Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Под мировоззренческими основаниями идеологии белорусского государства понимаются традиционные взгляды, идеи, исходя из которых осуществляется самоопределение белорусской нации. Это исторически сложившиеся представления белорусов о самих себе и своем предназначении.

Структура данных мировоззренческих оснований включает три основных компонента:

• гуманистические ценности;

• национально-культурные особенности;

• приоритеты в сфере гражданского сознания.

Содержание работы

1. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства….…….…3

2. Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов 15-20 вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа….…....9

3. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национа- льном характере…………………………………………………………..……….….19

4. Список использованной литературы…………………………………………22

Файлы: 1 файл

К.Р. № 1.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

      2. Наличие особых чувств, таких как: уважение местных традиций, почитание своих предков, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание значимости общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

      3. Приверженность определенным позитивным  идеям, содержание которых обусловлено  стремлением к постоянному, систематическому  созиданию блага для родины  совместно с другими соотечественниками (например, национальной идее).

      4. Практическая деятельность, направленная  на улучшение состояния своей  родины, помощь и взаимовыручку  соотечественникам, саморазвитие  и т.п., т.е. соответствующая социально-политическая  активность.

      Гражданское сознание, таким образом, требует  реализации, и не только в сфере  политической активности, но и в  сфере самовоспитания личности, формирования гражданских качеств. Основными  гражданскими качествами являются справедливость, чувство законности, гражданская  совесть, способность исполнить  гражданский долг, чувство ответственности, социально-политическая активность и  др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      2. Вклад отечественных  мыслителей, писателей  и поэтов  15-20 вв.                                  в формировании  традиционных идеалов  и ценностей белорусского  народа. 

      Ценности  белорусов не являются результатом  узко-национального развития. Дело в том, что многие ценностные системы пересекаются, совпадая между собой какими-то сегментами, например, национальные и экономические, национальные и цивилизационные.

      Существенным  фактором формирования системы жизненных  смыслов белорусов явилась их уникальная природно-географическая среда. Компактное проживание в бассейнах  Днепра, Западной Двины, Немана, Буга и  Припяти стало естественным условием консолидации народа. Открытость пространств  по всем направлениям создавала возможность  для интенсивного взаимодействия с  соседними народами.

      Специфические природные факторы весьма способствовали формированию таких типологических черт белорусского народа, как способность  к упорному труду, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, терпимость, благоговейное отношение  к природе и святость семейных отношений.Вместе с тем отсутствие естественных преград на границах Беларуси облегчало вторжение в ее земли  извне.

      Проблема  национального самосознания и становления  национального государства находилось всегда в центре белорусской философской  мысли. На развитие философской мысли  в Беларуси влияние оказала городская  культура и политическая культурная идентификация белорусов.

      В эпоху существования ВКЛ начался  процесс формирования этнического  самосознания белорусов, что нашло  свое выражение в развитии белорусского языка, письменности, национальных обычаев  и традиций, философской и политико-правовой мысли. XY–XYI века, по мнению отечественных  историков, считаются периодом расцвета белорусской национальной культуры. Вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой положило начало национальной, культурной и религиозной дискриминации  белорусов. Речь Посполитая как государство  меньше всего была заинтересована в  развитии белорусов как самобытного  народа и делала все возможное, чтобы  стереть из их памяти этническую принадлежность.Однако наши прадеды, обладая высоким уровнем  национального самосознания, развернули национально-освободительную борьбу.

      Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция  духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др., философско-публицистические выступления и произведения К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский.

      Особое  место в белорусском Возрождении  занимает Франциск Скорина (прим. 1486—1551) — первопечатник, просветитель и  мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга. Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.

      Скорина делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку  проблемы человеческого существования. Белорусский гуманист утверждает самоценность человеческой жизни. В предисловии к "Притчам Соломоновым" он говорит о том, что главное предназначение человека заключено в совершенной земной жизни. В комментариях к "Екклезиасту" Скорина фиксирует множественность смысло-жизненных позиций реального человека, плюрализм его ценностных ориентации. Для Скорины высшее благо — благо земное, т.е. интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этической концепции Скорины лежит идея о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы. Он твердо убежден, что именно это определяет совершенство общественной жизни. Согласно белорусскому гуманисту, понятие морали имеет двойственную основу — индивидуальный разум и божественное откровение. Естественный нравственный закон "написан в сердце каждого человека", он дан ему Богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек имеет возможность сделать свой нравственный выбор. Истоки нравственности Скорина видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу. Тем самым философ подрывал этический онтологизмАврелия Августина и Фомы Аквинского (добро объективно по природе, существует до человека и приобщение к нему возможно при посредничестве церкви). По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, "познавать мудрость и истину", заниматься науками. Без мудрости и без добрых обычаев невозможно достойно жить на земле. И в этом взгляды Скорины совпадают со взглядами наиболее видных гуманистов Европы.

      Преемниками традиций Скорины стали СымонБудный(прим. 1530—1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540—1603).

      Деятельность  Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения — открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса" и оригинального произведения "Оправдание грешного человека перед Богом" нужно рассматривать как пример большого гражданского мужества философа. С помощью родного языка Будный хотел научить "истинной вере" свой народ.В своих взглядах на мир исходил из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой прежде всего было характерно обращение к человеческому разуму.

