Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:58, контрольная работа
Под мировоззренческими основаниями идеологии белорусского государства понимаются традиционные взгляды, идеи, исходя из которых осуществляется самоопределение белорусской нации. Это исторически сложившиеся представления белорусов о самих себе и своем предназначении.
Структура данных мировоззренческих оснований включает три основных компонента:
• гуманистические ценности;
• национально-культурные особенности;
• приоритеты в сфере гражданского сознания.
1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства….…….…3
2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов 15-20 вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа….…....9
3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национа- льном характере…………………………………………………………..……….….19
4. Список использованной литературы…………………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»
тема
«Традиционные
(социокультурные) идеалы
и ценности белорусского
народа»
Выполнила
студентка гр. ЗМк-27
Ливанова А. И.
шифр № 111867
адрес: 210032, г. Витебск
ул. П. Бровки
д.21 к.1 кв.4
Витебск 2012
Содержание
1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства….…….…3
2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов 15-20 вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа….…....9
3. Проявление
социокультурной самобытности белорусов
в их национа-
льном характере………………………………………………………
4.
Список использованной литературы…………………………………………22
1.
Мировоззренческая
основа идеологии белорусского
государства.
Под мировоззренческими основаниями идеологии белорусского государства понимаются традиционные взгляды, идеи, исходя из которых осуществляется самоопределение белорусской нации. Это исторически сложившиеся представления белорусов о самих себе и своем предназначении.
Структура данных мировоззренческих оснований включает три основных компонента:
• гуманистические ценности;
• национально-культурные особенности;
• приоритеты в сфере гражданского сознания.
Мировоззренческие
основания подразумевают
Данные
мировоззренческие сферы
Выступая
в качестве преемника и субъекта
мировой гуманистической
Гуманистическая ориентация по своей природе центрирована признанием ценности личности как целостного, уникального существа, обладающего безусловным достоинством, способностью творческого преобразования самого себя и условий своего существования. Принципиально значимой для личности является возможность ее самореализации как движения по вертикали самосовершенствования. Этот процесс подразумевает гармоничное развитие личности. В духовной сфере фундаментальными ценностями являются: ценность познания, моральные ценности и эстетические ценности.
Ценности
познания и реализации знания обеспечивают
удовлетворение потребности человека
в духовном освоении окружающего
мира и создании достойных условий
существования, объяснение и понимание
происходящего, а также преобразование
реальности. Ценность познания реализуется
сегодня, главным образом, через
приобщение к научному знанию в рамках
общеобразовательной и
Моральные ценности обеспечивают адекватное отношение человека к другим людям и самому себе в свете стремления к общему благу. В сфере взаимоотношений между людьми фундамент морального отношения образует признание достоинства человеческой личности другого, посредством чего человек созидает самого себя в качестве полноценного субъекта моральной активности. Признавая ценность другого лица, человек вступает, таким образом, в отношения морального партнерства с целью улучшения совместной жизни. В отношении к самому себе активность человека должна быть направлена на выработку социально значимых личностных качеств. Такими качествами остаются чувство долга, стойкость, последовательность, рассудительность (поскольку они образуют нравственное ядро субъекта деятельности и обеспечивают достижение поставленных целей); честность (поскольку она обеспечивает адекватную передачу информации); справедливость (поскольку она служит правильному распределению благ); способность к продуктивной коммуникации, отношениям партнерства (поскольку эти отношения служат единству человеческого общества).
Эстетические
ценности обеспечивают гармоничное
восприятие окружающего мира и жизни.
Основой эстетического
Национально-культурные
особенности составляют неотчуждаемые
черты белорусского народа как исторически
сформировавшейся общности, обладающей
особым мировидением, национальным характером,
способами жизнедеятельности. Специфика
белорусской культуры обусловлена
ее характером, сформировавшимся в
пространстве славянских культур между
европейским Западом и русским
Востоком. Белорусы являются особой этнической
группой, обладающей своеобразным менталитетом,
языком, нравами и бытом. Современное
состояние белорусской нации
характеризуется
Национальный характер составляют неотъемлемые качества определенной этнической группы, стихийно сформировавшиеся в процессе ее становления как особой народности, нации. Национальный характер белорусов традиционно отличают такие черты, как толерантность (терпимость, эмпатия, способность к компромиссу), благоволение, рассудительность, стремление к единству, взаимной поддержке, справедливость, миролюбие, ценность труда, способность к творчеству, чувство «малой родины» – привязанность к «своему миру».
Особой формой национального самосознания является национальная идея.
Понятие белорусской национальной идеи сформировалось во второй половине XIX – начале XX в. В это время национальное самосознание многих народов переживало подъем. Известны польская национальная идея, «американская мечта» и другие. Содержание таких идей показывает, что по своим истокам национальная идея была способом рационализации национальных особенностей (когда были описаны особенности национального характера, жизненного уклада, исторической судьбы отдельных народов) и проектом (когда в соответствии с указанными особенностями предлагались основные ориентиры нравственного, духовного и социального развития).
