Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей свадебных традиций в Китае и в России.
Данная тема относится к актуальным вопросам современной лингвокультурологии.
Для выполнения этой цели в данном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
1.Анализ традиций свадебного обряда в Китае;
2.Анализ традиций свадебного обряда в России;
3.Сопоставительный анализ китайских и русских свадебных традиций.
1. Введение.
2. Основная часть.
1)Традиции старинной китайской свадьбы.
А) Сватовство.
Б) Приготовление к свадьбе.
В) Встреча новобрачной в доме жениха.
Г) Обряды послесвадебного периода
2) Традиции современной китайской свадьбы.
А) Изменение традиций свадебной церемонии в Китае.
Б) Современный китайский свадебный обряд.
3) Традиции старинной русской свадьбы.
А) Сватовство, смотрины и помолвка как важные ритуалы свадебного обряда в России.
Б) День свадьбы.
В) Обряд венчания.
4) Современный свадебный обряд в России.
3. Заключение.
Сопоставительный анализ русских и китайских свадебных традиций.
1) Сходство в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
2) Различие в традициях свадебных обрядов в Китае и России.
Список использованной литературы
А) Сватовство, смотрины и помолвка как важные ритуалы свадебного обряда
Народная пословица гласит: “Выбирай не невесту,
а сваху”. Свахи были двух категорий. Одни
по страсти к свадьбам и устраиванию чужих
судеб, другие - профессиональные. Свахи
первой категории действовали абсолютно
бескорыстно и добросовестно, не щадя
сил и времени. ”Люди женятся, а у нас глаза
светятся” - вот их девиз. Профессиональные
свахи подыскивали женихов и невест по
заданным параметрам, иногда подходя к
делу чисто формально.
У свах имелся целый ритуал с соблюдением
многих примет, чтобы сватовство было
удачным. Свахи знали, за кем какое приданое
дается, имели реестр приданого, который
в дворянских и богатых купеческих семьях
состалялся сразу при рождении дочери,
знали какова внешность и нрав, а также
скрытые недостатки женихов и невест.
Свахи не ленились для того, чтобы узнать
все это, походить по соседям будущих новобрачных,
потолкаться в лавках, где их родственники
были покупателями. Если сватовство проходило
удачно, и обе стороны были удовлетворены,
то через неделю после сватовства назначались
смотрины.
Смотрины проходили в доме невесты,
реже на гулянье или в театре. Ехали жених
с родителями и свахой к невесте кружным
путем, по обычаю запутывая дело. Смотрины
могли тянуться не одну неделю. В дворянских
семьях устраивался званый обед. Обычным
ритуалом при смотринах во всех сословиях
был совместный молебен двух семей и обход
их вокруг стола. Для бесприданниц смотрины
и помолвка были совмещены.
Сговор (рукобитие, помолвка). Перед
сговором отступало даже само торжество
венчания. Только при Екатерине II, в 1755
г. Святейший Синод сумел соединить обряд
обмена колец (обручение) с венчанием,
но помолвка (по определению древнеримского
юриста - предварительный договор о заключении
брака - футурарум) продолжала жить в народной
традиции как оповещение о намерении двух
любящих сердец вступить в брак. Незаключение
брака после помолвки считалось немыслимым.
Происходило же все следующим образом.
Жених, родители, близкие родственники
приезжали в дом невесты. Писалась рядная
запись , в которой говорилось о том, что
обе стороны решили, оговаривались обязаности,
имена, приданое, неустойки, попятное.
Иногда в качестве условий добавлялось,
что муж не должен бить жену, в случае нарушения
с обидчика взыскивался штраф. Помолвка
сопровождалась празднеством, в богатых
семьях иногда снимали целые особняки,
специально для этого предназначенные.
У всех сословий жених дарил невесте кольцо
с камнем. Он же заказывал обручальные
кольца , в которых была гравировка - в
кольце невесты инициалы жениха и дата
обручения, в кольце жениха - инициалы
невесты и тоже дата обручения.
На второй день после помолвки
совершался обряд вручения невесте икон,
которые вместе с приданым ввозились в
дом жениха. Жених привозил гостинцы и
подарки для невесты, ее подруг и домочадцев.
Приданое перевозили в дом жениха до венчания.
В купеческой среде приданое везли на
5 подводах: 1-ая - иконы и самовар, 2-ая -
посуда, 3-я - постель с принадлежностями,
4-ая - мебель, 5-ая - мать или тетка невесты
с росписью приданого, а также сваха с
индюшкой в чепчике в руках. Встречала
приданое мать жениха или старшая замужняя
сестра. У дворян перевоз приданого не
сопровождался обрядовыми действиями.