      Большой  интерес вызывает гуманистическая  трактовка Будным сущности человека. Человеческая личность, егопо мнению, должна быть не только свободной, но и неприкосновенной. Свобода, считает он, дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. В решении проблемы свободы Будный уже отходит от признания божественной предопределенности и допускает наличие свободной воли. Именно отсюда вытекает его обоснование права неприкосновенности личности, закрепляемое за шляхтой и мещанами соответствующими положениями. Этим объясняется также отрицательное отношение гуманиста к смертной казни. Подобные взгляды были, безусловно, прогрессивными для своего времени. С. Будный осознавал их радикализм и не рассчитывал на широкое признание современников, но он выражал надежду, что его мысли будут по достоинству оценены потомками.

      Сочинения Будного, его идеи оказали значительное влияние на деятельность В. Тяпинского — видного белорусского гуманиста-просветителя и переводчика. В "Предисловии" к Евангелию Тяпинский подверг резкой критике духовенство, выступавшее противником развития науки и образования. Просветитель ратовал за открытие школ на родном языке, доступных простому народу. Любовь к Родине, горячее стремление помочь ее духовному возрождению красной нитью проходят через все "Предисловие" Тяпинского. Здесь получает свое дальнейшее развитие идея Скорины об огромном значении родного языка для развития культуры белорусского народа. Как и знаменитые предшественники, просветитель-гуманист стремился с его помощью пробудить национальное самосознание народа. Тяпинский говорит о славном прошлом белорусского народа. Этот народ "зацный и достипный", заслуги его велики, однако настоящее положение безотрадно. Равнодушие к родному языку, религиозная неразвитость, низкая общая культура — тому подтверждение. В действительности "зацные" уже отреклись от своей национальности, а среди народа из-за недостатка науки господствует "простота грубая". В этом общем падении духовности прежде всего виноваты служители церкви — высшие и низшие. "Духовные учители" сами не знают родного языка. Возрождение народа Тяпинский видит в распространении просвещения, поэтому "с зычливостику моей отчизне" он берется за перевод Евангелия на белорусский язык.

      Белорусский мыслитель Н. Гусовский выступал против феодальных порядков, сложившихся в стране, когда сильные мира сего с сомнительным правом на власть и господство борются за них, используя любые средства.Поэт с восхищением говорит о народе, его природной смекалке, смелости и трудолюбии. Природа, человеческий труд и справедливый государь создают славу своей отчизне. Мощь государства зависит также от добродетели и образованности граждан.

      Как поэт эпохи Ренессанса Николай Гусовский создает образы активных, верных друг другу смелых по духу, мужественных людей. В истинно ренессансном духе он лично присутствует в центре событий, показанных в своих произведениях, утверждает деятельный и нравственно-рационалистический характер человеческой жизни.

      В «Песне  о зубре» Н. Гусовского были изложены важные черты белорусской психологии и идеологии государственности, после чего зубр стал природным символом нашего Отечества.

      Именно  благодаря им распространение в ВКЛ получили интеллектуальные, духовные идеи эпохи Возрождения и Реформации. Эти идеи на белорусских землях нашли свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов.

      Идея  правового общества и государства  получила обоснование в произведениях  Льва Сапеги (1557—1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

      Философы  и юристы школы естественного  права, как известно, считали, что  человек от природы наделен вечными  и неизменными, общими для всех людей  основными правами. Сапега не был согласен с ними. Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по мнению Сапеги, — гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Философ считал, что назначение права — пресечение действий потенциальных преступников и применение наказания для совершивших преступления. Он рассматривал его как узду, которая сдерживает каждого наглеца и насильника. Но самое главное состоит в том, что право обеспечивает людям свободу.

      В "Предисловии" к Статуту Сапега подчеркивал, что если государь отступает от своей обязанности и заботится только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном: "Где правит человек по своему усмотрению, там господствует дикий зверь, а где господствует право, там правит сам Бог". Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он считал, что гражданин, который своей свободой похваляется, а "прав своих знать и понимать не хочет", заслуживает осуждения и презрения. Особенно стыдно не знать тех прав, которые "не чужим, а своим языком написаны".

      Гуманизм  с его критической и рационалистической мыслью способствовал активизации  реформационного движения, распространению  просвещения и научных знаний. Он пробудил от средневекового сна  общественную мысль Беларуси.

      В XVII в. вместе с католицизмом на смену  возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель — МелетийСмотрицкий (прим. 1575—1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К числу их исследователи справедливо относят Симеона Полоцкого (1629—1680), "виленского магистра философии" Альберта Дыблинского и др.

      В данный период открыто заявило о  себе материалистическое мировоззрение  в лице мыслителей-атеистов. Наиболее яркими представителями были мозырский земский судья Стефан Лован и уроженец брестской земли Казимир Лыщинский (1634—1689).

      Лыщинский окончил иезуитскую школу в Бресте и Виленскую духовную академию, однако впоследствии резко переменил свои взгляды. Все то, что его как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде "О несуществовании Бога". Иезуиты не простили ему отступничества и радикализма воззрений. Лыщинский был привлечен к суду и приговорен к сожжению на костре вместе с его произведением. На просьбу смягчить приговор король Речи Посполитой оказал ему "милость", повелев казнить путем отсечения головы. (Казнь состоялась 30 марта 1689 г. на площади Старый рынок в Варшаве).

      Отрицание существования Бога — основное и  высшее достижение атеистической мысли  как самого Лыщинского, так и его времени. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власть имущих. Атеизм Лыщинского – вершина развития атеистической мысли Беларуси XVII в.

      Наступление католической реакции в лице ордена иезуитов сопровождалось яростными  атаками на белорусский язык. Хорошо понимая, что язык является "кровью духа" народа, его исторической памятью, они добивались повсеместного искоренения  этой памяти родной культуры. В 1697 г. белорусский  язык был официально запрещен в государственном  делопроизводстве и книгопечатании Речи Посполитой.

Информация о работе Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа