Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Под мировоззренческими основаниями идеологии белорусского государства понимаются традиционные взгляды, идеи, исходя из которых осуществляется самоопределение белорусской нации. Это исторически сложившиеся представления белорусов о самих себе и своем предназначении.

Структура данных мировоззренческих оснований включает три основных компонента:

• гуманистические ценности;

• национально-культурные особенности;

• приоритеты в сфере гражданского сознания.

Содержание работы

1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства….…….…3

2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов 15-20 вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа….…....9

3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национа- льном характере…………………………………………………………..……….….19

4. Список использованной литературы…………………………………………22

Файлы: 1 файл

К.Р. № 1.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

      Однако, несмотря на это, в последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и  творчества прогрессивных белорусских  мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории "натурального права", которая была изложена в труде Т. Млоцкого "Свидетельство об истоках натурального права" (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббса о решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях к теории "общественного договора" Руссо.

      Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед воздействием царских властей.

      В 1840—1850-е гг. среди широких слоев  местной интеллигенции растет интерес  к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А. Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы "Крестьянка" (музыка С. Монюшки и К. Крыжановского, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А. Киркора в Вильно, В. Дунина-Марцинкевича — в Минске, А. Вериги-Доревского — в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты "Мужыцкаяпрауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-падшыбеніцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.

      Калиновский был приверженцем всеобщего образования  и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал  необходимость развития науки и  культуры на родном, белорусском, языке.

      Публицистика  в газете "Мужыцкаяпрауда" свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад.

        Большое влияние на формирование  национального самосознания оказало  творчество Франтишка Богушевича (1840—1900), "духовного отца белорусского возрождения", по выражению М. Горецкого. В предисловии к сборнику "Дудка беларуская" (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою "землицу Беларусь" от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Последний он рассматривал как "от Бога нам данный" и "святой для нас", считая его "одеждой души", основой существования нации, и призывал беречь родной язык, "чтобы не умерли". "Шмат было пакіхнародаў, штострацілінапершмову сваю, так як той человек перадскананнем, которому мову займе, а потым i зусімзамерлі” — напоминал и предостерегал Богушевич.

      Проблемы  национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место  в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд "Адвечным шляхам: Дасьледзіныбеларускагасветапогляду". Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух "культурных типов" на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих "чужеземному мессианству". Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них — плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным  возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора.

      Особую  роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыграл Янка Купала (1882—1942), которому было предначертано стать одним из основателей современной белорусской литературы и литературного языка, создать подлинную летопись народной жизни, где ярко отразились национальный характер и мироощущение белорусов на переломных исторических рубежах XX века.

      Купала  создал своеобразный художественный портрет  Молодой Беларуси — этой «сакалшайсямі», которая чутко вслушивается в «вольнывецер вольных песень» и всей душой верит, што «не запне край забраны». Патриотизм поэта наиболее ярко проявляется в философскоисторических произведениях «На Дзяды» и «На куцьцю». Классикой стали и его фольклорноромантические поэмы «Курган», «Бандароуна», «Яна і я»… Купала — один из создателей богатой традиции белорусской пейзажной и любовной лирики.

      После Я. Купала мы с уверенностью  на вопрос «А хто там iдзе?» ,  - уверенно отвечаем: «Беларусы».

      Поэма «Безназоунае» была попыткой осмыслить и выявить идеал национального государственного строительства. Он открыл белорусов как народ с его историей.

      Якуб Колас(1882—1956) - белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников белорусской литературы.Он становится одним из зачинателей белорусской художественной прозы, с первых своих прозаических произведений стремится к напряженности действия, проникновению в человеческую психологию.

      В сборниках стихотворений «Отомстим»и «Голос земли» в поэмах «Суд в лесу»  и «Возмездие» поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Хата рыбака» о борьбе за воссоединение Западной Белоруссии с БССР.

      Трилогия  «На перепутье», работа над которой была начата в 1921 году,  «В полесской  глуши», «В глубине Полесья», «На перепутье» — о дореволюционной жизни белорусского крестьянства и демократической интеллигенции.

      В годы Второй мировой войны главной  темой творчества писателя стала  тема сопротивления гитлеровским захватчикам.Велики заслуги Коласа в области детской литературы и педагогики.Коласа заслуженно считают одним из основателей нашей современной изящной словесности и белорусского литературного языка.