Существовал единственный чисто
православный обряд - совместные моления
невесты и ее матери. Выполнялся сразу
после отъезда поезда с приданым от дома
невесты. Брачный контракт не представлял
такого официального документа, как в
Европе. После этого устраивались девишник
и мальчишник. Девишник имел место в среде
населения более близких к крестьянским
традициям, мальчишник - во всех сословиях.
Затем было церковное оглашение. Письменно
или устно уведомлялся священник прихода
жениха или невесты о намерении вступить
в брак, происходило оглашение “имени,
чине или состоянии” жениха и невесты.
Три ближайших воскресенья после литургии
священник объявлял имена желающих вступить
в брак.
Обычай позволял установить,
имеются ли препятствия к браку. После
трех оглашений выдавался билет, на основании
которого на жениха и невесту в день венчания
составлялся “обыск", заносившийся
в специальную “обыскную”книгу. С 1802
- 1917 гг. она была в каждой церкви. ”Обыск”
подписывали жених, невеста , 2-3 поручителя
и причет церкви.
Б) День свадьбы
В день свадьбы до венчания жених
не должен был видеть невесту, но посылал
ей шкатулку, в которой были: фата, восковые
цветы, венчальные свечи, обручальные
кольца, если ими не обменялись при помолвке,
духи, булавки и прочие мелочи.
Шкатулки были разные, в зависимости
от благосостояния жениха, от простых
из папье-маше до серебряных шкатулок
фирмы Фаберже. После принесения шкатулки
невесту начинали одевать к венцу. Обычно
это делала ее тетка. Платье - из шелка,
обычно белого, но допускались любые цвета
кроме черного. Фата - длиная, широкая.
Головной убор - венок из цветов померанца
и миртовых веток. Обувал невесту “свадебный
отрок” - как правило младший брат невесты.
Он же подавал на подносе фату, перчатки,
нес шлейф платья.
В купеческой среде в туфельку
клали золотой, у дворян дарили невесте
семейный талисман - украшение или ладонку.
Жених-военный одевал парадный мундир,
штатский - фрачную пару с белым галстуком
и белыми перчатками. Обряд о “пяти приборах”
проводился отдельно в доме жениха и доме
невесты. Накрывался стол на пятерых: жениха
(невесту), его(ее) родителей, сваху и шафера.
Все обходили вокруг стола, потом приступали
к легкой закуске. Так как молодым обычай
предписывал воздержание в питье и еде
за свадебным столом,обычай был не лишним.
Время венчания назначалось от 5 до
6 часов вечера, если предполагался праздничный
обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не
было. Венчались обычно в храме прихода
жениха или невесты, но не обязательно.
У каждого сословия были свои любимые
церкви. У московской интеллигенции - Симеона
Столпника на Поворской и Вознесения Господня
в Сторожах.
Жених и невеста в церковь приезжали
порознь. Жених раньше и с шаферами ждал
приезда невесты у входа. Шаферы, обычно
холостые мужчины, держали венцы над четой,
управляли ритуалом, рассаживали гостей
по экипажам, вели свадебное застолье,
заботились о цветах.
Получив известие о прибытии жениха
в церковь, невеста усаживалась в экипаж
со свахой, девушками-провожатками, мальчиком-светчим,
который будет нести свечу, когда они трижды
будут обходить вокруг аналоя.
В церкви невеста вставала по левую
руку от жениха, освобождала правую руку
от перчатки. Священник отводит их на венчальное
место. Родственники и знакомые со стороны
жениха встают справа, невесты - слева.
В) Венчание
Славяне венчались либо весной, либо осенью.
Сам обряд состоял в том, что жениха и невесту
обводили вокруг дуба, ели или раскидистого
куста. Злых духов отгоняли шумом, водой,
огнем, дымом. В доме невесты жениха усаживали
рядом с невестой, одетой в свадебный наряд,
расчесывали волосы, вплетали золотую
или серебряную нить, покрывали прозрачной
фатой, осыпали хмелем. Только в XVIII веке
обычай православного венчания стал общим.
Действительным считался брак
только заключённый путем венчания. Венчание
всегда происходит в храме (исключения
только с разрешения епархиального архиерея).
Необходимо присутствие самих новобрачных.
Обряд состоит из обручения и венчания.
Во время обручения священник при совершении
установленных молитвословий спрашивает
брачующихся об их добровольном согласии
вступить в брак и надевает им освященные
кольца.
Церковный чин венчания состоит
из молитвословий и чтения отрывков из
Деяния Апостолов и Евангелия от Иоанна.
Звучат песнопения хора. Священник благославляет
общую чашу, затем молодые троекратно
вкушают из нее. Священник возлагает покров
и венцы на головы новобрачных и трижды
обводит их вокруг аналоя, затем молодые
обмениваются кольцами. Раньше традиция
запрещала родителям жениха и невесты
присутствовать при венчании, теперь она
отменена.
При венчании двух вдовцов венцы
не возлагаются, а держатся на плечах.
