Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:33, контрольная работа
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.
С этих позиций он критикует как проект идеального государства Платона, так и различного рода иные требования фактического равенства. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению «В природе вещей,– признает Гегель, – заключается абсолютное право раба добывать себе свободу»
Необходимым моментом в осуществлении
разума является, по Гегелю, договор, в
котором друг другу противостоят
самостоятельные лица – владельцы
частной собственности. Предметом
договора может быть лишь некоторая
единичная внешняя вещь, которая
только и может быть произвольно
отчуждена ее собственником. Поэтому
Гегель отвергает взгляд Канта на
брак как на договор, а также различные
версии договорной теории государства.
Договор исходит из произвола
отдельных лиц. Всеобщее же, представленное
в нравственности и государстве,
не есть результат произвола
Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).
Преступление – это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности.
Снятие преступления через наказание приводит, по гегелевской схеме конкретизации понятия права, к морали. На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право и мораль
являются двумя односторонними моментами,
которые приобретают свою действительность
и конкретность в нравственности,
когда понятие свободы
Гегель различает гражданское
общество и политическое государство
Под гражданским обществом при
этом по существу имеется в виду
буржуазное общество. «Гражданское общество,–
пишет Гегель,– создано, впрочем,
лишь в современном мире, который
всем определениям идеи предоставляет
впервые их право» Гражданское общество
– сфера реализации особенных, частных
целей и интересов отдельной
личности С точки зрения развития
понятия права – это
На ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столкновений частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом.
Гегель изображает гражданское
общество как раздираемое
В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия 1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне), 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники)
В ходе освещения социально-
Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности. Диалектика внутренних противоречий заставляет общество выйти за свои границы – в поисках новых возможностей в международной торговле и в колонизации.
К современным формам колонизации,
сопровождавшимся закабалением отсталых
стран и народов, Гегель в принципе
относился отрицательно. «Освобождение
колоний,– подчеркивал он,–
В разделе о гражданском
обществе Гегель освещает также вопросы
закона (положительного права), правосудия
и деятельности полиции, хотя эта
тематика в соответствии с принципом
конкретизации понятия права
должна была бы рассматриваться в
той части «Философии права», где
речь идет о государстве. Обоснование
Гегелем такого изменения в структуре
изложения приобретает
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы – в область государства.
Общество и государство,
по гегелевской концепции, соотносятся
как рассудок и разум: общество –
это «внешнее государство», «государство
нужды и рассудка», а подлинное
государство – разумно. Поэтому
в философско-логическом плане общество
расценивается Гегелем как
Развитие гражданского общества
уже предполагает, по Гегелю, наличие
государства как его основания.
«Поэтому в действительности,–
Гражданское общество в освещении
Гегеля – это опосредованная трудом
система потребностей, покоящаяся на
господстве частной собственности
и всеобщем формальном равенстве
людей. Формирование такого общества,
которого не было в древности и
в средневековье, связано с утверждением
буржуазного строя. Гегель подметил
этот существенный факт новейшего социально-
Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «То, что есть государство,– пишет Гегель,– это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Хотя Гегель и признает возможность плохого, дурного государства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, т.е. действительного разумного государства.
Гегелевская идея государства, таким образом, представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Наличие идеи государства
Гегель констатирует лишь применительно
к развитым европейским государствам
современной ему исторической эпохи,
в которых реализована
В своей концепции государства
Гегель синтезирует античную платоновско-аристотелевскую
мысль о государстве как
Государство как нравственное
целое в трактовке Гегеля –
не агрегат атомизированных
В гегелевском разумном государстве
диалектически
Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.
В философии права Гегеля
античная мысль о полисном правлении
(о полисе-государстве как
результатом этого синтеза
и является гегелевская концепция
правового государства. Поскольку
у Гегеля само государство есть правовое
образование (конкретное право), а различные
права и свободы действительны
лишь на базе и в рамках государства,
гегелевская концепция права
и государства представляет собой
специфический этатистский