      Белорусский еженедельник "Наша Нива" - общественно-политический, литературно-художественный и научно-популярная газета, которой принадлежит громадная роль в сплочении всех национальных сил, боровшихся за возрождение Беларуси.Заслугами «НашайНівы» были и ее заботы о развитии краеведения, сбор белорусских древностей.  Политическая позиция газеты в зависимости от обстоятельств менялась, однако «Наша Ніва» неизменно выступала против царского великодержавия и польского шовинизма, за демократические права и свободы. На ее страницах помещались материалы о революционных событиях, жизни белорусских деревень и городов. Издание «НашайНівы» было целой эпохой в белорусском возрождении начала XX века.

      Первая  легальная общественно - политическая и литературная газета «Наша Доля»учила своих читателей солидарности независимо «ад веры і народнасьщ», бо «усёгэтабраты па бядзе і нядолі».

      Во  времена Советского Союза  появилась  так называемая «советская белорусская  культура». В условиях советского государства  культура белорусского  народа формировалась как  составная часть общегосударственной и общесоюзной культуры, которая внесла вклад в мировую культуру.

      В 1980 году ЮНЕСКО издало «Антологию белорусского рассказа» и «Антологию белорусской поэзии», а также исследования о творчестве Янки Купалы и Якуба Коласа. 

      Национальная  идея является источником духовного  обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских  качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и  патриотизма, национально-культурного  возрождения Беларуси.Совокупность ценностей, воплощенных в системе материального производства, организации власти, способах обучения и воспитания, нравственных нормах, образует духовно-смысловой каркас определенной цивилизации. Ценности являются показателем уровня развития общества.

      Белорусская земля всегда находилась на перекрестке  международных дорог, влияний, культур  и интересов, что оказало большое  влияние. Белорусская культура восприняла лучшие достижения западной и восточной  культур, создав свою культуру. Постоянное нахождение в сфере различных  культурно-цивилизационных влияний  не дали возможности белорусской  культуре выбрать свой путь исамоопределиться. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской  культуры  на протяжении всей ее истории.

      Белорусы  не могут идентифицироваться только с одной культурной и государственной  традицией( в отличие от соседних государств), зато могут считать себя потомками всех государственных традиций наравне с другими нациями.

      Сейчас  сохранение оправдавших себя традиций и ценностей означает, что в обществе имеются общезначимые смыслы и признанные ориентиры. Это служит основой его духовного единства. Такие смыслы и неразрывно связанные с ними ценности образуют фундаментальные основания традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.  
     
     
     

      3. Проявление социокультурной  самобытности белорусов  в их национа-                льном характере. 

      Национальный характер определяется как структурированное единство наиболее устойчивых особенностей поведения и психологии, присущих большинству представителей определенной нации. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, настроениях, способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общения. В национальном характере воплощается единство исторических, социокультурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность поколений нации.

      Белорусское общество формировалось столетиями. Изменялись политические и социально-экономические  условия, изменялись ценностные ориентации людей. Огромное влияние оказало также географическое и геополитическое положение страны.

      Белорусы  являются особой этнической группой, обладающей своеобразным менталитетом, языком, нравами  и бытом. Современное состояние  белорусской нации характеризуется  сосуществованием различных этнических групп, двуязычием, многоукладностью быта. Национально-культурные особенности составляют сферу традиционных белорусских приоритетов, обусловленных национальным характером белорусов и выраженных в национальном самосознании.

      Национальный  характер белорусов традиционно  отличают такие черты, как толерантность (терпимость, способность к компромиссу), благоволение, рассудительность, стремление к единству, взаимной поддержке, справедливость, миролюбие, ценность труда, способность к творчеству, чувство «малой родины» – привязанность к «своему миру».

      Исходя  из особенностей национального характера  и исторического пути белорусов, можно обнаружить ключевые духовные приоритеты. На мой взгляд, такими приоритетами могут быть ценности созидательной свободы, ценность творчества и ценность органического единства общества.

      В работе И.Абдираловича «Адвечным шляхам» указанные ценности обоснованы посредством анализа культурного положения и исторического развития белорусов. Транзитивный характер Беларуси, оказавшейся между Востоком и Западом, определил особенности положения белорусов постоянно находившихся под принуждением. Взгляд на ближайших соседей и отношения с ними никогда не удовлетворяли чаяния белорусов в полной мере. Белорусам близок западный гуманизм, стремление к разумной организации жизни, способность к компромиссу и восточная искренность, стремление к поиску правды жизни. В то же время белорусы не могут принять западное духовное мещанство, превосходство формы над содержанием и восточный радикализм в общественно-политической практике. Исторической задачей белорусов, таким образом, всегда было освобождение от принуждения и проявление творческого потенциала во всех сферах деятельности, к чему и призывал Абдиралович.

Информация о работе Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа