стенам ставили иконы, в каждый угол втыкалась стрела, на неё вешалась шкурка соболя или куницы, на лавках ставили по сосуду с медом, а брачная постель делалась на 21 снопе. После подачи последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачной советы, как жить в супружестве, а у постели жена тысяцкого одетая в две шубы (одна навыворот) осыпала молодых деньгами и хмелем, кормила их на постели, до этого жених и невеста воздерживались в питье и еде. Утром члены свадьбы приходили к молодым, стрелой поднимали одеяло, проверяя непорочность новобрачной. После этого свахи вели молодых в баню, куда тёща посылала зятю платье, а затем кормила его кашей. Во время этой церемонии молодой муж должен был держать свою супругу за руку, иначе им предрекалось несогласие в супружестве.  
   С XVIII века в высшем обществе народный обряд начинает вытесняться общеевропейским “политесом”. Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и после свадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).  
   Второй цикл - сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого,обряды после первой брачной ночи и тому подобное.   
   Центральное место занимал свадебный пир. К третьему, заключительному, циклу относились “отводины” - визиты молодых к ближайшим родственникам. Одинаковым для всех сословий был обряд венчания. И во всех сословиях обряды были направлены на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.  
   Молодые люди могли познакомиться на больших церковных праздниках, специально устраевыемых домашних вечерах, на “ярмарках невест” (балах), платных вечерах, совместных празднованиях высших мужских и женских учебных заведений, а также через брачные объявления в специальных газетах.  
   Знакомство происходило обязательно в присутствии старших родственников, расходились не позже 11 часов вечера.

Информация о работе Традиции русской и китайской свадьбы