Обряд - лишь краткое молитвословие. Третий
брак церковью не одобряется. Она гласит:
“Первый брак - закон, второй - понуже прощение
слабости ради человеческия, третий - законопреступление,
четвертый - нечестье, понеже свинское
есть житие”.
Путь молодоженов до свадебного
поезда устилался цветами, лучше полевыми.
Пока шло венчание объединенный свадебный
поезд украшался колокольчиками, лентами,
цветами. По поверью лошади должны быть
чужими, а количество экипажей нечетное.
Сначала проезжали по центральным улицам,
затем город по кругу, потом ехали домой,
где был бал или праздничное застолье.
Возвратившихся из церкви встречали
родители жениха. Отец держал образ, мать
- каравай хлеба и серебряную солонку.
Молодые кланялись, принимали благославение
и три раза целовали родителей. По окончанию
церемонии раздавалась музыка. Гостей
угощали “игристым” и пряником, а гости
одаривали молодых. На подносе стояло
три сосуда с вином, медом и брагой - кто
подходил с подарком, невеста наливала
в чарку из каждого сосуда и угощала подарившего.
После этого свекровь отводила молодую
в комнату, где та могла немного отдохнуть.
Праздничный бал открывался вальсом.
Застолье начинал “свадебный генерал”
- самый уважаемый гость. Подавались: 1.
Холодные закуски ( обязательно зеленый
горошек). 2. Несколько видов рыбы, мясное
заливное. особую роль играло заливное
из куриных потрошков. 3. Горячее - обязательно
куриная лапша, раковый суп, подовые пироги,
слоеный паштет. В конце ужина подавали
яблочный пирог, иногда со взбитыми сливками.
На второй день собирались только
близкие родственники и делали новой родне
подарки. После свадьбы - визитная неделя,
молодые посещали родственников с той
и другой стороны, визиты были короткими,
минут по 15. Потом родня обменивалась друг
с другом мнениями о молодых.
Бракосочетание в России - один из наиболее красивых и значимых ритуалов. На протяжении почти 70-летней истории Советского Союза религиозные церемонии были под запретом, поэтому вступление в брак оформилось как гражданская процедура. Лишь в последнее время наряду с официальной церемонией бракосочетания получило распространение и венчание в церкви.
Для оформления брака следует за месяц до предполагаемой свадьбы подать заявление в ЗАГС (отдела Записи актов гражданского состояния). Месячный срок был предусмотрен ещё советским законодательством для того, чтобы желающие вступить в брак могли проверить свои чувства. Вероятно, такой испытательный срок призван быть аналогом помолвки, поскольку институт помолвки в России не распространён. При этом заявление можно подать в обычный ЗАГС по месту жительства жениха или невесты, а в больших городах можно воспользоваться услугами одного из Дворцов бракосочетаний.
Сама процедудура
После ЗАГСа молодожены традиционно совершают поездку по городу. Такая поездка обычно происходит на автомашинах, украшенных свадебной символикой: разноцветными лентами, золочеными кольцами и сидящей на капоте куклой в одеянии невесты.
Обычно расходы по организации свадебного торжества несут родители новобрачных. После ритуала бракосочетания в ЗАГСе (и венчания в церкви) молодожёны и их гости отравляются или в рестаран или домой для продолжения празднования. Перед началом банкета приглашённые дарят подят подарки жениху невесте.
Традиционный свадебный
обряд является важнейшим элеметом
русской культуры. В наше время
можно наблюдать некоторые элем
Обычно на свадьбы, проводящиеся в ресторане, приглашается тамада - знаток старинных ритуалов, который и организует все веселье. Определен также порядок произнесения тостов (за здоровье молодых, за родителей жениха, за родттелей невесты и т.д.), обязательно сопровождаемых криками: Горько! При этом слове жених и невеста должны поцеловаться. Это старинный обачай, который по-прежнему существует. Смысл сводится к следующему: водка горькая и жизнь горькая, и лишь любовь молодожёнов может сделать жизнь сладкой.
3. Сопоставительный анализ русских и китайских свадебных
традиций.
1) Сходство в традициях свадебных обрядов.
В Китае и в России сушествуют несколько запретов на свадьбе.
Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и другие.
При ознакомлении
с китайскими источниками и
при наблюдении за жизнью
Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.
В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире, усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и навлекали на живых родственников всевозможные несчастья. Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода.
Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права служить своим родственным предкам. Она обязана была служить предкам мужа. Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.
Сохранившаяся и
поныне эта традиция нередко
приводит к трагическим
Трудно поверить в то, что эти до крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном обществе ХХI столетия. Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал “Чжунго шэхой кэсюэ” (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: "Кое-где день свадьбы назначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет “счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан, бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши "напиток потомков", совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае. Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по сравнению с прежними”.
В жизни современной китайской семьи большой проблемой является демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и т.п.).