Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:33, контрольная работа
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте в семье крупного
чиновника. Получив в местной гимназии
первоначальное образование, он был зачислен
в число студентов теологического института
в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем,
далее служил директором гимназии в Нюренберге.
С1801 г. преподавал в Ненском университете.
С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского
университета, а с 1818 г. – Берлинского, где
некоторое время был и его ректором. Уже в студенческие годы Гегель
был занят творческим освоением и осмыслением
достижений предшествующей политической
и правовой философии. Философия права
Гегеля – одна из наиболее знаменитых
работ во всей истории правовой, политической
мысли. Это синтез философских и политико-правовых
исследований Гегеля на протяжении ряда
лет.
Творчество Гегеля считается
вершиной классической немецкой философии.
Гегель пошёл значительно дальше своих
великих предшественников. Он первым представил
весь естественный, исторический и духовный
мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции
объективного идеализма основные законы
и категории диалектики. Он сознательно
противопоставил диалектику, как метод
познания её антиподу, метафизике, так
как, по его мнению, явление не менее объективно,
чем сущность.
В своём учении Гегель рассмотрел
идею государства и права, считая задачей
науки о праве и государстве не разработку
представлений о должном разумном праве
и государстве, а нахождении разумного
в самой действительности. Гегель не стремился
противопоставить свой политический идеал
действительности, а стремился прежде
всего найти разумность в самой действительности;
отсюда призыв к примирению с самой действительностью,
отказ от построения должного разумного
права и государства и стремление оправдать
как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское
общество и политическое государство,
трактуя гражданское общество как опосредованную
трудом систему потребностей, которая
покоится на господстве частной собственности
и всеобщем формальном равенстве. Также
разделяет сословия и подразделяет политическое
государство на три власти, считая подлежащее
разделение властей в государстве гарантией
публичной свободы. Высшим моментом идеи государства
– это то, что Гегель выделил национальную
сущность государства, поделив всемирную
историю мира на четыре всемирно-исторических
мира, возвеличивал при этом германские
народы и приукрашивая степень развитости
Пруссии и других немецких государств.
Основные произведения Гегеля:
«Феноменология духа», «Наука логики»,
«Философия права».
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель,
творческие достижения которого представляют
собой заметную веху во всей истории
философской и
Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как. «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.
В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) – одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.
Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия)
В этой связи существенно
иметь в виду два момента: 1) материал
гегелевского политико-правового учения
(право, государство, общество и т.п.)
относится к ступени
Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. «Наше произведение, – отмечает Гегель, – поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть...» Подчеркивая своеобразие своего философского подхода к праву, он писал: «Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собою разум предмета, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».
Философский подход Гегеля к сфере объективного духа предполагает повторение принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку, согласно Гегелю, метод развертывается в систему.
Важно вместе с тем иметь в виду, что основополагающая для всей гегелевской философии идея тождества мышления и бытия преломляется в его философии государства и права в тезис о тождестве разумного и действительного, причем под действительным имеется в виду не все существующее, а лишь необходимое и существенное в нем. В этом смысле следует понимать знаменитое гегелевское положение: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».
В отличие от юриспруденции,
изучающей юридические законы (позитивное
право), философская наука о
В сфере объективного духа свобода впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. В философии права Гегель как раз и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность.
Познание политико-правового
мира в рамках гегелевской философии
объективного идеализма предстает
как его мысленное сотворение,
постижение и воспроизведение его
разума. Это трактуется как осуществление
понятия права в
Право, по Гегелю, состоит
в том, что наличное бытие вообще
есть наличное бытие свободной воли,
диалектика которой совпадает с
философским конструированием системы
права как царства
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
I. На ступени объективного
духа, где все развитие определяется
идеей свободы, «свобода» и
«право» выражают единый смысл;
II. Система права как
царство осуществленной
На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства (государство как правовое образование, как наиболее конкретное право). Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
III. Право как закон
(позитивное право) является
Превращение права в себе
в закон путем
Различая право и закон,
Гегель в то же время стремится
в своей конструкции исключить
их противопоставление. Как крупное
недоразумение расценивает он «превращение
отличия естественного или
Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Но в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, – подчеркивает Гегель, – является для последнего чем-то случайным и не касается его природы». По природе же положительное право как ступень самого понятия права – разумно. Закон – это конкретная форма выражения права.
Таким образом, в гегелевской
философии права речь идет о праве
и законе в их развитой (т.е. соответствующей
их понятию) форме. Тем самым вне
границ такого философского (логико-понятийного)
анализа оказываются все
Признавая заслугу Монтескье
в выделении исторического
С этих позиций Гегель резко
критикует взгляды теоретиков исторической
школы права и защитника
В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность.
Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это – право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».