Классическими для нас примерами формирования национальной идеи как способа рационализации национально-культурных особенностей являются работы о русской идее таких авторов как П.Я.Чаадаев (у которого национальная идея («святая идея») – черта национального характера – «дух самоотречения»), И.Солоневича (гуманный характер русской державности), М.О.Меньшикова (благочестие и труд) и других. В одноименном произведении В.С.Соловьева русская идея выступает как проект соответствия «органической функции, которая возложена на нацию во вселенской жизни». Заключается она в содействии «свободной теократии», «вселенской церковной монархии», восстанавливающей на земле образ божественной троицы в виде единства церкви, государства и общества. Осуществление этой идеи предполагает отказ от национального эгоизма и партикуляризма. У Н.А.Бердяева русская идея приобретает чисто религиозный характер, поскольку не имеет имманентного смысла, а только трансцендентный: это эсхатологическая идея Царства Божия, искание которого вырывает человека из царства объективации, освобождает его, восстанавливает свободу, Дух, субъективность, творчество. Русская идея, таким образом, в своей основе религиозна, по характеру проекта – мессианская, по масштабу – глобальная. Русская идея может служить примером религиозно-этнической национальной идеи.
Белорусская национальная идея представлена сегодня, в основном, в двух видах, соответственно двоякому пониманию нации, – как этнокультурная идея и как гражданская. Приверженцы этнокультурной интерпретации полагают, что самосознание человека и уклад его жизни являются органичным продолжением этнической стихии. Примером подобной интерпретации служат рассуждения А.Астапенко. По его мнению, триаду белорусской национальной идеи составляют этнос, нация, национализм. Национальная идея выступает для Астапенко как проект реализации нации и национального государства – «стремление человека осознать себя в своей нации и своем национальном государстве». Судя по всему, автор отождествляет национальную идею с национальным самосознанием вообще, когда пишет, что национализм является реализацией национальной идеи в теории, а нация – реализацией национальной идеи в практике. Национализм понимается в гуманистическом духе. Ему соответствуют три основные черты: любовь (к истории, языку, родине); вера (в природную и духовную силу нации); воля (стремление народа к достойному месту в мировой семье народов). Пафос Астапенко направлен к тому, чтобы разбудить национальное самосознание (видимо, поэтому он не боится понятия «национализм»). Другие авторы высказываются менее радикально. Н.Стужинская утверждает, что белорусы – нация, которая опоздала. Это наводит на мысль о том, что белорусская нация как сообщество, обладающее устойчивой идентичностью, возможно еще не сформировалась.
Таким образом, национальная идея Беларуси является попыткой актуализации национального самосознания. Иногда это может происходить через обращение к этнической основе, иногда – через призыв к гражданской активности. В любом случае основными чертами национальной идеи остаются этнокультурные и гражданские особенности. Камнем преткновения является вопрос об основаниях национальной идеи. Пожалуй, наиболее прочным фундаментом является религия. Однако в поликонфессиональных условиях Беларуси единая религиозная идентификация невозможна. Другими основаниями могут быть индивидуальная прагматическая ориентация и развитие этнокультурных особенностей. Учитывая национальный характер белорусов, крайний либерализм и национализм, скорее всего, не имеют больших перспектив.
Исходя из особенностей национального характера и исторического пути белорусов, можно попытаться обнаружить ключевые духовные приоритеты. На наш взгляд, такими приоритетами могут быть ценности созидательной свободы, ценность творчества и ценность органического единства общества.
Основные приоритеты в сфере гражданского сознания
Так называемое гражданское сознание является аспектом, определенной стороной общественного сознания. Оно отражает самоидентификацию личности применительно к политическому сообществу и государству. Для социально-политической деятельности особое значение приобретает гражданская зрелость личности – способность к самостоятельной оценке ситуации и принятию решений, выработке своей позиции, умению ее обосновать. Гражданская зрелость предполагает достаточно высокий уровень политической культуры и развития гражданского сознания. Ядром гражданского сознания является патриотизм.
Патриотизм (от греч. patris – родина) – любовь к родине. Патриотизм имеет психологическую основу (чувственно-эмоциональную) и идейную (рациональную), которые взаимосвязаны. Кроме того, патриотизм воплощается в соответствующей деятельности. В качестве особого комплекса, патриотизм предполагает наличие нижеследующих компонентов.
1.
Наличие здоровых эмоций, связанных
с почитанием места своего
рождения и места постоянного
проживания как своей родины,
любовь и забота о данном
«малом мире». В зависимости
от широты восприятия индивида,
границы его родины могут
Информация о работе Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа