Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:58, контрольная работа
Под мировоззренческими основаниями идеологии белорусского государства понимаются традиционные взгляды, идеи, исходя из которых осуществляется самоопределение белорусской нации. Это исторически сложившиеся представления белорусов о самих себе и своем предназначении.
Структура данных мировоззренческих оснований включает три основных компонента:
• гуманистические ценности;
• национально-культурные особенности;
• приоритеты в сфере гражданского сознания.
1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства….…….…3
2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов 15-20 вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа….…....9
3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национа- льном характере…………………………………………………………..……….….19
4. Список использованной литературы…………………………………………22
Однако, несмотря на это, в последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории "натурального права", которая была изложена в труде Т. Млоцкого "Свидетельство об истоках натурального права" (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббса о решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях к теории "общественного договора" Руссо.
Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед воздействием царских властей.
В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А. Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы "Крестьянка" (музыка С. Монюшки и К. Крыжановского, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А. Киркора в Вильно, В. Дунина-Марцинкевича — в Минске, А. Вериги-Доревского — в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты "Мужыцкаяпрауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-падшыбеніцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.
Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.
Публицистика в газете "Мужыцкаяпрауда" свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад.
Большое влияние на
Проблемы
национального самосознания и национальной
идентичности заняли ведущее место
в исследованиях Игната Абдираловича
(1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд
"Адвечным шляхам: Дасьледзіныбеларускагасветапог
Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыграл Янка Купала (1882—1942), которому было предначертано стать одним из основателей современной белорусской литературы и литературного языка, создать подлинную летопись народной жизни, где ярко отразились национальный характер и мироощущение белорусов на переломных исторических рубежах XX века.
Купала создал своеобразный художественный портрет Молодой Беларуси — этой «сакалшайсямі», которая чутко вслушивается в «вольнывецер вольных песень» и всей душой верит, што «не запне край забраны». Патриотизм поэта наиболее ярко проявляется в философскоисторических произведениях «На Дзяды» и «На куцьцю». Классикой стали и его фольклорноромантические поэмы «Курган», «Бандароуна», «Яна і я»… Купала — один из создателей богатой традиции белорусской пейзажной и любовной лирики.
После Я. Купала мы с уверенностью на вопрос «А хто там iдзе?» , - уверенно отвечаем: «Беларусы».
Поэма «Безназоунае» была попыткой осмыслить и выявить идеал национального государственного строительства. Он открыл белорусов как народ с его историей.
Якуб Колас(1882—1956) - белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников белорусской литературы.Он становится одним из зачинателей белорусской художественной прозы, с первых своих прозаических произведений стремится к напряженности действия, проникновению в человеческую психологию.
В сборниках стихотворений «Отомстим»и «Голос земли» в поэмах «Суд в лесу» и «Возмездие» поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Хата рыбака» о борьбе за воссоединение Западной Белоруссии с БССР.
Трилогия «На перепутье», работа над которой была начата в 1921 году, «В полесской глуши», «В глубине Полесья», «На перепутье» — о дореволюционной жизни белорусского крестьянства и демократической интеллигенции.
В годы Второй мировой войны главной темой творчества писателя стала тема сопротивления гитлеровским захватчикам.Велики заслуги Коласа в области детской литературы и педагогики.Коласа заслуженно считают одним из основателей нашей современной изящной словесности и белорусского литературного языка.
Белорусский еженедельник "Наша Нива" - общественно-политический, литературно-художественный и научно-популярная газета, которой принадлежит громадная роль в сплочении всех национальных сил, боровшихся за возрождение Беларуси.Заслугами «НашайНівы» были и ее заботы о развитии краеведения, сбор белорусских древностей. Политическая позиция газеты в зависимости от обстоятельств менялась, однако «Наша Ніва» неизменно выступала против царского великодержавия и польского шовинизма, за демократические права и свободы. На ее страницах помещались материалы о революционных событиях, жизни белорусских деревень и городов. Издание «НашайНівы» было целой эпохой в белорусском возрождении начала XX века.
Первая легальная общественно - политическая и литературная газета «Наша Доля»учила своих читателей солидарности независимо «ад веры і народнасьщ», бо «усёгэтабраты па бядзе і нядолі».
Во времена Советского Союза появилась так называемая «советская белорусская культура». В условиях советского государства культура белорусского народа формировалась как составная часть общегосударственной и общесоюзной культуры, которая внесла вклад в мировую культуру.
В
1980 году ЮНЕСКО издало «Антологию белорусского
рассказа» и «Антологию белорусской поэзии»,
а также исследования о творчестве Янки
Купалы и Якуба Коласа.
Национальная
идея является источником духовного
обогащения, формирования гуманистического
мировоззрения, высоких гражданских
качеств, возрождения исторической
памяти и национального самосознания,
чувства гражданской гордости и
патриотизма, национально-культурного
возрождения Беларуси.
Белорусская
земля всегда находилась на перекрестке
международных дорог, влияний, культур
и интересов, что оказало большое
влияние. Белорусская культура восприняла
лучшие достижения западной и восточной
культур, создав свою культуру. Постоянное
нахождение в сфере различных
культурно-цивилизационных
Белорусы не могут идентифицироваться только с одной культурной и государственной традицией( в отличие от соседних государств), зато могут считать себя потомками всех государственных традиций наравне с другими нациями.
Сейчас
сохранение оправдавших себя традиций
и ценностей означает, что в обществе имеются
общезначимые смыслы и признанные ориентиры.
Это служит основой его духовного единства.
Такие смыслы и неразрывно связанные с
ними ценности образуют фундаментальные
основания традиционных идеалов и ценностей
белорусского народа.
3.
Проявление социокультурной
самобытности белорусов
в их национа-
льном характере.
Национальный характер определяется как структурированное единство наиболее устойчивых особенностей поведения и психологии, присущих большинству представителей определенной нации. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, настроениях, способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общения. В национальном характере воплощается единство исторических, социокультурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность поколений нации.
Белорусское общество формировалось столетиями. Изменялись политические и социально-экономические условия, изменялись ценностные ориентации людей. Огромное влияние оказало также географическое и геополитическое положение страны.
Белорусы
являются особой этнической группой, обладающей
своеобразным менталитетом, языком, нравами
и бытом. Современное состояние
белорусской нации
Национальный характер белорусов традиционно отличают такие черты, как толерантность (терпимость, способность к компромиссу), благоволение, рассудительность, стремление к единству, взаимной поддержке, справедливость, миролюбие, ценность труда, способность к творчеству, чувство «малой родины» – привязанность к «своему миру».
Исходя из особенностей национального характера и исторического пути белорусов, можно обнаружить ключевые духовные приоритеты. На мой взгляд, такими приоритетами могут быть ценности созидательной свободы, ценность творчества и ценность органического единства общества.
В работе И.Абдираловича «Адвечным шляхам» указанные ценности обоснованы посредством анализа культурного положения и исторического развития белорусов. Транзитивный характер Беларуси, оказавшейся между Востоком и Западом, определил особенности положения белорусов постоянно находившихся под принуждением. Взгляд на ближайших соседей и отношения с ними никогда не удовлетворяли чаяния белорусов в полной мере. Белорусам близок западный гуманизм, стремление к разумной организации жизни, способность к компромиссу и восточная искренность, стремление к поиску правды жизни. В то же время белорусы не могут принять западное духовное мещанство, превосходство формы над содержанием и восточный радикализм в общественно-политической практике. Исторической задачей белорусов, таким образом, всегда было освобождение от принуждения и проявление творческого потенциала во всех сферах деятельности, к чему и призывал Абдиралович.
Информация о работе Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа